Основная информация

Дата опубликования: 13 июля 2011г.
Номер документа: RU18000201100409
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Удмуртская Республика
Принявший орган: Президент Удмуртской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Are You suprised ?

1

ПРЕЗИДЕНТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УСТАНОВЛЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, А ТАКЖЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

УТРАТИЛ СИЛУ: Указ Президента УР от 08.07.2013 № 131

В целях реализации пункта 3.1 части девятой статьи 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).

2. Настоящий Указ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Президент Удмуртской Республики - А.А. Волков

г. Ижевск

13 июля 2011 года

№ 127

Утверждён Указом Президента Удмуртской Республики от 13 июля 2011 года № 127

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УСТАНОВЛЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, А ТАКЖЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

I. Общие положения

Наименование государственной функции

1. Осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) (далее – государственная функция).

Наименование государственного органа Удмуртской Республики, исполняющего государственную функцию

2. Государственную функцию исполняет Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики (далее – Управление).

Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих исполнение государственной функции

3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 1993, 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745; 2009, № 1, ст. 1, 2);

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295, 4298; 2003, № 1, ст. 2; № 27, ст. 2700, ст. 2708, 2717;  № 46, ст. 4434, 4440; № 50, ст. 4847, 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 19, ст. 1838; № 30, ст. 3095; № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; № 10, ст. 762, 763; № 13, ст. 1077, 1079; № 17, ст. 1484; № 19, ст. 1752; № 25, ст. 2431; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3124, 3131; № 40, ст. 3986; № 50, ст. 5247; № 52, ст. 5574, 5596; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172, 175; № 6, ст. 636;  № 10, ст.1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380, 2385; № 28, ст. 2975; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4633, 4634, 4641; № 50, ст. 5279, 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 25, 29, 33; № 7, ст. 840; № 15, ст. 1743; № 16, ст. 1824, 1825; № 17, ст. 1930; № 20, ст. 2367; № 21, ст. 2456; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6034, 6065; № 50, ст. 6246; 2008, № 10, ст. 896; № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251, 2259; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3582, 3601, 3604; № 45, ст. 5143; № 49, ст. 5738, 5745, 5748; № 52, ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 771, 777; № 19, ст. 2276; № 23, ст. 2759, 2767, 2776; № 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; № 29, ст. 3597, 3599, 3635, 3642; № 30, ст. 3735, 3739; № 45, ст. 5265, 5267; № 48, ст. 5711, 5724, 5755; № 52,  ст. 6406, 6412; 2010, № 11, ст. 1169, 1176; № 15, ст. 1743, 1751; № 18, ст. 2145; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2524, 2526, 2530; № 23, ст. 2790; № 25, ст. 3070; № 27, ст.3416, 3429; № 30, ст. 4000, 4006; № 31, ст. 4164, 4191, 4198, 4206, 4207, 4208; № 32,  ст. 4298; № 41, ст. 5192, 5193; № 46, ст. 5918; № 49, ст. 6409; № 50, ст. 6605; № 52,   ст. 6984, 6995, 6996; 2011, №1, ст. 10, 23, 29, 33, 47, 54);

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1143; 1999, № 51, ст. 6289; 2000, № 49, ст. 4740; 2003, № 2, ст. 167; № 9, ст. 805; № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4850; 2005, № 10, ст. 763;  № 52, ст. 5583; 2006, № 1, ст. 10; № 6, ст. 640; 2007, № 1, ст. 21; № 31, ст. 4011; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3616; № 45, ст. 5149; 2009, № 1, ст. 17; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5717; № 52, ст. 6441; 2010, № 31, ст. 4161, № 40, ст. 4969);

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988; № 18, ст. 2142;    № 31, ст. 4160; № 32, ст. 4298; 2010, № 1, ст. 20);

Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2010, № 27, ст. 3410);

Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3430; 2002, № 11, ст. 1020; № 12, ст. 1093; № 50, ст. 4925; 2003, № 2, ст. 169; № 9, ст. 805; № 11, ст. 956; № 13, ст. 1178; № 52, ст. 5037; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; № 27, ст. 2719; 2006, № 1, ст. 11; № 31, ст. 3455; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 7, 15; № 7, ст. 834; № 30, ст. 3748, 3749, 3750; № 45, ст. 5427; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6247; 2008, № 18, ст. 1944; № 29, ст. 3413; № 30, ст. 3604, 3616; 2009, № 1, ст. 15, 17; № 48, ст. 5723; № 52, ст. 6450; 2010, № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2791; № 31, ст. 4196, 4209; № 40, ст. 4969; № 41, ст. 5198; № 46,  ст. 5918; 2011, № 1, ст. 54);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6, ст. 700; 2007, № 20, ст. 2433;    № 37, ст. 4453; № 41, ст. 4902; 2008, № 15, ст. 1551; № 24, ст. 2872; № 27, ст. 3283;   № 33, ст. 3862; № 47, ст. 5481; 2009, № 5, ст. 622; № 21, ст. 2575; № 25, ст. 3069; 2010, № 20, ст. 2467, ст. 2473; № 35, ст. 4574; № 37, ст. 4675; № 38, ст. 4835; № 45, ст. 5863; №51, ст. 6943);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 5, ст. 656; 2008, № 15, ст. 1551; 2010, № 19, ст. 2316; № 40, ст. 5076);

Указом Президента Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года № 212 «Об исполнительном органе государственной власти, уполномоченном на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны здоровья граждан» (Известия Удмуртской Республики, 2010, 14 декабря).

Описание результатов исполнения государственной функции

4. Конечным результатом исполнения государственной функции является выявление факта (отсутствие факта) нарушения установленных федеральных стандартов в сфере здравоохранения.

5. По результатам исполнения государственной функции составляются:

акт проверки;

предписание об устранении выявленных нарушений (в случае выявления факта нарушения установленных федеральных стандартов в сфере здравоохранения);

протокол об административном правонарушении (в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения);

решение о подготовке и направлении материалов в соответствующие контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации (если контроль за соблюдением этих требований не входит в компетенцию Управления);

решение о приостановлении действия лицензии (в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение установленных федеральных стандартов в сфере здравоохранения);

решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

Описание заявителей, а также физических и юридических лиц, в отношении которых осуществляется исполнение государственной функции

6. Заявителями при исполнении государственной функции могут быть: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (далее – заявители).

В ходе исполнения государственной функции от имени заявителей вправе выступать:

законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители);

иные представители на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством.

7. Государственная функция исполняется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность на основании специального разрешения (лицензии) (далее – лицензиаты).

В ходе исполнения государственной функции интересы лицензиата–юридического лица вправе представлять руководитель и (или) уполномоченный представитель юридического лица, а лицензиата–индивидуального предпринимателя - уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

Порядок информирования о порядке исполнения государственной функции

8. Сведения о местонахождении, графике работы, контактных телефонах (телефонах для справок), адресе электронной почты Управления размещаются:

на информационных стендах в Управлении;

на Интернет-сайте Управления (www.ulmdur.ru).

Местонахождение Управления: 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 57, 1 РКБ, 9 блок.

Режим работы Управления: с 8.00 до 12.00 ч. и с 12.48 до 17.00 ч. по пятницам и в предпраздничные дни – с 8.00 до 12.00 ч. и с 12.48 до 16.00 ч. Выходные дни: суббота, воскресенье.

Контактный телефон: (3412) 204911.

Адрес электронной почты: office@ulmdur.ru.

9. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется:

непосредственно в Управлении;

с использованием средств телефонной связи, вычислительно-электронной техники, почтовой связи;

посредством размещения в сети Интернет, публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов.

10. Информация о процедуре исполнения государственной функции размещается на Интернет-сайте Управления (пункт 9 настоящего Административного регламента), на информационных стендах Управления, публикуется в средствах массовой информации.

11. При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты подробно в вежливой форме информируют заявителей по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил заявитель, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.

При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведён) на другое должностное лицо или же заявителю должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

12. В случае обращения заявителя, информирование о ходе исполнения государственной функции осуществляется специалистами на личном приёме либо с использованием средств почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.

13. В рабочее время Управления с момента приёма обращения заявитель имеет право на получение сведений о прохождении исполнения государственной функции при помощи телефона, электронной почты или при личном посещении Управления.

14. График приёма должностными лицами Управления заявителей по личным вопросам утверждается приказом начальника Управления. Ознакомиться с графиком можно на информационном стенде Управления или на Интернет-сайте Управления (пункт 9 настоящего Административного регламента).

15. Утвержденный начальником Управления ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на Интернет-сайте Управления (пункт 8 настоящего Административного регламента).

Сроки исполнения государственной функции

16. В отношении лицензиатов плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Периодичность проведения плановых проверок по видам деятельности в сфере здравоохранения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Срок проведения каждой из проверок (документарной, выездной) не может превышать двадцать рабочих дней.

17. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трёх рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

В случае если проводилась внеплановая выездная проверка с согласованием её проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

18. Протокол об административном правонарушении составляется в день обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о должностном лице или сведений об организации, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

19. Время ожидания в очереди при подаче и получении документов заявителями не может превышать 20 минут.

20. Конкретные сроки прохождения административных процедур и сроки выдачи документов, являющихся результатом исполнения государственной функции, установлены разделом III настоящего Административного регламента.

Перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции, в том числе для отказа в приёме и рассмотрении документов

21. Основаниями для отказа в исполнении государственной функции, в том числе для отказа в приёме и рассмотрении документов, являются:

предусмотренные законодательством ограничения по условиям и срокам проведения контрольных мероприятий;

отсутствие предусмотренных законодательством оснований для проведения проверки;

невозможность дать ответ по существу поставленного в обращении заявителя вопроса при проведении контрольных мероприятий без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

отсутствие в письменном обращении фамилии гражданина и почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ;

в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно (более двух раз) давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями, при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

наличие в письменном обращении заявителя текста, не поддающегося прочтению, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

Требования к местам исполнения государственной функции

22. На территории, прилегающей к месту расположения Управления, оборудуются места для парковки автотранспортных средств. На стоянке должно быть не менее 5 машиномест, из них не менее одного места – для парковки специальных транспортных средств инвалидов. Доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным.

Заявителям должен быть обеспечен свободный доступ в помещение Управления.

Центральный вход в здание Управления должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию об Управлении:

наименование;

место нахождения;

режим работы.

23. Приём заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях (присутственных местах). Присутственные места включают места для ожидания, информирования, приёма заявителей.

Присутственные места оборудуются:

системой кондиционирования воздуха;

противопожарной системой и средствами пожаротушения;

системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

24. Места для информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами о порядке исполнения государственной функции, оборудуются:

информационными стендами;

стульями и столами для оформления документов.

25. Места для ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заявителей.

Места для ожидания должны быть оборудованы столами с канцелярскими принадлежностями, стульями, скамьями (банкетками).

26. Места для приёма заявителей оборудуются стульями и столами для возможности оформления документов

Кабинеты для приёма заявителей должны быть оборудованы информационными табличками с указанием фамилии, имени и отчества специалиста.

Перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции, в том числе требуемых от заявителей, требования к таким документам, способам их получения от заявителей (в том числе в электронной форме), а также порядок их представления

27. Основанием для начала исполнения государственной функции является:

включение лицензиата в ежегодный сводный план проведения плановых проверок, формируемый Генеральной прокуратурой Российской Федерации;

поступление в Управление письменного обращения заявителя.

28. Письменное обращение может быть доставлено непосредственно заявителем либо его представителем, по почте, фельдъегерской связью, по факсу, по электронной почте.

29. Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:

наименование Управления либо фамилию, имя, отчество начальника Управления;

фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя;

почтовый адрес заявителя, на который должен быть направлен ответ либо уведомление о переадресации обращения;

суть предложения, заявления, жалобы заявителя;

личную подпись заявителя;

дату написания обращения.

30. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Требования к исполнению государственной функции либо отдельных административных процедур (административных действий) в рамках исполнения государственной функции на платной (бесплатной) основе

31. Исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.

III. Административные процедуры

32. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные действия:

1) проведение плановых проверок:

организация и проведение проверки;

оформление результатов проверки;

принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

Блок-схема исполнения государственной функции при проведении плановых проверок представлена в приложении 1 к настоящему Административному регламенту;

2) проведение внеплановых проверок:

организация и проведение проверки;

оформление результатов проверки и принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

Блок-схема исполнения государственной функции при проведении внеплановых проверок представлена в приложении 2 к настоящему Административному регламенту.

Проведение плановых проверок

33. Предметом плановой проверки является соблюдение лицензиатом соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (далее – обязательные требования).

34. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых Управлением в соответствии с его полномочиями ежегодных планов. Ежегодные планы согласовываются с органами прокуратуры.

Организация и проведение проверки

35. Проверка проводится на основании приказа начальника Управления, а в случае его отсутствия – заместителя начальника Управления (далее – приказ о проведении проверки).

36. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в приказе о проведении проверки.

37. В приказе о проведении проверки указываются:

полное наименование Управления;

фамилия, имя, отчество, должность лица или лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

наименование лицензиата, в отношении которого проводится проверка;

цели, задачи, предмет, вид проверки и срок её проведения;

правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

перечень документов, представление которых лицензиатом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

даты начала и окончания проведения проверки.

38. Заверенная печатью Управления копия приказа о проведении проверки вручается под роспись должностными лицами Управления, проводящими проверку, лицензиату одновременно с предъявлением служебных удостоверений (данное требование не распространяется на действия, связанные с проведением документарной проверки). По требованию лицензиатов, должностные лица Управления обязаны представить информацию об Управлении, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

39. По просьбе лицензиата должностные лица Управления обязаны ознакомить его с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых лицензиатом при осуществлении деятельности.

40. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

41. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лицензиата, устанавливающие его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении им деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний Управления.

При проведении документарной проверки должностные лица Управления не вправе требовать у лицензиата сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Управления, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицензиатом обязательных требований, должностное лицо, проводящее проверку, направляет в адрес лицензиата мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью Управления копия приказа о проведении проверки.

42. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при её наличии) и подписью должностного лица лицензиата, уполномоченного представителя лицензиата либо удостоверяются нотариусом.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Управление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

43. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицензиатом документах, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Управлении документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется лицензиату с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Лицензиат, представляющий в Управление пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, вправе дополнительно представить в Управление документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

44. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные лицензиатом пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований, должностное лицо Управления, ответственное за проведение документарной проверки, вправе провести выездную проверку.

45. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности лицензиата обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка проводится по месту нахождения лицензиата и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах лицензиата сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, предоставляемые (выполняемые) лицензиатом услуги (работа) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

46. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Управления, обязательного ознакомления лицензиата и (или) его уполномоченного представителя с приказом о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объёмом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями её проведения.

Лицензиат, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Управления, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым лицензиатом оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

47. Управление может привлекать к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицензиатом, в отношении которого проводится проверка, и не являющихся аффилированными лицами проверяемого лица.

48. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Оформление результатов проверки

49. По результатам плановой проверки должностными лицами Управления, проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах. В случае, если после проведения документарной проверки была проведена выездная проверка, акт составляется по результатам каждой из проверок.

50. В акте проверки указываются:

дата, время и место составления акта проверки;

полное наименование Управления;

дата и номер приказа о проведении проверки;

фамилии, имена, отчества и должности лица или лиц, проводивших проверку;

наименование проверяемого лицензиата, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя и (или) уполномоченного представителя лицензиата, присутствовавших при проведении проверки;

дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя и (или) уполномоченного представителя лицензиата, присутствовавших при проведении проверки, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у лицензиата указанного журнала;

подписи должностного лица или должностных лиц Управления, проводивших проверку.

51. К акту проверки могут прилагаться протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников лицензиата, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

52. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения в двух экземплярах, один из которых не позднее следующего рабочего дня после оформления акта проверки с копиями приложений вручается лицензиату-индивидуальному предпринимателю либо его уполномоченному представителю, руководителю либо уполномоченному представителю лицензиата-юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя и (или) уполномоченного представителя лицензиата, а также в случае отказа лицензиата дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт в срок, не превышающий двух рабочих дней после его составления, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Управления.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трёх рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается лицензиату, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Управления.

53. При наличии в организации журнала учёта проверок, оформленного по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации, должностным лицом Управления, ответственным за проведение проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании Управления, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности лица или лиц, проводивших проверку, его (их) подписи.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

54. Лицензиат, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом лицензиат вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Управление.

Принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных

при проведении проверки

55. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом обязательных требований должностные лица Управления, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

выдать предписание лицензиату об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан;

принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

56. Предписание является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование лицензиату провести мероприятия по устранению выявленных нарушений в установленный в предписании срок.

57. Содержание предписания определяется начальником Управления. Предписание оформляется должностным лицом Управления, проводившим проверку, в течение 3 рабочих дней после составления акта проверки.

58. В предписании указывается:

полное наименование Управления;

номер и дата акта проверки;

вид проверки (проверка соответствия качества оказываемой лицензиатом медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения; выездная, документарная (плановая, внеплановая);

наименование проверяемого лицензиата;

факты нарушений обязательных требований, со ссылкой на соответствующие статьи и пункты нормативного правового акта;

сроки устранения выявленных нарушений.

59. Предписание составляется в 2-х экземплярах, подписывается начальником Управления, а в случае его отсутствия – заместителем начальника Управления и выдаётся лицензиату в течение 5 рабочих дней с момента подписания под роспись.

60. В случае отказа лицензиата принять предписание, оно направляется заказным письмом по почте с уведомлением о вручении в срок, не превышающий двух рабочих дней после оформления предписания, о чём делается отметка в экземпляре, который остаётся в Управлении (дата, номер квитанции).

Лицензиат, проверка которого проводилась, в случае несогласия с выданным предписанием, в течение пятнадцати дней с даты его получения вправе представить в Управление в письменной форме возражения в отношении выданного предписания в целом или его отдельных положений. При этом лицензиат вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Управление.

61. В случае обнаружения в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, после составления акта проверки должностное лицо Управления, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении (далее – протокол) в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

62. Должностное лицо Управления, проводившее проверку, предоставляет физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого составляется протокол, возможность ознакомления с протоколом.

63. Физическое лицо или законный представитель юридического лица, в отношении которого составляется протокол, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должностное лицо Управления, ответственное за проведение проверки и уполномоченное на составление протокола, прилагает к протоколу.

64. Должностное лицо Управления, проводившее проверку, подписывает протокол и представляет протокол для подписания физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого составляется данный протокол. В случае отказа физического лица или законного представителя юридического лица от подписания протокола, должностное лицо Управления, составившее протокол, делает в нём соответствующую запись.

Должностное лицо Управления, проводившее проверку и составившее протокол, вручает протокол или его копию под роспись физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого он составлен.

65. Протокол может быть составлен в отсутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого он составляется, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

66. Протокол в течение трёх суток с момента его составления направляется в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, для привлечения виновных лиц к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

67. В случае выявления признаков преступления материалы, указывающие на его наличие, передаются в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Проведение внеплановых проверок

68. Предметом внеплановой проверки является соблюдение лицензиатом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и выполнение предписаний Управления.

69. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Управление письменного обращения заявителя, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

причинение вреда жизни, здоровью граждан;

3) приказ начальника Управления, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

70. Приём письменных обращений производится работником, ответственным за делопроизводство в Управлении. По просьбе заявителя ему выдается расписка с указанием даты приёма обращения, количества принятых листов и сообщается телефон для справок.

Обращения, поступившие по факсу или электронной почте, принимаются и учитываются работником, ответственным за делопроизводство в Управлении, как письменные обращения.

71. Поступившие в Управление обращения регистрируются в течение 2 рабочих дней с момента поступления с использованием системы автоматизации делопроизводства и документооборота.

72. Работник, ответственный за делопроизводство в Управлении, после регистрации обращения, в течение 2 рабочих дней передаёт его начальнику Управления, а в случае его отсутствия – заместителю начальника Управления для наложения резолюции и определения исполнителя.

Резолюция начальника Управления, а в случае его отсутствия – заместителя начальника Управления должна содержать: наименование исполнителя (исполнителей), краткую формулировку, предписывающую действие, порядок и срок исполнения, подпись начальника Управления, а в случае его отсутствия – заместителя начальника Управления с расшифровкой и датой.

Передачу обращений исполнителям или исполнителю осуществляет работник, ответственный за делопроизводство в Управлении, под роспись.

При изложении в письменном обращении фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также фактов причинения такого вреда, исполнитель обеспечивает на основании приказа о проведении проверки организацию и проведение внеплановой проверки.

Организация и проведение проверки

73. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном пунктами 41 – 48 настоящего Административного регламента.

74. Внеплановая выездная проверка лицензиата может быть проведена Управлением по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 69 настоящего Административного регламента после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого лицензиата.

В день подписания приказа о проведении внеплановой выездной проверки лицензиата в целях согласования её проведения Управление представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности лицензиата заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

К этому заявлению прилагаются копия приказа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием её проведения.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Управление вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

75. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 69 настоящего Административного регламента, лицензиат уведомляется Управлением не менее чем за двадцать четыре часа до начала её проведения любым доступным способом, позволяющим зафиксировать факт такого уведомления.

76. В случае если в результате деятельности лицензиата причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление лицензиата о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Оформление результатов проверки и принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

77. Оформление результатов внеплановой проверки проводится должностными лицами Управления, проводившими проверку, в порядке, предусмотренном пунктами 49 – 54 настоящего Административного регламента.

78. Принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 55 – 68 настоящего Административного регламента.

IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

Порядок осуществления текущего контроля за исполнением ответственными должностными лицами Управления положений Административного регламента и иных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции

79. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами исполнения государственной функции, в том числе за соблюдением сроков и качеством исполнения государственной функции, принятием решений в ходе её исполнения осуществляет работник, ответственный за делопроизводство в Управлении, должностное лицо, ответственное за проведение проверки, начальник отдела экспертизы качества медицинской помощи Управления, заместитель начальника Управления (по медицинской деятельности).

80. По фактам нарушения сроков, некачественного исполнения поручений по рассмотрению письменных обращений заявителей работником, ответственным за делопроизводство в Управлении, готовятся служебные записки на имя начальника Управления, а в случае его отсутствия – заместителя начальника Управления для принятия соответствующих мер.

Проекты письменных ответов на обращения, а также проекты актов плановых и внеплановых проверок, не соответствующие требованиям, установленным законодательством и настоящим Административным регламентом, возвращаются исполнителю для доработки.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции

81. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции в Управлении включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, лицензиатов, а также рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращение заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц.

82. Плановые и внеплановые проверки исполнения государственной функции в Управлении проводятся в соответствии с законодательством и локальными правовыми актами Управления.

Ответственность должностных лиц Управления за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции

83. Должностные лица Управления при исполнении государственной функции в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за сохранность находящихся у них на рассмотрении обращений и документов, объективность и всесторонность рассмотрения обращений, соблюдение сроков рассмотрения обращений и проведения проверок, содержание подготовленного ответа и акта проверки.

84. Сведения, содержащиеся в обращениях, а также персональные данные заявителя и (или) лицензиата могут быть использованы только в служебных целях и в соответствии с полномочиями лица, работающего с обращением и (или) участвующего в проверке.

При рассмотрении обращения и проведения проверок не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни заявителя и лицензиата, без их согласия.

85. При утрате письменного обращения и (или) акта проверки, а также материалов проверки назначается служебная проверка.

86. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение десяти дней со дня принятия таких мер Управление обязано сообщить в письменной форме лицензиату или заявителю права и (или) законные интересы которых нарушены.

Требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

87. При рассмотрении обращения или проведении проверки заявитель или лицензиат имеют право:

предоставлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

знакомиться с документами и материалами, касающимися обращения или проверки, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов за исключением случаев, указанных в пункте 21 настоящего Административного регламента, один из 2-х экземпляров акта проверки, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения или проведением плановой проверки в административном (досудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и разделом V настоящего Административного регламента.

88. Рассмотрение обращений заявителей или лицензиатов по указанным вопросам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Административным регламентом исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в Управлении.

89. При проведении проверок, указанных в разделе III настоящего Административного регламента, лицензиат имеет право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки (за исключением проведения документарной проверки), давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от Управления и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Управления;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления, повлекшие за собой нарушение его прав при проведении проверки в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

90. Заявитель и лицензиат по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) должностных лиц Управления при рассмотрении обращения или проведении плановой проверки.

V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции

91. Заявитель или лицензиат имеет право обратиться с жалобой к начальнику Управления, а в случае его отсутствия – заместителю начальника Управления, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) и (или) решениями должностных лиц Управления, принятыми (осуществляемыми) в ходе исполнения государственной функции, нарушены его права, свободы и законные интересы.

92. Предметом досудебного обжалования являются решение или действие (бездействие), нарушающее права, свободы и законные интересы заявителя или лицензиата либо создающее препятствия к осуществлению заявителем или лицензиатом его прав и свобод.

93. Заявитель или лицензиат вправе запрашивать и получать от Управления информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы. Управление предоставляет необходимые информацию и документы заявителю или лицензиату в течение 5 рабочих дней.

94. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является подача заявителем или лицензиатом соответствующей жалобы на имя начальника Управления.

95. Начальник Управления обязан рассмотреть жалобу в месячный срок.

96. Результатом досудебного обжалования является:

ответ по существу поставленных в жалобе вопросов (об удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении жалобы);

мотивированный отказ в даче ответа по существу жалобы.

97. Ответ по существу жалобы не дается в следующих случаях:

в жалобе не указаны фамилия заявителя и почтовый адрес для ответа;

от заявителя или лицензиата поступило заявление о прекращении рассмотрения жалобы;

текст жалобы не поддается прочтению;

ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

98. Если заявитель или лицензиат не удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, он вправе обратиться с жалобой в суд.

99. Жалоба подаётся в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд по месту нахождения Управления в порядке, установленном процессуальным законодательством.

100. Для обращения в суд с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда заявителю или лицензиату стало известно о нарушении его права.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Удмуртской Республики № 37 от 18.11.2011
Рубрики правового классификатора: 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать