Основная информация

Дата опубликования: 18 декабря 2012г.
Номер документа: RU175063032012001
Текущая редакция: 18
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Тыва
Принявший орган: Сход граждан сельского поселения сумона Тоолайлыг Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва
Раздел на сайте: Уставы муниципальных образований
Тип документа: Уставы МО

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Принят решением схода граждан

СХОД ГРАЖДАН

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СУМОН ТООЛАЙЛЫГ МОНГУН-ТАЙГИНСКОГО КОЖУУНА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

от 18 декабря  2012 г.                                                         № 21

УСТАВ

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СУМОН ТООЛАЙЛЫГ МОНГУН-ТАЙГИНСКОГО КОЖУУНА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

              Действуя на основании Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва, проявляя уважение к историческим и культурным традициям муниципального поселения, сход граждан сельского поселения сумон Тоолайлыг  муниципального района  «Монгун-Тайгинский кожуун Республики  Тыва» принимает настоящий Устав.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Устав сумона Тоолайлыг

Устав сельского поселения «сумона Тоолайлыг» (далее – Устав) является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регулирующим вопросы организации и деятельности местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и Республики Тыва о местном самоуправлении с учетом особенностей и историко-культурных традиций, устанавливающим систему местного самоуправления, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и гарантии его осуществления на территории муниципального поселения.

Правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Республики Тыва и настоящему Уставу.

Настоящий Устав действует на всей территории муниципального образования.

Настоящий Устав подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в  соответствии с действующим законодательством.

Статья 2. Наименование и статус муниципального образования.

1. Наименование муниципального образования– администрация сельского поселения сумон Тоолайлыг Монгун-Тайгинского кожууна  (далее по тексту - сумон Тоолайлыг и поселение равнозначные по значению выражения).

2. Сумон Тоолайлыг -это муниципальное образование, в пределах которого осуществляется в целях решения вопросов местного значения  населением непосредственно и иные органы местного самоуправления, имеются муниципальная собственность, местный бюджет.

Статья 3. Границы и состав территории сельского поселения сумона Тоолайлыг.

1. Сельское поселение «Сумон Тоолайлыг» расположен на территории Республики Тыва в границах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Тыва.

2. Административным центром поселения  является – село Тоолайлыг.

3. Изменение границ  сельского поселения осуществляется законом Республики Тыва по инициативе населения сельского поселения, выразивших на местном референдуме.

4. Территория сельского поселения Тоолайлыг входит в состав территории муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва».

Статья 4. Символика  муниципального образования.

Сумон Тоолайлыг вправе иметь собственную символику (Герб, флаг, эмблему, иную символику), отражающую исторические, культурно-национальные, социально-этнические, национальные и иные местные традиции.

Описание и порядок официального использования символики сумона Тоолайлыг устанавливается решением схода граждан.

              Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья  5. Вопросы местного значения.

     1.К вопросам местного значения сумона Тоолайлыг относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета сумона Тоолайлыг и контроль за исполнение данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах сумона Тоолайлыг электро-, тепло - газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом   в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности  дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

         7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

         8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

11)создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

12)организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

13)создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

14)сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного   (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

15) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

16) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и  массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

17) создание условий для массового отдыха жителей поселения  и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение  свободного доступа  граждан  к водным объектам  общего пользования  и их береговым полосам;

18) формирование архивных фондов поселения;

19) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

20) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

        21) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении  строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций  об устранении  выявленных  в ходе  таких осмотров  нарушений;

        22) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;

        23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

        24) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

        25) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

        26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

        27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление  муниципального контроля  в области  использования  и охраны  особо охраняемых  природных  территорий  местного значения;

        28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

        29) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

        30) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

        31) осуществление муниципального лесного контроля;

        32) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

        33) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

        34) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

        35) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях;

        36) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

        37) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

        38) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

39) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Статья 6. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

    1. Органы местного самоуправления поселения имеют право на:

       1) создание музеев поселения;

       2)осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;

       3)совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

       4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; 

      5) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;

        6) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;

        7) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

       8) создание муниципальной пожарной охраны;

       9) создание условий для развития туризма;

      10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

      11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

       2. Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики   за счет   доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности относится:

1.Подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2.Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3. Утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4.Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ.

5. Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сумона Тоолайлыг.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

        1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сумона Тоолайлыг обладают следующими полномочиями:

1) принятие Устава поселения и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов сумона Тоолайлыг;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового  обеспечения  деятельности  муниципальных казенных  учреждений  и финансового обеспечения  выполнения  муниципального  задания бюджетными  и автономными  муниципальными учреждениями, а также  формирование  и размещение  муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые  муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

6) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

7) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

8) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

9) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

10) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

11) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

12) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

13) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления сумона Тоолайыг вправе принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных  пунктами 8-10, 17 и 20 части 1 статьи 5 Устава.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители сумона Тоолайлыг в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более, чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Статья 9. Осуществление отдельных государственных полномочий органов местного самоуправления сумона Тоолайлыг.

1. Полномочия органов местного самоуправления сумона Тоолайлыг, установленные федеральными законами и законами Республики Тыва, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления сумона Тоолайлыг.

2. Наделение органов местного самоуправления сумона Тоолайлыг отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Республики Тыва, отдельными государственными полномочиями Республики Тыва - законами Республики Тыва. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва законами Республики Тыва допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сумона Тоолайлыг, осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.

4. Органы местного самоуправления сумона Тоолайлыг несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных поселению на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

ГЛАВА III . УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 10 . Права граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление путем референдумов, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления граждан, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Иностранные граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории сумона Тоолайлыг, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Граждане, проживающие на территории сумона Тоолайлыг, имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 11. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления

1. На территории сумона Тоолайлыг действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва.

2. Органы местного самоуправления сумона Тоолайлыг обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по защите прав населения на осуществление местного самоуправления.

Статья 12. Сход граждан

1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения, в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения;

2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;

3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;

4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;

5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;

6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

2. Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

3. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законом Республики Тыва.

Статья 13. Голосование по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения

1. Голосование по вопросам изменения границ  сумона Тоолайлыг, преобразования  сумона Тоолайлыг проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Тыва «О местном референдуме в Республике Тыва».

2. Голосование по вопросам изменения границ сумона Тоолайлыг, преобразования сумона Тоолайлыг  считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей поселения или части поселения, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ сумона Тоолайлыг, преобразование  сумона Тоолайлыг считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей  сумона Тоолайлыг или части поселения.

3. Итоги голосования по вопросам изменения границ сумона Тоолайлыг, преобразования  сумона Тоолайлыг и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 14. Муниципальные выборы

1. Выборы главы сумона Тоолайлыг осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Решение о назначении выборов главы поселения принимается сходом граждан сумона  Тоолайлыг   за 85 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов  подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Если голосование не будут назначены в указанный срок сходом граждан, голосование назначаются муниципальной избирательной комиссией сумона Тоолайлыг  за 75 дней до дня голосования.

4. Решение муниципальной избирательной комиссии сумона Тоолайлыгский о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи 13 Устава поселения срока официального опубликования решения о назначении выборов.

5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Тыва.

6. Выборы главы поселения проводятся по одному избирательному округу, включающему всю территорию  сумона Тоолайлыг.

                7. Итоги голосования муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 15. Голосование по отзыву главы сумона Тоолайлыг

1. Голосование по отзыву главы поселения проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Республики Тыва для проведения местного референдума, с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Выдвижение инициативы проведения отзыва главы поселения не может быть осуществлено ранее, чем через 6 месяцев со дня регистрации избирательной комиссией сумона Тоолайлыг вступления в должность главы поселения и позднее, чем за 12 месяцев до окончания установленного срока их полномочий.

Датой внесения предложения об отзыве главы поселения считается дата поступления ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению отзыва (далее по тексту настоящей статьи - инициативная группа) в избирательную комиссию сумона Тоолайлыг.

3. Основанием для отзыва главы поселения являются однократное грубое  нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва, настоящего Устава, иных муниципальных правовых актов. Указанные нарушения проявляются в форме конкретных противоправных решений или действия (бездействия) и могут служить основанием для отзыва в случае их подтверждения в судебном порядке.

4. Под грубым нарушением правовых актов понимается:

- решение, действие (бездействие) главы поселения, повлекшие за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан; нарушение срока издания главой поселения муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме.

Под систематическим нарушением правовых актов понимается совершение главой поселения двух и более нарушений, повлёкших нарушения прав и свобод граждан, иных нарушений, подтверждённых в судебном порядке.

5. Выдвижение инициативы проведения отзыва возможно только в связи с правонарушениями, совершёнными в период текущего срока полномочий: главой поселения со дня его вступления в должность.

Предложение о проведении голосования по отзыву может быть внесено не позднее чем через 6 месяцев со дня совершения либо со дня, когда инициативной группе стало известно о совершении главой поселения последнего правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

6. При совершении главой поселения правонарушений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (кроме грубого правонарушения), инициативная группа письменно предупреждает главу поселения впредь не допускать правонарушений, которые могут служить основанием для их отзыва.

7. Инициативная группа вправе принять решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву главы поселения в случае:

- либо совершения главой поселения  грубого правонарушения впервые;

- либо совершения повторно правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

Инициативная группа обязана письменно уведомить главу поселения о времени и месте проведения своего собрания (заседания) по выдвижению инициативы проведения голосования по его отзыву. Лицо, в отношении которого выдвигается инициатива проведения голосования по отзыву, вправе присутствовать при рассмотрении этого вопроса на собрании (заседании) и давать устные или представлять письменные объяснения.

8. Инициативная группа обращается с ходатайством о регистрации в муниципальную избирательную комиссию сумона Тоолайлыг, которая со дня его получения действует в качестве комиссии отзыва.

В ходатайстве инициативной группы должны быть указаны сведения и приложены документы, предусмотренные федеральными законами, законом Республики Тыва для проведения местного референдума, а также:

1) указано правонарушение (правонарушения), послужившее (послужившие) основанием для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву с приложением решения суда (официально заверенной копии), подтверждающего совершение главой поселения правонарушения (правонарушений);

2) протокол собрания (заседания) инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву;

9. Избирательная комиссия сумона Тоолайлыг в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федеральных законов, закону Республики Тыва и настоящему Уставу о регистрации инициативной группы, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

В случае регистрации инициативной группы избирательная комиссия сумона Тоолайлыг выдаёт ей регистрационное свидетельство и удостоверения её членам, а также доводит информацию о регистрации инициативной группы до населения. Избирательная комиссия сумона Тоолайлыг извещает о принятом решении главу поселения в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, а также по просьбе указанного лица предоставляет ему копии решения о регистрации инициативной группы, ходатайства о её регистрации и приложенных к нему документов.

В случае отказа инициативной группе в регистрации, ей выдаётся соответствующее решение, в котором указываются основания отказа.

10. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, составляет 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории поселения.

В подписном листе, форма которого утверждается избирательной комиссией сумона Тоолайлыг, указывается правонарушение (правонарушения), послужившее (послужившие) основанием для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.

11. При рассмотрении сходом граждан сумона Тоолайлыг вопроса о назначении голосования по отзыву главы поселения, глава поселения вправе дать устные или представить письменные объяснения. При принятии решения глава поселения в голосовании не участвует.

12. Голосование по отзыву должно быть проведено не позднее чем через 65 дней со дня принятия решения о назначении голосования по отзыву. Указанное решение подлежит официальному обнародованию не менее чем за 45 дней до дня голосования.

13. Глава поселения имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его отзыва.

14. Глава поселения считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в поселении.

15. Избирательная комиссия сумона Тоолайлыг  регистрирует отзыв главы  поселения в день определения результатов голосования по отзыву.

16. Итоги голосования по отзыву депутата, главы поселения и принятые решения подлежат официальному обнародованию.

17. Члены инициативной группы, не собравшей в установленный срок требуемое количество подписей, не могут повторно выступать с инициативой проведения голосования по отзыву главы поселения по тем же основаниям ранее, чем через один год с последнего дня периода сбора подписей.

В случае принятия решения об отказе в проведении голосования по отзыву члены соответствующей инициативной группы не могут в течение одного года со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения голосования по отзыву того же депутата, главы поселения по тем же основаниям.

Если отзыв был признан несостоявшимся или по результатам голосования глава поселения не был отозван, повторное выдвижение инициативы проведения голосования по его отзыву по тем же основаниям возможно не ранее чем через один год со дня официального обнародования общих результатов отзыва.

Статья 16. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории сумона для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в сумоне непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление сумона Тоолайлыг может осуществляться в пределах следующих  территорий проживания  граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся  поселением, иные территории  проживания граждан.

4. Границы территорий, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление поселения устанавливается сходом граждан сумона Тоолайлыг по предложению населения, проживающего на данной территории.

5. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

6. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления сумона Тоолайлыг.

Собрание граждан  по вопросам  организации и осуществления  территориального  общественного  самоуправления  считается правомочным, если в нем принимают участие  не менее одной трети  жителей  соответствующей  территории, достигших  шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан  по вопросам  организации  и осуществления  территориального  общественного  самоуправления  считается правомочной, если  в ней принимают участие  не менее двух третей  избранных  на собраниях  граждан  делегатов, представляющих  не менее одной  трети  жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. 

7. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется Положением о территориальном общественном самоуправлении, утвержденным сходом граждан сумона Тоолайлыг.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

8. Собрание  граждан по вопросам организации  и осуществления  территориального  общественного  самоуправления  считается правомочным, если в нем принимают  участие  не менее  одной трети  жителей соответствующей  территории, достигших шестнадцатилетнего  возраста.

Конференция  граждан по вопросам  организации  и осуществления  территориального общественного  самоуправления  считается  правомочной, если в ней  принимают  участие  не менее  двух третей избранных  на собраниях  граждан  делегатов,  представляющих  не менее  одной трети  жителей соответствующей территории  достигших  шестнадцатилетнего возраста.

Статья 17. Собрание и конференция граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления   и должностных лиц местного самоуправления  сумона Тоолайлыг, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории  сумона Тоолайлыг могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения сумона Тоолайлыг, главы сумона Тоолайлыг, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

3. Порядок назначения и проведения собрания и конференции граждан определяется уставом территориального общественного самоуправления.

4. Итоги проведения собрания и конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 18. Правотворческая инициатива граждан

1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа сумона Тоолайлыг граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном решением схода граждан.

       2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

       3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 19 . Публичные слушания

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сумона Тоолайлыг, главой сумона Тоолайлыг могут проводиться публичные слушания.

2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением схода граждан сумона Тоолайлыг и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сумона Тоолайлыг о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сумона Тоолайлыг, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Статья 20.  Обращения граждан в органы местного самоуправления  сумона   Тоолайлыг

         1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления сумона Тоолайлыг.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА IV. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  СУМОНА ТООЛАЙЛЫГ

Статья 21 . Органы местного самоуправления поселения

1. Структуру органов местного самоуправления сумона Тоолайлыг составляет глава поселения, администрация сумона Тоолайлыг (исполнительно- распорядительный орган), контрольно-счетный орган сумона Тоолайлыг, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Органы местного самоуправления  сумона Тоолайлыг не входят в систему органов государственной власти.

3. Изменение структуры органов местного самоуправления  сумона Тоолайлыг осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

4. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления  сумона Тоолайлыг осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета поселения.

Статья 22. Представительный орган сумона Тоолайлыг

Представительный орган поселения не формируется, так как численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

1. Полномочия представительного органа  осуществляется сходом граждан. В исключительной компетенции схода граждан сумона Тоолайлыг находится:

1) принятие устава поселения и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия поселения в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления сумона Тоолайлыг;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления сумона Тоолайлыг полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального  образования в отставк

2. Сход граждан заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, председателя администрации о результатах их деятельности, деятельности администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных сходом граждан;

                3. Нормативные правовые акты, принятые сходом граждан сумона Тоолайлыг, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение сходе граждан сумона Тоолайлыг только по инициативе председателя местной администрации или при наличии заключения председателя  местной администрации.

Статья 23. Глава сумона

1. Глава сумона Тоолайлыг является высшим должностным лицом поселения.

2. Глава сумона Тоолайлыг избирается на муниципальных выборах сроком на 4 года и является одновременно председателем администрации.

3. Глава сумона Тоолайлыг  представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения в судах общей юрисдикции, Конституционном суде Республики Тыва, Арбитражном суде Республики Тыва.

4. Глава сумона Тоолайлыг обнародует в порядке установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые сходом граждан.

5. Глава сумона Тоолайлыг издает в пределах своих полномочий правовые акты.

6. Глава сумона Тоолайлыг вправе   созывать внеочередной сход граждан.

7. Полномочия главы сумона Тоолайлыг начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы сумона Тоолайлыг.

8. Глава сумона Тоолайлыг подконтролен и подотчетен населению и сходу граждан

8.1. Глава муниципального образования представляет сходу граждан ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет администрацию, о результатах деятельности администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных сходом граждан.

8.2. Обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва.

9. Глава сумона  должен соблюдать  ограничения  и запреты  и исполнять  обязанности, которые установлены Федеральным законом  от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

10. Полномочия главы сумона Тоолайлыг  прекращаются досрочно в случаях:

1)смерти;

2)отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления  в Российской Федерации";

3.1) удаления в отставку  в соответствии со статьей 74.1  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления  в Российской Федерации";

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин  Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва  избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы поселения.

11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования;

12) утраты сельским поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;

14. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет заместитель председателя администрации;

15) увеличения численности избирателей  муниципального образования  более чем на 25 процентов, происшедшего  вследствие изменения границ муниципального образования;

              Статья 24. Администрация сумона Тоолайлыг

1. Администрация  сумона Тоолайлыг является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования поселения.       

2. Администрацию возглавляет председатель администрации, который одновременно является главой сумона Тоолайлыг на принципах единоначалия.

2.1. Глава местной Администрации должен соблюдать ограничения  и запреты  и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом  от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

3. Структура администрации утверждается  сходом граждан сумона Тоолайлыг по представлению председателя администрации.

4. Администрация  сумона Тоолайлыг подотчетна  сходу граждан поселения по вопросам его компетенции и государственным органам по вопросам, связанным с полномочиями этих органов.

5. Администрация формируется главой поселения на основе  общей структуры местной администрации, утвержденной сходом граждан сумона Тоолайлыг   

        6. Работники   администрации поселения, замещающие в соответствии со штатным расписанием, утвержденным главой поселения, должности муниципальной службы, составляют аппарат местной администрации   сумона Тоолайлыг.

       7. Функции и полномочия органа администрации поселения, а также организация и порядок их деятельности определяются Положением, утверждаемыми главой  сумона Тоолайлыг.

Статья 25. Компетенция  администрации

1. К компетенции администрации сумона Тоолайлыг относится:

1) обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления  сумона Тоолайлыг по реализации вопросов местного значения;

2) обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления  сумона Тоолайлыг по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, уставом и иным муниципальными правовым актами, принятыми сходом граждан и постановлениями и распоряжениями главы  сумона Тоолайлыг;

3) осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва;

4) подготовка проектов решений сходов граждан сумона Тоолайлыг, постановлений и распоряжений главы  сумона Тоолайлыг, иных местных нормативно - правовых актов;

5) разработка программ и планов социально - экономического развития  сумона Тоолайлыг и обеспечение их выполнения;

6) разработка местного бюджета, обеспечение его исполнения и подготовка отчета о его исполнении;

7) управление и распоряжение муниципальной собственностью;

8) разработка генерального плана, проектов планировки и застройки, а также планов землеустройства на территории поселения;

9)  участие в охране окружающей среды;

10) координация деятельности муниципальных учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта;

11) управление муниципальным жилищным фондом и коммунальным бытовым хозяйством.

Статья 26. Муниципальная служба

1. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, устанавливается в соответствии федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Республики Тыва и настоящим Уставом.

2. Приём на муниципальную службу, как правило, осуществляется в порядке назначения на должность.

3. Замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы должно производиться на конкурсной основе.

4. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределённый срок, или срочного трудового договора.

5. Наряду с основаниями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по иным основаниям, установленным Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Статья 27. Контрольно-счетный  орган поселения

       1.Контрольно-счетный орган  муниципального образования  образуется  представительным органом муниципального образования.

       2.Порядок  организации  и деятельности  контрольно-счетного органа  муниципального  образования  определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации  и деятельности  контрольно-счетных органов  субъектов  Российской Федерации  и муниципальных образований", Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления  в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными  нормативными  правовыми актами  Российской Федерации, муниципальными  нормативными правовыми актами. В случаях  и порядке, установленных  федеральными законами, правовое регулирование  организации деятельности  контрольно-счетных органов  муниципальных образований  осуществляется  также  законами субъектов Российской Федерации.

Статья 28. Избирательная комиссия поселения

1. Избирательная комиссия  сумона Тоолайлыг организует подготовку и проведение муниципальных выборов главы сумона Тоолайлыг, подготовку и проведение местного референдума, голосования по отзыву  главы  сумона Тоолайлыг, голосования по вопросам изменения границ  и преобразования  сумона Тоолайлыг.

2. Избирательная комиссия является муниципальным органом сумона Тоолайлыг, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Формирование и полномочия избирательной комиссии, порядок и гарантии ее деятельности регулируются федеральными законами, законами Республики Тыва, настоящим Уставом.

ГЛАВА V МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПОСЕЛЕНИЯ

Статья 29. Система муниципальных правовых актов поселения

1. В систему муниципальных правовых актов сумона Тоолайлыг входят:

1) Устав сельского поселения сумона Тоолайлыг, правовые акты, принятые на сходе граждан;

2) правовые акты главы сумона Тоолайлыг, местной администрации и иных органов  местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления, предусмотренных уставом  муниципального образования.

2. Устав поселения сумона Тоолайлыг и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов сумона Тоолайлыг.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории  сумона Тоолайлыг.

4. Глава  сумона Тоолайлыг в пределах своих полномочий, издает постановления и распоряжения  по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Глава муниципального образования  издает постановления  и распоряжения  по иным вопросам, отнесенным  к его компетенции уставом муниципального образования  в соответствии  с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации  местного самоуправления  в Российской Федерации».

4.1. Глава сумона  издает  постановления и распоряжения  по иным вопросам, отнесенным к его компетенции  уставом сумона в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами

5. Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации или обнародованию в доступных местах для ознакомления населения сумона Тоолайлыг.

6. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься главой  сумона Тоолайлыг и органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.

Статья 30. Подготовка муниципальных правовых актов

1. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам Республики Тыва, настоящему Уставу.

2. Проекты муниципальных  правовых актов  могут вноситься  главой муниципального образования, иными выборными органами  местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального  общественного  самоуправления, инициативными  группами граждан, а также  иными субъектами  правотворческой инициативы, установленными  уставом сумона.

3. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Статья 31. Порядок принятия и вступления в силу муниципальных правовых актов

1. Сход граждан сумона Тоолайлыг по вопросам своего ведения принимает решения и правовые акты нормативного и иного характера, которые принимаются открытым голосованием.

2. Решения, носящие нормативный характер, принимаются большинством жителей поселения на сходе граждан сумона Тоолайлыг.

3. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами сумона Тоолайлыг осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, сходе граждан.

4. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения сумона Тоолайлыг, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, глава муниципального образования, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, сходе граждан, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

5. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва главы поселения.

6. Муниципальные правовые акты сумона, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования).                                Обнародование осуществляется путем доведения до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории сумона, текста муниципального правового акта посредством размещения его в специально установленных местах, обеспечения беспрепятственного доступа к тексту муниципального правового акта в органах местного самоуправления.

7. Официальное опубликование производится за счет средств бюджета сумона в печатных средствах массовой информации (газете).

8. Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение не менее чем десять календарных дней с момента их обнародования.

При этом, в случае, если объем подлежащего обнародованию муниципального правового акта превышает 20 печатных листов формата А4 допустимо его обнародование путем издания брошюр с его текстом с одновременным размещением в специально установленных для обнародования местах объявления о порядке ознакомления с текстом акта.

9. Оригинал муниципального правового акта хранится в Администрации.

10. Опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов производится не позднее чем через 15 дней со дня принятия (издания) муниципального правового акта, если иное не предусмотрено федеральным и республиканским законодательством, решениями Хурала представителей, муниципальными правовыми актами Главы сумона

11. В подтверждение соблюдения процедуры обнародования муниципального правового акта составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародованном муниципальном правовом акте, дате начала и окончания его обнародования.

Указанный акт об обнародовании подписывается Главой сумона и представителями учреждений и организаций, в ведении которых находятся места, использованные для обнародования.

12. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

ГЛАВА VI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СУМОНА ТООЛАЙЛЫГ

Статья 32 . Экономическая основа местного самоуправления сумона Тоолайлыг

1. Экономическую основу местного самоуправления сумона Тоолайлыг составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права  сумона Тоолайлыг.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Статья 33 . Муниципальное имущество

1. В собственности  муниципальных образований  может находиться:

      1) указанное в части 2-4  настоящей статьи имущество, предназначенное  для    решения вопросов местного значения;

2) имущество для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Тыва, а также имущество, предназначенное  для осуществления  отдельных полномочий  органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном  частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления  в Российской Федерации»;    

      3) имущество для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми на сходе граждан  сумона Тоолайлыг.

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

2. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения сумона Тоолайлыг:                                                                                                                   

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов  сумона Тоолайлыг;

2) автомобильные дороги местного значения  в границах  населенных пунктов  поселения, а также  имущество предназначенное  для обслуживания  таких автомобильных дорог;

2.1) имущество, предназначенное  для организации  охраны общественного порядка  в границах поселения;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в  поселении  и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах  поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах  поселения;

6) имущество, предназначенное  для обеспечения  первичных мер  пожарной безопасности;

7) имущество библиотек поселения;

              8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей  поселения  услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на поселения   физической культуры и массового  спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории  поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности  поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды,  обводненные карьеры на территории  поселения;

17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

20) имущество, предназначенное для  развития  малого и среднего  предпринимательства  в поселении, в том  числе  для формирования  и развития  инфраструктуры  поддержки  субъектов  малого  и среднего  предпринимательства;

2.1. В собственности  поселения  может находиться  иное имуществ, необходимое  для осуществления  полномочий  по решению  вопросов местного значения поселений;

Статья 34. Местный бюджет

1. Местный бюджет  сумона Тоолайлыг разрабатывается администрацией сумона Тоолайлыг и утверждается на сходе граждан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах  организации  местного  самоуправления  в Российской Федерации" принимаемыми в соответствии  ними законами Республики Тыва.

2. Порядок разработки, утверждения и исполнения местного бюджета определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в поселении, утверждаемым сходом граждан сумона Тоолайлыг в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации, законами Республики Тыва.

3. Расходование средств бюджета  сумона Тоолайлыг осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных нормативными правовыми актами, принятыми на сходе граждан о бюджете поселения на очередной финансовый год.

4. Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Тыва.

Статья 35. Доходы местного бюджета поселения

1. Доходы местного бюджета  сумона Тоолайлыг формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, других доходов в безвозмездном и безвозвратном порядке поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Тыва, нормативными правовыми актами, принятыми на сходе граждан.

2. К доходам местного бюджета поселения относятся:

- средства самообложения граждан;

- доходы от местных налогов и сборов;

- доходы от региональных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Тыва;

- доходы  от федеральных  налогов  и сборов;

- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения, предоставляемые в соответствии с федеральными законами и законами Республики Тыва;

- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов сумона Тоолайлыг, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

- штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

- добровольные пожертвования;

- иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Тыва и решениями органов местного самоуправления.

Статья 36. Расходы  местного  бюджета  сумона Тоолайлыг

1. Расходы местного бюджета  сумона Тоолайлыг осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Администрация поселения ведет реестр расходных обязательств сумона Тоолайлыг в порядке, установленном решением администрацией поселения  сумона Тоолайлыг.

3. Сход граждан сумона Тоолайлыг определяет размеры и условия оплаты труда главы  сумона Тоолайлыг

4. Размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения устанавливаются нормативными правовыми актами главы  сумона Тоолайлыг.

5. Расходование средств местного бюджета  сумона Тоолайлыг осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных решением схода граждан сумона Тоолайлыг о бюджете поселения на очередной финансовый год.

6. Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Тыва.

Статья 37. Исполнение местного бюджета  сумона Тоолайлыг

1. Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Порядок и сроки разработки проекта бюджета  сумона Тоолайлыг, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе  сумона Тоолайлыг, утверждаемым сходом граждан  сумона Тоолайлыг.

3. Разработку проекта местного бюджета  сумона Тоолайлыг осуществляет администрация  сумона Тоолайлыг.

4. Проект нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год для рассмотрение на сходе граждан вносит глава  сумона Тоолайлыг.

5. Порядок рассмотрения проекта местного бюджета  сумона Тоолайлыг, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета устанавливается Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в поселении, утверждаемым сходом граждан сумона Тоолайлыг.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

После опубликования не более чем через 15 дней проект местного бюджета, отчет о его исполнении выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию в печатном органе.

Статья 38. Муниципальный заказ

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.

3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется Положением о муниципальном заказе, утвержденным сходом граждан поселения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА VII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 39. Ответственность  органов  местного самоуправления

Органы местного самоуправления   и должностные лица  местного самоуправления  сумона Тоолайлыг  несут ответственность  перед населением  поселения, государством, физическими и юридическими  лицами  в соответствии с федеральными законами

Статья 40. Порядок принятия  Устава, порядок  внесения  изменений  и дополнений в Устав.

1. Проект Устава  сумона Тоолайлыг, проект  муниципального правового акта о внесении изменений в Устав  сумона Тоолайлыг  не позднее, чем за 30 дней  до  дня рассмотрения  вопроса  о принятии  Устава сумона  Тоолайлыг  подлежит  официальному опубликованию  (обнародованию).

2. Устав сумона Тоолайлыг, муниципальный правовой акт о внесении изменений  и дополнений в Устав сумона Тоолайлыг, принимаются большинством  в две трети  голосов  от жителей  сумона  Тоолайлыг, имеющих  право участвовать на сходе граждан.

3. Устав сумона Тоолайлыг, муниципальный правовой акт  о внесении изменений  и дополнений в Устав  поселения  подлежат  государственной регистрации  в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 41. Вступление в силу Устава.

1. Настоящий Устав вступает в силу  после прохождения  государственной регистрации ( обнародования).

2. Признать утратившим силу :

Устав  сельского поселения сумона Тоолайлыг Монгун-Тайгинского кожууна  принятый решением схода граждан сельского поселения сумона Тоолайлыг Монгун-Тайгинского кожууна от 12.10.2006 г. № 1 (с изменениями, внесенными  от 11.05.2007 г. № 6, от 27.03.2008 г. № 4, от 11.05.2009 г. № 5, от 12.03.2010 г. № 9, от 30.07.2010 г. № 6).

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: глава поселения от 04.04.2013 Устав обнародован на территории сумона с 10.03.2013 г. , глава поселения от 07.02.2013 Проект устава обнародован на территории сельского поселения сумона с 17.11.2012 по 17.12.2012
Рубрики правового классификатора: 010.030.010 Устав сельского поселения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать