Основная информация

Дата опубликования: 15 января 1990г.
Номер документа: С9000023
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&С9000023

&С9000023

У+К+А+З

                ПРЕЗИДИУМА

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

                            

N 1060-I

                       от 15

января 1990 г.

                         

МОСКВА, КРЕМЛЬ

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ  ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО 

ПОЛОЖЕНИЯ В

НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ АВТОНОМНОЙ

ОБЛАСТИ И

НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ РАЙОНАХ

Президиум Верховного

Совета СССР отмечает, что несмотря на принятые меры обстановка в

Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР и вокруг нее не

только не нормализуется, но и продолжает ухудшаться. Значительно

активизировались действия различных националистических и сепаратистских

объединений, которые ведут подстрекательскую работу, втягивая в противоборство

все более широкие слои населения. Экстремистски настроенные группировки

организуют массовые беспорядки, провоцируют забастовки, разжигают национальную

рознь и вражду. Ими осуществляются дерзкие преступные акции, минируются дороги

и мосты, проводятся обстрелы населенных пунктов, захват заложников. В мирное

время растет число беженцев, лишенных нормальных условий жизни и работы,

имеются человеческие жертвы. Это вызывает тревогу и глубокое возмущение

советских людей, всего нашего народа.

В этой сложной

обстановке республиканские органы Азербайджана и Армении, руководство республик

действовали недостаточно твердо и последовательно, не использовали всех

возможностей для того, чтобы переломить создавшуюся ситуацию, в ряде случаев

шли на поводу у экстремистски, националистически настроенных элементов. В

результате этого блокируется выполнение решений Верховного Совета СССР,

продолжается эскалация напряженности на почве межнациональных отношений. Этому

способствовали и не соответствующие Конституции СССР акты по Нагорному

Карабаху, принятые Верховным Советом Армянской ССР.

В настоящее время

особенно обострилась обстановка в городах Баку, Гяндже и ряде других населенных

пунктов. Дело доходит до убийств, грабежей, попыток вооруженного свержения

Советской власти, насильственного изменения закрепленного Конституцией СССР

государственного и общественного строя.

В связи с изложенным и

учитывая обращение Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР,

руководствуясь пунктом 14 статьи 119 Конституции СССР, Президиум Верховного

Совета СССР п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:

1. Объявить

чрезвычайное положение на территории НагорноКарабахской автономной области,

прилегающих к ней районов Азербайджанской ССР, Горисского района Армянской ССР,

а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории

Азербайджанской ССР.

2. Предоставить

органам государственной власти и управления, иным уполномоченным на то

государственным органам и должностным лицам в названных в статье 1 настоящего

Указа местностях право применять следующие меры:

запрещать проведение

собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, а также театрально-зрелищных,

спортивных и других массовых мероприятий, контролировать средства массовой

информации;

приостанавливать

противоречащую закону деятельность организаций и самодеятельных объединений

граждан или распускать их;

привлекать граждан для

работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также для ликвидации

последствий чрезвычайных обстоятельств;

запрещать забастовки;

вводить комендантский час; ограничивать

въезд и выезд граждан,

временно выселять граждан

из районов,  опысных для

проживания,  с предоставлением им  других

жилых помещений;  обязывать

граждан, не являющихся жителями данной

местности, покинуть ее;

ограничивать движение

транспортных средств, регулировать и осуществлять их досмотр;

вводить проверку

документов, а в необходимых случаях, при достаточных данных о наличии у граждан

оружия и отказе добровольно предъявить его, - и личный досмотр граждан, досмотр

вещей;

осуществлять временное

изъятие у граждан, а в необходимых случаях - у предприятий, учреждений и

организаций огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ

и материалов, сильнодействующих химических и ядовитых веществ;

ограничивать или

запрещать использование множительной техники, а также радио- и телепередающей

аппаратуры, вводить особые правила пользования связью.

3. Гражданам во время

комендантского часа не разрешается находиться на улицах или в иных общественных

местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность,

либо пребывать вне своего жилища без документов, удостоверяющих личность.

4. Для ликвидации

последствий чрезвычайных обстоятельств, защиты прав граждан, охраны

общественного порядка и безопасности, объектов жизнедеятельности населения

привлекаются в соответствии с законом внутренние войска Министерства внутренних

дел СССР. Для защиты граждан, охраны объектов жизнедеятельности населения

привлекаются также воинские части Советской Армии, Военно-Морского Флота и

Комитета государственной безопасности СССР. Внутренние войска Министерства

внутренних дел СССР и привлеченные воинские части Советской Армии,

Военно-Морского Флота и Комитета государственной безопасности СССР действуют на

основе Конституции СССР, руководствуются законами, уставами и настоящим Указом.

5. Лица, провоцирующие

нарушение общественного порядка, распространяющие провокационные слухи либо

активно препятствующие осуществлению гражданами и должностными лицами их

законных прав и обязанностей, нарушающие режим чрезвычайного положения, могут

быть задержаны в административном порядке на срок до 30 суток. Эти лица могут

привлекаться к административной или уголовной ответственности в соответствии с

законом.

6. Для обеспечения

бесперебойной работы транспорта ввести охрану железных дорог и других

коммуникаций с привлечением сил внутренних войск Министерства внутренних дел

СССР, Советской Армии и Комитета государственной безопасности СССР.

7. Предложить

Президиуму Верховного Совета Азербайджанской ССР принять все необходимые меры,

включая введение комендантского часа в городах Баку, Гяндже и других населенных

пунктах, для обеспечения безопасности населения, предприятий, учреждений и

организаций, для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении

требований действующего законодательства, в том числе Указа Президиума

Верховного Совета СССР от 23 ноября 1988 года "О неотложных мерах по

наведению общественного порядка в Азербайджанской ССР и Армянской ССР"

(Ведомости Верховного Совета СССР, 1988 г., N 47, ст. 712).

Потребовать от

Президиума Верховного Совета Армянской ССР предпринять самые решительные шаги

по пресечению подстрекательских действий с территории этой республики,

разжигающих межнациональные страсти и национальную вражду между двумя народами.

Считать необходимым,

чтобы Президиумы Верховных Советов и Советы Министров Азербайджанской ССР и

Армянской ССР незамедлительно рассмотрели на своих заседаниях практические

мероприятия по выполнению настоящего указа и преодолению сложившейся

обстановки.

Правоохранительным и

другим государственным органам СССР оказать республиканским органам необходимую

помощь в осуществлении указанных мероприятий.

8. Статьи 1-7

настоящего Указа вступают в силу с 23 часов местного времени 15 января 1990

года и действуют до отмены чрезвычайного положения.

9. Министерству

иностранных дел СССР продолжить и завершить в ближайшее время переговоры по

режиму государственной границы и связанными с этим вопросами отношений между

СССР и Ираном, а также информировать о настоящем Указе соответствующие

сопредельные государства и международные организации.

10. Признать

необходимым ускорить рассмотрение в Верховном Совете СССР разработанного

Советом Министров СССР по поручению Верховного совета СССР проекта Закона о правовом

режиме чрезвычайного положения.

11. Подготовленный

группой ученых и специалистов проект Закона об усилении ответственности за

посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение

единства территории Союза ССР передать на рассмотрение Комитета Верховного

Совета СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка, имея в

виду в ближайшее время внести данный законопроект на обсуждение Верховного

Совета СССР.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать