Основная информация

Дата опубликования: 12 марта 2008г.
Номер документа: RU77000200800092
Текущая редакция: 6
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Московская городская Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 12 марта 2008 года № 11

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

(в ред. Закона города Москвы от 04.04.2012 № 6, от 02.10.2013 № 50, от 24.06.2015 № 35, от 22.11.2017 № 42, от 11.12.2019 № 35)

Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в городе Москве (далее - охрана труда).

Статья 1. Законодательство города Москвы об охране труда

Законодательство города Москвы об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы (далее - работодатели);

2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (далее - работники);

3) лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя (при выполнении ими какой-либо работы по поручению работодателя или его представителя либо осуществлении иных правомерных действий, совершаемых в интересах работодателя), к которым относятся:

а) работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

б) обучающиеся, проходящие производственную практику;             

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

в) лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

д) лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;

е) члены производственных кооперативов, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Статья 3. Требования охраны труда

1. На территории города Москвы действуют государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и содержащие правила,  процедуры, критерии и нормативы направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Разработка нормативных правовых актов города Москвы об охране труда осуществляется с учетом мнения соответствующих органов социального партнерства города Москвы.

4. Требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами организаций, расположенных на территории города Москвы, не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы.

Статья 4. Принципы и основные направления государственной политики города Москвы в области охраны труда

1. Государственная политика города Москвы в области охраны труда основывается на принципах:

1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.

2. Основными направлениями государственной политики города Москвы в области охраны труда являются:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, способствующих достижению безопасных условий труда, снижению уровней профессиональных рисков и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Закона города Москвы от 04.04.2012 № 6)

2) организация и обеспечение государственного управления охраной труда;

3) принятие и реализация государственных программ города Москвы, включающих мероприятия по охране труда, с участием в этой работе     профессиональных союзов;

          (в ред. Закона г. Москвы от 02.10.2013 № 50)

4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

5) содействие заключению коллективных договоров, соглашений, содержащих обязательства сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда;

6) разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и оценка профессиональных рисков;

(в ред. Закона города Москвы от 04.04.2012 № 6)

7) защита прав и законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) содействие обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

9) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

10) участие в финансировании мероприятий по охране труда;

11) организация проведения государственной экспертизы условий труда;

(в ред. Законов г. Москвы от 02.10.2013 № 50, от 24.06.2015 № 35)

12) участие в расследовании несчастных случаев на производстве в соответствии с федеральным законодательством;

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

13) правовое просвещение работодателей, работников и жителей города Москвы в области охраны труда;

14) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы в области охраны труда и управления профессиональными рисками;

(в ред. Закона города Москвы от 04.04.2012 № 6)

15) организация подготовки специалистов по охране труда и повышения их квалификации.

Статья 5. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

1. В городе Москве должно быть гарантировано и обеспечено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, коллективными договорами и соглашениями.

2. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в реализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, коллективным договорам и соглашениям.

Статья 6. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

Работодатель обязан обеспечить:

1) выполнение требований охраны труда;

2) рассмотрение возможности применения дисциплинарного взыскания к работнику, не соблюдающему требования охраны труда;

3) выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза;

4) разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения профессионального союза или иного уполномоченного работниками органа и в соответствии с требованиями охраны труда;

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

4.1) проведение специальной оценки условий труда, предусмотренной статьей 16.1 настоящего Закона, в соответствии с нормами федерального законодательства;

(в ред. Закона г. Москвы от 24.06.2015 № 35)

5) соответствующую численность службы охраны труда без дальнейшего ее необоснованного сокращения или ликвидации.

6) выполнение иных требований в области охраны труда, установленных в соответствии с федеральным законодательством.

(п. 6 введен  Законом города Москвы от 22.11.2017 № 42)

Статья 7. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда на территории города Москвы осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Правительство Москвы, органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий.

(в ред. Закона г. Москвы от 02.10.2013 № 50)

Статья 8. Полномочия Правительства Москвы в области охраны труда

1. Правительство Москвы осуществляет следующие полномочия в области охраны труда:

1) обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда;

2) осуществление государственного управления охраной труда в пределах полномочий города Москвы;

3) принятие нормативных правовых актов города Москвы в области охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

4) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в области охраны труда на принципах социального партнерства и во взаимодействии с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.

3. Органы исполнительной власти города Москвы в рамках своей компетенции осуществляют следующие полномочия в области охраны труда:

1) реализация государственной политики в области охраны труда в городе Москве;

2) проведение мониторинга состояния условий и охраны труда, организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы;

3) организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда;

(в ред. Закона г. Москвы от 24.06.2015 № 35)

4) координация проведения обучения работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

5) участие в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

6) проведение анализа состояния условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории города Москвы;

7) контроль за реализацией предупредительных и профилактических мер, направленных на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на территории города Москвы;

8) обеспечение работы комиссий по охране труда;

9) взаимодействие с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками, при реализации государственной политики в области охраны труда;

10) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 02.10.2013 № 50)

Статья 9. Полномочия органа исполнительной власти города Москвы, уполномоченного в области охраны труда

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в рамках своей компетенции осуществляют следующие функции в области охраны труда:

1) проведение анализа состояния условий и охраны труда в муниципальных предприятиях и учреждениях;

2) участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом.".

3. Статьи 10-12 признать утратившими силу.

4. Часть 4 статьи 14 изложить в следующей редакции:

"4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, финансируемых из бюджета города Москвы, осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание, и иных источников, предусмотренных законодательством.

(в ред. Закона г. Москвы от 02.10.2013 № 50)

Статьи 10 - 12. Утратили силу. – Закон г. Москвы от 02.10.2013 № 50.

Статья 12. Полномочия территориальных органов исполнительной власти города Москвы в области охраны труда

Территориальные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие полномочия в области охраны труда:

1) осуществляют координацию деятельности организаций и общественных объединений по охране труда;

2) разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников, снижение профессиональных рисков, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

(в ред. Закона города Москвы от 04.04.2012 № 6)

3) принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

4) создают межведомственные комиссии по охране труда и организуют их работу;

5) участвуют в разработке и реализации городских целевых программ улучшения условий и охраны труда;

6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 13. Обеспечение охраны труда

1. Обеспечение охраны труда осуществляется в соответствии с требованиями охраны труда.

2. Для сотрудничества работодателей и работников в решении вопросов охраны труда в организациях создаются и действуют в порядке, установленном федеральным законодательством комитеты (комиссии) по охране труда.

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

3. Утратила силу. – Закон города Москвы от 04.04.2012 № 6.

Статья 14. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

1. Финансирование городских, отраслевых, территориальных мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

4. 4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, финансируемых из бюджета города Москвы, осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание, и иных источников, предусмотренных законодательством.

(в ред. Закона г. Москвы от 02.10.2013 № 50)

5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях в расчете на одного работника осуществляется в размерах, устанавливаемых в Московском трехстороннем соглашении, соглашениях и коллективных договорах, но не ниже предусмотренных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В городе Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

Государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

Статья 16. Государственная экспертиза условий труда

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

2. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления данной экспертизы документы и другие материалы, а также обладают иными правами, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 16.1. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях.

(в ред. Закона города Москвы от 11.12.2019 № 35)

Статья 17. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.

2. Лица, уполномоченные на проведение общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, действуют в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

3. В городе Москве профессиональные союзы в лице их соответствующих органов имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Статья 18. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Закона города Москвы от 22.11.2017 № 42)

Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением пункта 8 статьи 9 настоящего Закона.

2. Пункт 8 статьи 9 настоящего Закона вступает в силу с 1 сентября 2008 года.

3. Признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 "Об охране труда в городе Москве";

2) Закон города Москвы от 26 декабря 2001 года № 74 "О внесении изменений в статьи 5, 7, 9, 11, 12, 13, 21 Закона города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 "Об охране труда в городе Москве";

3) Закон города Москвы от 11 февраля 2004 года № 6 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 "Об охране труда в городе Москве";

4) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года № 80 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 "Об охране труда в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

12 марта 2008 года

№ 11

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 31.05.2018
Рубрики правового классификатора: 060.020.140 Охрана труда

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать