Основная информация

Дата опубликования: 30 июня 2003г.
Номер документа: В200303422
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0303422

В200303422

В200303422

В0303422

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30.06.2003 N 6089/03

[О рассмотрении в открытом судебном заседании дела

по заявлению совместного предприятия общество с ограниченной

ответственностью "Сахалин-Саппоро" о признании недействующими

отдельных положений Инструкции Министерства Российской

Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N 60 "О порядке

составления акта выездной налоговой проверки и производства

по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах"]

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего: судьи Першутова А.Г., судей: Полетаевой Г.Г., Тумаркина В.М., - рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению совместного предприятия общество с ограниченной ответственностью "Сахалин-Саппоро" о признании недействующими отдельных положений Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N 60; НГР:В0001460 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Бондаренко В.П. (доверенность от 12.02.03 б/н);

от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - начальник отдела судебно-правовой работы Юридического департамента Александрова Е.Р. (доверенность от 27.02.03 N БГ-19-14/86), главный специалист отдела судебно-правовой работы Юридического департамента Прошина И.А. (доверенность от 10.04.03 N

14.3-02/733);

от Министерства юстиции Российской Федерации - ведущий специалист Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Ахиба Л.М. (доверенность от 24.01.03 N 01/123-Ю4).

Протокол вел помощник судьи Нагаев Р.Г.

СП "ООО "Сахалин-Саппоро", уточнив заявленные требования, просит признать недействующим двенадцатый абзац пункта 1.10.2. инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) от 10.04.2000 N 60; НГР:В0001460 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" следующего содержания: "Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о предоставлении документов в соответствии со статьей 93 части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов". Заявитель полагает, что данное положение не отвечает требованиям пункта 6 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.0- 8.97 N 1009 (далее - Правила), так как дословно повторяет норму, содержащуюся в статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, не развивая ее, в то время как в соответствии с пунктом 6 Правил структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В связи с невыполнением указанного требования налоговые органы при проведении выездных налоговых проверок произвольно увеличивают срок проверки свыше двухмесячного срока, установленного законом, что приводит к нарушению прав налогоплательщиков.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, указанные в заявлении, и просил суд об его удовлетворении.

Представители МНС России, возражали против заявленного требования, пояснив, что оспариваемая Инструкция издана на основании пункта 3 статьи 100 и пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 и согласно пункту 3 статьи 100 Кодекса форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС России.

Налоговому кодексу Российской Федерации; НГР:Р9803595 не соответствует довод заявителя о том, что МНС России должно было отразить в оспариваемой Инструкции порядок исчисления сроков проведения выездных налоговых проверок, развивающий нормы статей 6.1 и 89 Кодекса. Развитие данных норм являлось бы дополнением законодательства о налогах и сборах и нарушало бы положения Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595.

Представитель Минюста России с предъявленными требованиями, предъявленными заявителем, не согласилась и просила об оставлении их без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемая инструкция издана компетентным органом в целях реализации пункта 3 статьи 100 и пункта 3 статьи 1011 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и соответствует действующему законодательству. Если бы МНС России развило бы в инструкции положения статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, как об этом просит заявитель, то такая инструкция не прошла бы регистрацию в Минюсте России, как изданная с нарушением законодательства.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 МНС России вправе издавать обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункта 3 статьи 100 и пункта 3 статьи 1011 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС России.

Во исполнение указанных правовых норм МНС России Приказом от 10.04.2000 N АП-3-16/138; НГР:В0001459 утвердило оспариваемую инструкцию.

В то же время законодатель не предоставил МНС России полномочий по установлению порядка исчисления сроков проведения налоговых проверок. Срок проведения выездной налоговой проверки и порядок его исчисления установлен в статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 и МНС России не вправе вносить изменения или дополнения в указанную правовую норму.

Кроме того, анализ пункта 6 Правил свидетельствует: требование о том, что структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, относится ко всему нормативному правовому акту в целом, а не к какой-то отдельной его части и не означает, что в такой акт не может быть включена какая-либо правовая норма, содержащаяся в законодательном акте.

Таким образом, абзац 12 пункта 1.10.2. оспариваемой инструкции сам по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует пункту 6 Правил.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что для признания недействующим абзаца двенадцатого пункта 1.10.2. указанной инструкции оснований не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, суд решил:

абзац двенадцатый пункта 1.10.2. инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N 60; НГР:В0001460 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" признать соответствующим пункту 6 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009; НГР:Р9703569.

В удовлетворении заявления совместному предприятию общество с ограниченной ответственностью "Сахалин-Саппоро" отказать.

Председательствующий

А.Г. Першутов

Судьи

Г.Г. Полетаева

В.М. Тумаркин

[отформатировано: 22.12.2003 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.010 Общие положения, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать