Основная информация

Дата опубликования: 29 марта 2016г.
Номер документа: RU10000201600258
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Карелия
Принявший орган: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПРИКАЗ

ОТ 29.03. 2016 ГОДА                                                          № 94

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПЛАНИРОВКЕ, ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ, РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДАНИЙ, СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ, И НАХОДЯЩИХСЯ В НИХ ПОМЕЩЕНИЙ

В соответствии с подпунктом 22 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июля 2013 года №216-П, приказываю:

утвердить основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений согласно Приложению.

Министр                                                                                                   Д.С. Матвиец

Приложение

к приказу

Министерства строительства,

жилищно-коммунального хозяйства

и энергетики Республики Карелия

от 29.03.2016 года № 94

Основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений

1. Общие положения

1.1. Основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений разработаны в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ.

1.2. Розничный рынок (далее рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе цен, свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда, и имеющий в своем составе торговые места.

1.3. Настоящие требования распространяются на существующие, вновь строящиеся и реконструируемые рынки и обязательны для соблюдения при планировке, перепланировке, застройке и оборудовании рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений.

1.4. Выбор земельного участка для размещения рынка осуществляется в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого планируется его создание.

1.5. Размещение рынков осуществляется в соответствии с планом организации рынков на территории Республики Карелия, предусматривающим места расположения рынков (адреса), их количество и типы (универсальный, специализированный, автомобильный).

1.6. Управляющая рынком компания обязана обеспечить доступность зданий и сооружений рынка для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также условия беспрепятственного и удобного передвижения их на территории рынка.

2. Параметры земельного участка для размещения рынка

2.1. С учетом обеспечения рационального использования территории предельную минимальную торговую площадь рынка следует проектировать из расчета 24-40 кв. м торговой площади на 1000 жителей.

2.2. Размеры земельных участков следует принимать от 7 до 14 кв. м на 1 кв. м торговой площади розничного рынка (комплекса) в зависимости от вместимости:

- 14 кв. м - при торговой площади до 600 кв. м;

- 7 кв. м - при торговой площади свыше 3000 кв. м.

2.3. Площадь земельного участка под рынок определяется формулой:

    S зем. уч. = N x S.1 x S,

где: N  - количество торговых мест;

S.1  - площадь земельного участка на 1 кв. м торговой площади;

S  - торговая площадь на 1 торговое место.

2.4. Минимальная торговая площадь под специализированные непродовольственные рынки (авторынки, автозапчасти - далее авторынки) определяется формулой:

S зем. уч. = N.а  x S.а ,

где: N.а  - количество автомобилей;

S.а - площадь земельного участка под 1 автомобиль.

Площадь одного торгового места на авторынке принимается 30 кв. м на 1 автомобиль.

2.5. Минимальную плотность застройки территории рынков рекомендуется обеспечивать не менее 50%.

2.6. Торговые места могут проектироваться в крытом рынке (здании, сооружении), а также на открытой площадке территории рынка.

3. Характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений

3.1. Требования к обустройству, оборудованию и содержанию рынков устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

3.2. Запрещается продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) с автотранспортных средств на рынке, за исключением деятельности по продаже на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки.

Оорганизацию торговых мест с автотранспортных средств следует предусматривать в схеме размещения торговых мест исходя из расчета не менее 25 кв. м на 1 торговое место. При планировке рынка следует предусматривать организацию зоны для торговли с автотранспортных средств, при этом она не должна совмещаться со стоянкой для индивидуального транспорта обслуживающего персонала и посетителей рынка.

3.3. Проектируемые на рынке здания, строения, сооружения и находящиеся в них помещения должны соответствовать архитектурным, технологическим, градостроительным, строительным, санитарным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям законодательства Российской Федерации.

3.4. На земельном участке для размещения рыков предусматриваются следующие функциональные зоны:

- торговая зона;

- административно-складская зона;

- хозяйственная зона;

- зона стоянки автотранспорта;

- зона приема и распределения связанных с рынком пешеходных потоков;

- зона озеленения и отдыха покупателей.

Количество и площадь расположенных в вышеперечисленных функциональных зонах рынка зданий, строений, сооружений, в том числе складских, подсобных и иных, устанавливаются управляющей компанией в соответствии с документацией по планировке территории, при реконструкции рынка - градостроительным планом земельного участка в соответствии с требованиями строительных норм и правил и настоящих нормативов.

3.5. В состав торговой зоны входят подзоны продовольственных и непродовольственных торговых зданий, сооружений, в которых проектируются помещения для оказания дополнительных услуг, в том числе помещения предприятий общественного питания, и открытые торговые площадки.

3.6. В торговой зоне проектируется подзона для организации торговых мест сезонной торговли. Соотношение площади для круглогодичной и сезонной торговли устанавливается заданием на проектирование.

3.7. В состав административно-складской зоны рынка входят служебные, в том числе лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, бытовые, складские и подсобные здания, строения и сооружения.

3.8. Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы может проектироваться в здании рынка или в отдельно стоящем здании на территории рынка. Состав и минимальная норма площади помещений лаборатории санитарно-ветеринарной экспертизы на продовольственных рынках устанавливается заданием на проектирование.

Планировка и застройка лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках должна обеспечивать поточность технологического процесса, исключая пересечение потоков поступления продукции в лабораторию для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выхода ее в торговый зал для последующей реализации.

3.9. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров проектируются раздельными.

Помещения для хранения пищевых продуктов с холодильными камерами и подготовки их к продаже должны быть приближены к загрузочным местам и местам реализации и не должны быть проходными.

На рынках, работающих с контейнерами, проектируются площадки для хранения контейнеров и их санитарной обработки.

3.10. В хозяйственной зоне следует проектировать следующие помещения (навесы):

- помещения для хранения тары (под навесом или в неотапливаемом помещении);

- помещения для хранения упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды;

- помещения для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств;

- иные помещения, предусмотренные заданием на проектирование;

- площадки для сбора мусора и пищевых отходов.

Площадки для сбора мусора и пищевых отходов должны иметь твердое покрытие и находиться на расстоянии не менее 25 м от границ торговой зоны.

3.11. Площади складских, подсобных и иных помещений устанавливаются в соответствии с требованиями СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87. При этом максимальная площадь складских, подсобных и иных помещений не должна превышать 50% от общей площади рынка.

3.12. Рынки должны быть обеспечены стоянками для временного хранения (парковки) автомобилей обслуживающего персонала и посетителей.

3.13. Требуемое расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей проектируется из расчета 1 машино-место на 1 торговое место или на 10 кв. м торговой площади.

На рынках, расположенных в общественно-деловых зонах, при размерах торговой площади до 1000 кв. м расчетное количество составляет 25 машино-мест на 50 торговых мест.

При проектировании рынка в отдельно стоящем здании площадку для парковки транспорта обслуживающего персонала и посетителей необходимо предусматривать со стороны проезжей части автодорог. Площадка не должна размещаться на придомовой территории жилых зданий.

При расчете площадь стоянок для временного хранения автомобилей в общую площадь рынка не включается.

3.14. Минимальные расстояния от автостоянок для парковки легковых автомобилей следует принимать согласно СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.

3.15. На территории рынка здания, строения, сооружения и находящиеся в них помещения должны располагаться с учетом зонирования, которое обеспечивает отсутствие встречных потоков движения персонала, посетителей, погрузочно-разгрузочного, транспортного оборудования, автомобильного транспорта.

3.16. При проектировании рынков необходимо обеспечивать:

- безопасность пешеходного передвижения в пределах пешеходной зоны;

- возможности передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения на всем пространстве пешеходной зоны;

- пешеходную доступность от остановок общественного пассажирского транспорта не более 250 метров;

- подъезд грузового автомобильного транспорта к торговым объектам с боковых и параллельных улиц, без пересечения основного пешеходного пути;

- места парковки автомобилей на расстоянии не более 400 м от любой точки рынка;

- длину перехода между наиболее удаленными объектами рынка не более 400 м;

- длину перехода из любой точки рынка до общественного туалета не более 200 м.

3.17. Минимальные расстояния между зданиями, крайними строениями и группами строений следует принимать в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с учетом требований к инсоляции и освещенности зданий и находящихся в них помещений, зооветеринарных и санитарно-эпидемиологических требований.

3.18. При проектировании рынков следует предусматривать санитарно-защитную зону, которая устанавливается согласно  постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

3.19. Проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны должен разрабатываться в составе проектной документации для строительства рынка.

Озеленение санитарно-защитной зоны рекомендуется не менее 60% ее площади.

3.20. Расстояния от территории рынка до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.

3.21. По периметру застройки розничных рынков площадью 9 га и более проектируется круговой объезд. Расстояние между полотном объезда и расположенными на периферии комплекса зданиями не должно превышать 50 м.

Через каждые 300 м по фронту проезда следует предусматривать сквозные проезды для пожарных автомашин.

3.22. Въезды и входы на территорию рынка, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерным площадкам для сбора мусора проектируются в соответствии с требованиями СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.

3.23. Через территории рынков не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

3.24. Системы горячего, холодного водоснабжения и канализации розничных рынков должны соответствовать требованиям СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*.

4. Характеристика расположенных на рынке подсобных и иных помещений, площадь торговых мест

4.1. Здания рынков должны иметь в своем составе следующие группы помещений:

- торговые помещения;

- помещения подготовки товаров к продаже;

- служебно-бытовые помещения;

- помещения для хранения товаров (складские помещения);

- подсобные помещения.

4.2. Предельные площади групп помещений рынка, характеристика помещений, входящих в состав функциональных групп помещений, и их состав определяются проектной документацией на основании требований градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, требований пожарной безопасности, а также иных требований действующего законодательства.

Не допускается использование помещений для нужд, не предусмотренных функциональным назначением этих помещений.

4.3. Группа торговых помещений включает торговые залы с оборудованными торговыми местами и помещения для дополнительных услуг, в том числе помещения для предприятий общественного питания, иные помещения, предусмотренные заданием на проектирование.

4.4. В торговых залах проектируются места для организации сезонной торговли. Площадь данной подзоны определяется в соответствии с заданием на проектирование на основании норм, приведенных в п.п. 2.2, 3.6 настоящего приложения.

4.5. Для подготовки пищевых продуктов к продаже проектируются изолированные помещения, которые оборудуются необходимым технологическим оборудованием. Размеры помещений для подготовки пищевых продуктов к продаже определяются согласно проектной документации.

4.6. В состав служебных и бытовых помещений входят:

- офисные помещения администрации рынка (отдельные помещения при торговой площади рынка 900 кв. м и более);

- комната персонала для приема пищи или столовая (буфет);

- помещения для хранения личных вещей персонала;

- помещения охраны рынка (при торговой площади 1500 кв. м и более);

- помещения для сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов на постоянной или временной основе (по их требованию);

- туалеты для персонала и покупателей;

- помещение гигиены женщин (при торговой площади 1500 кв. м и более);

- радиоузел (при торговой площади 600 кв. м и более);

- иные помещения, предусмотренные заданием на проектирование.

4.7. Состав подсобных и складских помещений включает помещения, указанные в п.п.3.9 и 3.10 настоящего приложения, а также:

- помещения для временного хранения изъятых из оборота товаров;

- помещения для хранения торгово-весового инвентаря и измерительных приборов, соответствующих метрологическим правилам и нормам, в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг);

- предприятия массового и сервисного обслуживания населения;

- мусоросборники (для сбора пищевых отходов должны быть предусмотрены специальные емкости).

4.8. Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное в торговой зоне управляющей рынком компанией.

Торговое место на рынке предоставляется в соответствии со схемой, разрабатываемой и утверждаемой управляющей рынком компанией, по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Минимальная площадь торгового места на розничном рынке составляет 6 кв. метров.

Для граждан (в том числе ведущих крестьянское / фермерское хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством) допускается организация сезонной торговли с лотков при обеспечении площади торгового места не менее 1,5 кв. метра.

Торговое место должно иметь номер согласно схеме, который указывается при заключении договора о предоставлении торгового места. Сведения о количестве и расположении торговых мест размещаются на информационном стенде на территории рынка.

4.9. Торговое место на рынке должно отвечать требованиям:

- пожарной безопасности;

- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- характеристики торгового места, установленной управляющей рынком компанией;

- норм и правил при продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения;

- обеспечения охраны и безопасности труда;

- обеспечения средствами измерений (весы, мерные емкости, гири и т.д.) при продаже определенных групп товаров;

- обеспечения применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством.

4.10. Размещение торговых мест и оборудования должно обеспечивать посетителям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.

4.11. Из залов торговых помещений должны быть предусмотрены не менее двух эвакуационных выходов. Полы на путях перемещения товара и эвакуации не должны иметь порогов и других препятствий.

Расстояние от наиболее удаленной точки торгового зала до ближайшего эвакуационного выхода и ширину последнего следует принимать в соответствии с СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 и Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

4.12. Здания, строения, сооружения, находящиеся на территории рынка, должны быть выполнены из негорючих материалов в соответствии со строительными нормами и правилами и требованиями пожарной безопасности.

4.13. При многоэтажной застройке входы и лестницы для обслуживающего персонала должны быть отдельными от входов и лестниц для посетителей.

4.14. Высоту этажей следует принимать 3,3 м. Допускается при обосновании (механизация, оборудование, конструкции) увеличивать высоту этажей с торговой площадью свыше 400 кв. м до 3,6 м, а свыше 1000 кв. м - до 4,2 м и 4,8 м. Если внутренний объем зала позволяет предусматривать естественную вентиляцию, допускается принимать высоту этажа свыше 4,8 м (по заданию на проектирование).

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 090.040.050 Строительные организации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать