Основная информация

Дата опубликования: 13 октября 2005г.
Номер документа: RU175143062005001
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Тыва
Принявший орган: Хурал представителей сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва
Раздел на сайте: Уставы муниципальных образований
Тип документа: Уставы МО

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МОДЕЛЬНЫЙ УСТАВ

ХУРАЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СУМОНА ТОРГАЛЫГ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УЛУГ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

13 октября 2005 года                                                                                                                №13

УСТАВ

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СУМОН ТОРГАЛЫГ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Утратил силу в связи с принятием Устава сельского поселения сумона Торгалыг Улуг-Хемского кожууна от 24.03.2008 №9 НГР RU 175143022008001

Мы, полномочные представители населения сельского поселения сумон Торгалыг муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» – депутаты Хурала представителей сельского поселения, избранные для осуществления представительной власти местного самоуправления на территории сумона Торгалыг, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, придавая важное значение развитию местного самоуправления, исходя из ответственности перед населением за судьбу муниципального образования, его социально-экономическое развитие, стремясь обеспечить правовую основу благополучия граждан, принимаем Устав сельского поселения сумон Торгалыг муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», определяющий наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории сельского поселения сумон Торгалыг.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Устав муниципального образования

1. Устав сельского поселения сумон Торгалыг муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее по тексту – Устав) является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регулирующим вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

2. Устав действует на всей территории сумона Торгалыг.

3. Устав сумона не может противоречить федеральному и республиканскому законодательству.

4. Правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить настоящему Уставу. В случае если нормативные правовые акты органов местного самоуправления противоречат Уставу, применяются нормы настоящего Устава.

5. Устав сумона подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав  сумона подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законом

Устав сумона, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

  6. Проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Хуралом представителей порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

7. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав принимаются, если за него проголосовали не менее две трети от установленной численности депутатов Хурала представителей.

8. Изменения и дополнения, внесенные в Устав сумона Торгалыг и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Хурала представителей сумона Торгалыг принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений.

              Статья 2. Наименование муниципального образования

1. Наименование муниципального образования – сельское поселение сумон Торгалыг муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее по тексту – сумон Торгалыг).

2. Сумон Торгалыг – муниципальное образование, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Статья 3. Символика сельского поселения.

1. Сумон Торгалыг имеет собственную символику (герб, флаг, эмблему, иную символику), отражающую исторические, культурно-национальные, социально-этнические, национальные и иные местные традиции.

2. Описание и порядок использования символики определяется Решением Хурала представителей сумона Торгалыг.

Статья 4. Статус, границы и состав территории сумона.

1. Сумон Торгалыг расположен на территории муниципального района «Уллуг-Хемский кожууна Республики Тыва» в границах, установленных Законом Республики Тыва.

2. Официальным документом, фиксирующим статус и границы сумона Торгалыг, является Закон Республики Тыва «О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва».

3. Территорию сумона составляют земли сумона Торгалыг, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселения, и другие земли в границах сумона независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория сумона входит в состав территории муниципального района «Улуг-Хемский кожууна Республики Тыва»

4. Установление и изменение границ сумона Торгалыг осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Республики Тыва и федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законодательством.

5. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения   сумона Торгалыг, установления и изменения его границ и наименования определяется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Республики Тыва, федеральных органов государственной власти.

6. Изменение границ сумона  осуществляется по инициативе населения, проживающего на его территории, выраженного на референдуме, собрании (сходе) граждан. Принятое на местном референдуме решение об изменении границ подлежит обязательному исполнению на территории поселения и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 5 Вопросы местного значения поселения

              1. В ведении сумона Торгалыг находятся следующие вопросы местного значения:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля над использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

2. Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Тыва, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и республиканского бюджета).

             

ГЛАВА III.   ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ И ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья  6. Органы местного самоуправления

       1. Структуру органов местного самоуправления составляют:

       1) Хурал представителей сумона Торгалыг – представительный орган муниципального образования, (далее по тексту – Хурал представителей);

       2) Глава сумона Торгалыг - выборное должностное лицо сельского поселения;

       3) Местная администрация – (исполнительно-распорядительный орган), (далее по тексту – администрация сумона Торгалыг).

      2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

      3. Участие органов государственной власти, и их должностных лиц, в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления не допускается, за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством.

      4. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Устав.

5. Решение Хурала представителей об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Хурала представителей, принявшего указанное решение.

Статья 7. Представительный орган муниципального образования.

1. Представительным органом муниципального образования является Хурал представителей сумона Торгалыг, который состоит из депутатов избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Численный состав депутатов Хурала представителей - 11 депутатов.  

3. Хурал представителей является юридическим лицом.

4. Председателем Хурала представителей является Глава сумона Торгалыг избираемый из числа депутатов и возглавляющий Хурал представителей поселения (далее по тексту – Глава сумона).

5. Срок полномочий Хурала представителей – 5 лет. Полномочия Хурала представителей начинаются со дня начала первой организационной сессии и прекращаются со дня начала работы Хурала представителей нового созыва.

6 Выборы депутатов Хурала представителей нового созыва назначает Хурал представителей в соответствии с настоящим Уставом.

7. Полномочия Хурала представителей могут быть прекращены досрочно в случае:

1) Если соответствующим судом установлено, что Хуралом представителей принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Тыва и законам Республики Тыва, настоящему Уставу, а Хурал представителей в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт,

2) Полномочия Хурала представителей прекращаются со дня вступления в силу закона Республики Тыва о его роспуске.

8. Полномочия Хурала представителей могут быть также прекращены:

1)  в случае принятия указанным органом решения о самороспуске.

2) в случае вступления в силу решения Верховного суда Республики Тыва о неправомочности данного состава Хурала представителей;

3)  в случае преобразования сумона Торгалыг

9. Досрочное прекращение полномочий Хурала представителей влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

10. .В случае досрочного прекращения полномочий Хурала представителей, досрочные выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Статья 8. Компетенция Хурала представителей

1. В ведении Хурала представителей находятся:

1) Принятие и изменение регламента Хурала представителей;

2) назначение референдума по вопросам местного значения;

3) назначает муниципальные выборы в порядке и сроки установленные настоящим Уставом;

4) принятие решений сессии Хурала представителей по вопросам местного значения и по вопросам отнесенных к компетенции Хурала представителей;

5) принятие и определение порядка официального использования символики поселения (герба, флага, эмблемы, иной символики) с учетом исторических, культурных, национальных и иных местных традиций и особенностей;

6) принятие решений по инициативе населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти по вопросам изменения границ кожууна;

7) принятие решений по инициативе населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти по вопросам преобразования сумона Торгалыг;

8)  принятие решений об учреждении хозяйственных муниципальных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью для совместного решения вопросов местного значения;

9) принятие решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов;

10) принятие решения о самороспуске Хурала представителей;

11) определение структуры и сметы расходов Хурала представителей;

12) утверждение структуры местной администрации;

13) утверждение реестра муниципальных должностей муниципальной службы, в соответствии с Законом Республики Тыва;

14) утверждение штатов и фонда оплаты труда аппарата администрации;

15) формирование избирательной комиссии сельского поселения;

16) определение направлений использования средств местного бюджета;

17) утверждение программ борьбы с преступностью и отчетов об их исполнении;

18) утверждение в пределах установленных законодательством почетных званий, наград и премий и утверждение положений о них;

2. В исключительном ведении Хурала представителей находятся:             

1) принятие Устава сумона Торгалыг и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ комплексного социально-экономического развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия поселения в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения..

Статья 9.   Право законодательной инициативы.

Хурал представителей в соответствии с Конституцией Республики Тыва обладает правом  законодательной инициативы.

Статья 10. Сессия Хурала представителей

1. Первая организационная сессия Хурала представителей созывается Главой сумона Торгалыг, который был избран прежним составом Хурала представителей в двухнедельный срок после избрания депутатов нового созыва.

2. Первое организационное заседание Хурала представителей открывает и ведет председатель муниципальной избирательной комиссии.

3. На первой организационной сессии Хурала представителей тайным голосованием избираются Глава сумона, заместитель и секретарь Хурала представителей, формируются комиссии Хурала представителей.

4. Сессии Хурала представителей созываются Главой сумона Торгалыг по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Внеочередные сессии Хурала представителей созываются по требованию Главы сумона и не менее двух третей от числа избранных депутатов Хурала представителей.

5. Хурал представителей может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от  установленной численности депутатов.

Статья 11. Заместитель председателя и секретарь Хурала представителей

1. Заместитель председателя и секретарь Хурала представителей избираются депутатами на первой организационной сессии из своего состава на срок полномочий Хурала представителей.

2. Депутат считается избранным на должность заместителя и секретаря Хурала представителей, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.

3. Секретарь Хурала представителей исполняет свои обязанности на постоянной основе и является выборным должностным лицом Хурала представителей.

4. Заместитель председателя Хурала представителей исполняет свои обязанности на общественных началах.

5. Досрочное прекращение полномочий заместителя председателя и секретаря Хурала представителей может быть произведено по предложению Главы сумона Торгалыг, как должностного лица возглавляющего Хурал представителей.

6. Полномочия заместителя председателя и секретаря Хурала представителей устанавливаются Регламентом Хурала представителей.

7. Депутаты, работающие на постоянной основе, не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Статья 12. Комиссии Хурала представителей

1. Комиссии Хурала представителей формируются из числа его депутатов.

2. Перечень и полномочия комиссий Хурала представителей определяются  Регламентом Хурала представителей.

Статья 13. Секретариат Хурала представителей

1. Секретариат Хурала представителей избирается открытым голосованием,  из числа депутатов большинством голосов в количестве, определяемом Регламентом Хурала представителей.

2. Секретариат Хурала представителей:

- ведет протокол заседания;

- осуществляет функции счетчиков;

- регистрирует заявления и обращения в адрес Хурала представителей;

- оформляет надлежащим образом решения Хурала представителей, поручения Главы сумона, заместителя председателя и секретаря Хурала представителей.

Статья 14. Решения Хурала представителей.

1. По вопросам, вносимым на заседание Хурала представителей, принимаются решения в коллегиальном порядке. Решения Хурала представителей принимаются открытым или тайным голосованием, в случае необходимости - поименным голосованием.

2. Решение Хурала представителей считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов.

3. Решения и предложения Хурала представителей доводятся до исполнителей не позднее, чем в двухнедельный срок со дня его принятия.

4. Решения Хурала представителей, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на его территории государственными органами и органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

5. Порядок вступления в силу решения Хурала представителей определяется настоящим Уставом.

       Статья 15. Организация работы местного Хурала представителей

1. На сессиях Хурала представителей на основе коллективного и свободного обсуждения рассматриваются и решаются все вопросы, относящиеся в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом к ведению Хурала представителей.

      2. Порядок реализации прав депутата Хурала представителей устанавливается  законодательными актами Республики Тыва, а также Регламентом Хурала представителей

      3. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Хурала представителей осуществляется за счет средств бюджета поселения и предусматривается отдельной строкой

Статья 16.  Статус и срок полномочий депутатов Хурала представителей.

1. Срок полномочий депутатов Хурала представителей – 5 лет.

2. Статус, полномочия, социальные гарантии, основания и виды ответственности депутатов Хурала представителей устанавливается настоящим Уставом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

3. Полномочия депутата Хурала представителей начинаются со дня избрания его депутатом Хурала представителей и прекращаются с момента начала работы Хурала представителей нового созыва.

4. Полномочия депутата Хурала представителей могут быть прекращены досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альт0ернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных Федеральным законодательством.

Статья 17. Полномочия депутатов Хурала представителей

Депутат Хурала представителей имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии Хурала представителей. Депутат Хурала представителей имеет право:

избирать и быть избранным заместителем председателя или секретарем Хурала представителей и в секретариат;

Статья 18. Отзыв депутата Хурала представителей

1. Депутат Хурала представителей по решению избирателей соответствующего избирательного округа может отозван.

2. Основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

3. Депутат Хурала представителей считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины от числа избирателей, зарегистрированных в  соответствующем избирательном округе (участке).

Статья 19.    Статус, полномочия, социальные гарантии Главы сельского поселения.

1. Статус Главы сумона Торгалыг, его полномочия по решению вопросов местного значения, основания и порядок прекращения его полномочий, социальные гарантии устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством.

2. Глава сумона Торгалыг - является высшим должностным лицом сельского поселения, избирается из числа депутатов Хурала представителей сроком на 5 лет и является Председателем Хурала представителей (далее по тексту – Глава сумона – Председатель Хурала представителей).

3. Полномочия Главы сумона – Председателя Хурала представителей начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы сумона – Председателя Хурала представителей.

4. Глава сумона – Председатель Хурала представителей в пределах, установленных настоящим Уставом имеет следующие полномочия:

1) представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом поселения, нормативные правовые акты, принятые Хуралом представителей;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) руководит деятельностью Хурала представителей поселения;

5) вправе требовать созыва внеочередной сессии Хурала представителей;

6) обладает правотворческой инициативой;

7) заключает контракт, с председателем администрации сумона;

9) утверждает заместителей председателя администрации и руководителей отраслевых подразделений по представлению председателя местной администрации;

10) вправе отменять приказы руководителей структурных и отраслевых подразделений администрации, противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу.

5. Глава сумона – Председатель Хурала представителей подконтролен и подотчетен населению.

6. Полномочия Главы сумона – Председателя Хурала представителей прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии с Федеральным законодательством;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации,

9) отзыва избирателями, основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке;

10) досрочного прекращения полномочий Хурала представителей;

11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы поселения;

12)  в иных случаях, установленных Федеральным законодательством.

7. В случае досрочного прекращения полномочий Главы сумона – Председателя Хурала представителей Хурал представителей поселения назначает досрочные выборы Главы сумона – Председателя Хурала представителей в порядке и сроки установленные постоянно действующим регламентом Хурала представителей.

8. В случае отсутствия Главы сумона – Председателя Хурала представителей его обязанности исполняет заместитель председателя Хурала представителей поселения.

9. Ответственность Главы сумона – Председателя Хурала представителей:

Глава сумона – Председатель Хурала представителей несет уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва.

10. Социальные гарантии Главы сумона – Председателя Хурала представителей:

1) За Главой сумона – Председателем Хурала представителей в течении шести месяцев после окончания срока полномочий, а также после досрочного сложения полномочий вследствие болезни, получения инвалидности при исполнении служебных обязанностей выплачивается денежная компенсация в соответствии с законодательством, из средств бюджета поселения.

2) Кроме того, Главе сумона – Председателю Хурала представителей гарантируется:

а) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

б) денежное содержание и иные выплаты;

в) ежегодный оплачиваемый отпуск;

г) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

д.) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения своих полномочий или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

з) в случае смерти или получения увечий, повлекшего дальнейшую нетрудоспособность, при выполнении служебных обязанностей гарантируется выплата ему или членам его семьи единовременного денежного пособия в соответствии с законодательством.

Статья 20. Обязанности Главы сумона – Председателя Хурала представителей.

1. Глава сумона – Председатель Хурала представителей обязан:

1) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

2) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством;

3) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением своих полномочий;

4) соблюдать трудовую дисциплину и установленный порядок работы;

5) регулярно вести прием избирателей;

6) отчитывается по результатам своей деятельности перед населением один раз в год по истечении отчетного периода.

2. Глава сумоан – Председатель Хурала представителей должен выполнять другие обязанности, возложенные на него федеральными законами, законами Республики Тыва, настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами поселения.

Статья 21. Исполнительный орган местного самоуправления

1. Администрация сумона Торгалыг - исполнительный орган муниципального образования наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Структура администрации сумона Торгалыг утверждается Хуралом представителей по представлению председателя местной администрации.

В структуру администрации сумона Торгалыг могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации сумона Хайыраккан.

3. Администрация сумона Торгалыг обладает правом юридического лица.

Статья 22. Председатель местной администрации 

1. Председателем администрации назначается лицо (далее председатель администрации) лицо, не моложе 30 лет, имеющее профессиональное высшее образование и стаж работы не менее 2 года, не имеющее неснятой или непогашенной судимости и назначаемое на должность председателя администрации по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности. Срок полномочий председателя  администрации – 5 лет. Полномочия председателя администрации прекращаются по истечении срока полномочий Хурала представителей назначившего его на эту должность.

2. Председатель администрации единолично руководит работой администрации, осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и несет ответственность за их осуществление.

3. Условия и порядок проведения конкурса на замещение должности председателя администрации устанавливается Хуралом представителей.

Порядок проведения конкурса должен быть опубликован в средствах массовой информации, с указанием даты, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Члены конкурсной комиссии назначаются Хуралом представителей,  количество членов комиссии составляет 5 человек.

4. Лицо назначается на должность председателя местной администрации Хуралом представителей из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

5. Контракт, с председателем местной администрации заключает Глава сумона – Председатель Хурала представителей.

6. Полномочия председателя администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с ч. 7 настоящей статьи;

4) отрешения от должности  в соответствии с федеральным законодательством;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

7. Контракт с председателем местной администрации может быть расторгнут, по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) Хурала представителей или Главы сумона – Председателя Хурала представителей - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) Председателя Правительства Республики Тыва - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию федеральными законами и законами Республики Тыва;

3) председателя администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти Республики Тыва.

Статья 23. Полномочия председателя администрации.

1 Председатель администрации сумона вправе:

1) без доверенности представлять администрацию сумона в отношениях с федеральными и республиканскими органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности;

      2) представлять на утверждение Хурала представителей структуру местной  администрации;

      3) назначать и освобождать от должности руководителей предприятий, учреждений и организаций, руководителей структурных и отраслевых подразделений администрации, муниципальных служащих и иных работников администрации кожууна;

  4) применять меры поощрения и дисциплинарной ответственности к работникам администрации сумона;

5) осуществлять функции распоряжения финансовыми средствами предусмотренных бюджетом сумона, для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и предусмотренных настоящим Уставом;

  6) вносить на рассмотрение Хурала представителей проект бюджета сумона, отчет об его исполнении, проекты программ и планов социально-экономического развития кожууна;

7) осуществлять управление и распоряжение муниципальной собственностью сумона в соответствии с федеральным и республиканским законодательством и настоящим Уставом, несет ответственность за сохранность и эффективное пользование собственностью;

8) вправе отменять распоряжения, приказы и решения должностных лиц администрации сумона, если они противоречат его постановлениям и распоряжениям или действующему законодательству и настоящему Уставу;

       9) координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии сумона;

        10) обеспечивать охрану общественного порядка на территории сумона;

       11) осуществлять контроль за использованием и охраной земель, в том числе выполнением всеми землепользователями обязательств по повышению плодородия почвы, борьбы с эрозией, рекультивацией земель, посадке полезащитных лесополос;

       12) организовывать работы по защите населения и территорий в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

       13) вносить на рассмотрение Хурала представителей, федеральных и республиканских органов государственной власти проекты нормативных актов по вопросам входящим в компетенцию администрации сумона;

       14) вести прием граждан, организует рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан и принятие по ним решений;

        15) осуществлять иные полномочия, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным и республиканским законодательством и настоящим Уставом.     

Статья 24. Муниципальная служба

              Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, устанавливается в соответствии федеральным законом, законом Республики Тыва и настоящим Уставом.

ГЛАВА IV.  МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Статья 25.  Правовые акты органов, должностных и выборных должностных лиц местного самоуправления

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) Устав сумона Торгалыг;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты Хурала представителей;

3) правовые акты Главы сумона – Председателя Хурала представителей, постановления и распоряжения председателя местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом;

2. Устав сумона и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории поселения

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

3. Хурал представителей по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Тыва и настоящим Уставом  принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, а также решения по вопросам организации деятельности Хурала представителей;

4. Глава сумона – Председатель Хурала представителей в пределах своих полномочий, установленных Уставом поселения и решениями Хурала представителей, издает постановления и распоряжения по решению вопросов местного значения поселения и организации деятельности Хурала представителей.

        6. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом.

        7. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления, должностных и выборных должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 26. Порядок принятия и вступления в силу муниципальных                                                  правовых актов и правовых актов Хурала представителей.

Хурал представителей принимает решения в виде муниципальных правовых актов нормативного и не нормативного характера. Решение Хурала представителей подписывает и обнародует Глава сумона – Председатель Хурала представителей в прялке, установленном настоящим Уставом.

Правовые акты Хурала представителей, принятые им в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории поселения органами и должностными лицами, учреждениями, предприятиями, организациями независимо от организационно-правовой формы.

Правовые акты Хурала представителей принимаются открытым и тайным голосованием. В случае необходимости депутаты могут принять решение о проведении поименного голосования.

Решение Хурала представителей считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от избранного числа депутатов. Решение Хурала представителей подлежит подписанию Главой сумона – Председателем Хурала представителей в течение семи дней.

        Решения Хурала представителей и нормативные правовые акты местной администрации вступают в силу со дня их подписания, а в случае, если они затрагивают права, свободы, обязанности и интересы населения - после официального опубликования (обнародования). Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, вступают в силу в порядке, установленном трудовым законодательством.

         Правовые акты органов, должностных и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или опротестованы в порядке прокурорского надзора.

Статья 27. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия.

             Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Тыва,  уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти Республики Тыва.

ГЛАВА V.   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ОРГАНОВ,  ДОЛЖНОСТНЫХ  И ВЫБОРНЫХ   ДОЛЖНОСТНЫХ  ЛИЦ  МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья  28. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления перед населением

1. Органы, должностные и выборные должностные лица сельского поселения несут ответственность перед населением поселения в соответствии с законом в результате утраты ими доверия со стороны населения.

Порядок и условия их ответственности в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с действующим законодательством.

2. Граждане имеют право на выражение недоверия и отзыв депутатов Хурала представителей, выборного должностного лица поселения.

Статья 29. Ответственность органов и должностных лиц органов   местного самоуправления перед государством

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва и настоящего Устава.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Статья 30.  Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

              Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в соответствии с федеральными законами и законами Республики Тыва.

Статья 31. Обжалование в суд решений, принятых путем осуществления прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления

              Решения, принятые путем осуществления прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в установленном законом порядке.

ГЛАВА VI. ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ГАРАНТИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ  НАСЕЛЕНИЯ  В  РЕШЕНИИ  ВОПРОСОВ  МЕСТНОГО  ЗНАЧЕНИЯ

Статья 32. Местный референдум

1. Для решения наиболее важных вопросов местного значения может проводиться местный референдум в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва.

2. Решение о назначении местного референдума принимается Хуралом представителей;

1) по инициативе, выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме;

   2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

   3) по инициативе Хурала представителей и председателя администрации, выдвинутой ими совместно.

   4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Республики Тыва.

   5. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 2 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Тыва.

   6. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно  Хуралом представителей и Главой местной администрации, оформляется правовыми актами  представительного органа поселения  и Главы местной администрации.

   7. Хурал представителей обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Хурал представителей, документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

   8. В случае если местный референдум не назначен Хуралом представителей в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, Главы сумона – Председателя Хурала представителей, органов государственной власти Республики Тыва или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией сельского поселения, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется Правительством Республики Тыва.

  9. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах поселения. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

  10. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

  11. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории поселения и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

  12. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом .

  13. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

14. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Республики Тыва.

Статья 33. Муниципальные выборы

   1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Хурала представителей поселения на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

   2. Муниципальные выборы назначаются Хуралом представителей в порядке сроки, предусмотренные настоящим Уставом.

          3. Выборы депутатов Хурала представителей проводятся на основе мажоритарной избирательной системы.

         4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

          Статья 34. Назначение выборов

            1.Днями голосования на выборах депутатов Хурала представителей поселения являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных  Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев;

       2. В случае досрочного прекращения полномочий Хурала представителей или депутатов, влекущего за собой неправомочность Хурал представителей, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

      3. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на праздничный нерабочий день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с праздничным нерабочим днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за праздничным нерабочим днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с праздничным нерабочим днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за праздничным нерабочим днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

     4. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято Хуралом представителей не позднее, чем за 85 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

       5. Если Хурал представителей поселения не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган отсутствует, выборы назначаются избирательной комиссией поселения не позднее, чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

       6. Если избирательная комиссия поселения не назначит в установленный пунктом 5 настоящей статьи срок выборы депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого Хурал представителей, а в случае его отсутствия - избирательная комиссия поселения должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на  избирательную комиссию поселения обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 5 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных Федеральным законодательством, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

         Статья 35. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ поселения, преобразования сельского поселения.

1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном законом Республики Тыва.

2. Основания для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются настоящим Уставом.

3. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ поселения, преобразования поселения проводится голосование по вопросам изменения границ или преобразования поселения.

4. Голосование по вопросам изменения границ поселения или преобразования сельского поселения проводится на всей территории поселения.

5. Голосование по вопросам изменения границ поселения или преобразования поселения назначается Хуралом представителей и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Тыва для проведения местного референдума. При этом положения федерального закона, закона Республики Тыва, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

6. Голосование по вопросам изменения границ поселения или преобразования поселения считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ поселения или преобразования поселения считается полученным, если за указанные изменение или преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей поселения или части поселения.

7. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ поселения или преобразования поселения и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

        Статья 36. Отзыв депутата Хурала представителей.

1. Депутат Хурала представителей, не оправдавший доверия избирателей, выразившееся в невыполнении депутатских обязанностей, нарушении Конституции Российской Федерации и Республики Тыва, федеральных и республиканских законов,  или настоящего Устава, а также совершивший действия, не достойные звания депутата, может быть по решению избирателей досрочно лишен полномочий (отозван).

2. Депутата, избранного по одномандатному округу, вправе отозвать избиратели этого округа.

Группа избирателей, численностью не менее 10 человек, вправе инициировать отзыв депутата Хурала представителей, при условии, если такое предложение поддерживает не менее 10% избирателей соответствующего избирательного округа.

3. Избирательное объединение, выдвинувшее депутата, вправе инициировать его отзыв. Избирательное объединение вправе внести в Хурал представителей предложение о проведении голосования об отзыве депутата при условии, если такое предложение поддерживает не менее 1% избирателей соответствующего избирательного округа.

4. Принятие решения по предложению о назначении голосования об отзыве депутата осуществляется Хуралом представителей поселения.

Проведение отзыва депутата Хурала представителей осуществляется в соответствии с республиканским законом.

        Статья 37. Правотворческая инициатива граждан.

1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном решением Хурала представителей.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается решением Хурала представителей и не может превышать 3 процента от числа жителей поселения, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия решения Хурала представителей, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом или принятого в соответствии с  ним  законом Республики Тыва.

2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции Хурала представителей, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании сессии Хурала представителей.

3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 38. Публичные слушания

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения. Хуралом представителей поселения, Главой сумона – Председателем Хурала представителей могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Хурала представителей или Главы сумона – Председателя Хурала представителей.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Хурала представителей, назначаются Хуралом представителей, а по инициативе Главы сумона – Председателя Хурала представителей назначаются Главой сумона – Председателем Хурала представителей.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект Устава поселения, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

4) вопросы о преобразовании поселения;

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Хурала представителей и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей поселения, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

           Статья 39. Территориальное общественное самоуправление.

          В пределах муниципального образования может действовать территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения под свою ответственность. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

        Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может наделяться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Статья 40. Собрание граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления в сельском поселении могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Хурала представителей, Главы сумона – Председателя Хурала представителей, а также в случаях, предусмотренных уставами территориальных общественных органов самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе Хурала представителей или Главы сумона – Председателя Хурала представителей, назначается соответственно Хуралом представителей или Главой сумона – Председателем Хурала представителей.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Хуралом представителей, в порядке установленном настоящим Уставом.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом, или принимаемыми на их основе республиканскими законами, решением Хурала представителей поселения, уставом территориального общественного самоуправления.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 41. Конференция граждан (собрание делегатов).

1. В случаях, предусмотренных настоящим Уставом или решением Хурала представителей, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется решением Хурала представителей, уставом территориального общественного самоуправления.

3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 42. Опрос граждан

1. Опрос граждан проводится на всей территории поселения или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители сельского поселения, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) Хурала представителей или Главы сумона – Председателя Хурала представителей - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти Республики Тыва - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель поселения,  для объектов регионального и межрегионального значения.

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется решением Хурала представителей.

5. Решение о назначении опроса граждан принимается Хуралом представителей. В решении Хурала представителей о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей кожууна, участвующих в опросе.

6. Жители  поселения должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления поселения;

2) за счет средств республиканского бюджета - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Республики Тыва.

Статья 43. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются республиканскими законами и принимаемыми в соответствии с ними решениями Хурала представителей поселения.

4. Должностное лицо местного самоуправления за нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления несет административную ответственность в соответствии с законом Республики Тыва об административной ответственности.

ГЛАВА VII.   ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ОСНОВА

МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

       Статья 44. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права поселения.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Статья 45. Муниципальное имущество

1. В собственности сельского поселения может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Тыва;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Хурала представителей.

2. В собственности поселения находятся:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты на территории поселения;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

      18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Статья 46. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Органы местного самоуправления от имени сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Тыва и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Тыва.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.

4. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные унитарные предприятия, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством учреждают муниципальные унитарные предприятия, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных унитарных предприятий, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления от имени сельского поселения несут субсидиарную ответственность по обязательствам муниципальных унитарных предприятий и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 47. Местный бюджет.

1. Сельское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет).

2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств поселения.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль над его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и  Федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Тыва.

4. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Республики Тыва администрация сумона ежегодно разрабатывает проект бюджета поселения, вносит его для рассмотрения и принятия решения в Хурал представителей и исполняет утвержденный им бюджет.

Исполнение местного бюджета рассматривается по кварталам в Хурале представителей на сессиях.

В процессе исполнения местного бюджета изменения в него может вносить Хурал представителей по предложению Главы поселения.

Утвержденный Хуралом представителей поселения местный бюджет, а также отчеты об исполнении местного бюджета по кварталам и за прошедший год публикуются (обнародуются) для всеобщего сведения.

Статья 48. Расходы местного бюджета.

1. Расходы местного бюджета осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

администрация поселения ведет реестры расходных обязательств поселения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением Хурала представителей.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.

3. Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Тыва.

Статья 49. Муниципальный заказ

1. Органы местного самоуправления поселения и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва.

2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля над исполнением муниципального заказа устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

       Статья 50. Доходы местного бюджета

1. К собственным доходам местного бюджета относятся:

1) средства самообложения граждан;

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии с федеральными и республиканскими законами

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии с Федеральным  законодательством;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии Федеральными законами, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии с Федеральными законами, и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Хурала представителей, и часть доходов от оказания администрацией поселения и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Тыва и решениями органов местного самоуправления.

2. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

3. В доходы местного бюджета зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Тыва.

Статья 51. Средства самообложения граждан

1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей поселения, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей поселения и для которых размер платежей может быть уменьшен.

2. Вопросы введения и использования, указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Статья 52. Доходы местного бюджета от местных налогов и сборов

1. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджет поселения по налоговым ставкам, установленным решением Хурала представителей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 53. Муниципальные заимствования.

1. Сельское поселение вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска ценных муниципальных бумаг, в порядке, установленном Хуралом представителей в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Статья 54. Исполнение местного бюджета.

       1. Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

      2. Порядок и сроки разработки проекта бюджета поселения, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе поселения, утверждаемым Хуралом представителей поселения.

     3. Разработку проекта местного бюджета поселения осуществляет местная администрация поселения.

     4. Проект нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Хурала представителей вносит глава поселения.

     5. Порядок рассмотрения проекта местного бюджета поселения, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок контроля над его исполнением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета устанавливается Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в поселении, утверждаемым Хуралом представителей.

     6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

      После опубликования не более чем через 15 дней проект местного бюджета, отчет о его исполнении выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию в печатном органе.      

ГЛАВА VIII.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ  И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 55. Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период

      1. Депутаты Хурала представителей поселения и Глава сумона Торгалыг  избранные до вступления в силу настоящего Устава осуществляют свои полномочия до окончания соответствующих сроков полномочий, на которые они избраны.

2. Выборы депутатов Хурала представителей  нового созыва проводятся  в порядке и сроки, установленные настоящим Уставом.

      3. Депутаты Хурала представителей избранные до вступления в силу настоящего Устава избирают из своего состава Председателя Хурала представителей сумона, который в период с 1 января 2006 года и до окончания срока полномочий депутатов этого созыва возглавляет Хурал представителей. 

      3. Глава сумона Торгалыг избранный до вступления в силу настоящего Устава в период с 1 января 2006 года и до окончания срока своих полномочий возглавляет местную администрацию.

Статья 56. Порядок вступления в силу настоящего Устава. 

Органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованного муниципального образования сумон Торгалыг приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом  от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2006 года. В период со дня избрания до           1 января 2006 года указанные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе принимать Устав муниципального образования, другие муниципальные правовые акты, формировать иные органы местного самоуправления. Принятые указанными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Устав муниципального образования, другие муниципальные правовые акты, за исключением правовых актов по вопросам организации их работы, вступают в силу не ранее 1 января 2006 года.

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: глава муниципального образования от 01.01.2006 МПА обнародован с 01.01.2006, глава муниципального образования от 10.11.2005 Проект МПА обнародован с 13.10.2005
Рубрики правового классификатора: 010.030.010 Устав сельского поселения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать