Основная информация

Дата опубликования: 27 июля 2012г.
Номер документа: RU54000201200766
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новосибирская область
Принявший орган: Департамент по охране животного мира Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОХРАНЕ ЖИВОТНОГО МИРА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

ПРИКАЗ

ДЕПАРТАМЕНТА ПО ОХРАНЕ ЖИВОТНОГО МИРА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

27.07.2012 №134

г. Новосибирск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОХРАНА И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ»

В соответствии со статьей 10 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 № 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 № 43-п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области» приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Охрана и развитие государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области на 2013-2015 годы», согласно приложению.

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

И.о. руководителя департамента

П.В. Гога

Приложение к приказу

департамента по охране животного

мира Новосибирской области

от 27.07.2012 № 134

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ОХРАНА И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ»

1. ПАСПОРТ

ведомственной целевой программы «Охрана и развитие государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области на 2013 - 2015 годы»

Наименование программы

Ведомственная целевая программа «Охрана и развитие государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области на 2013 – 2015 годы» (далее - программа)

Разработчик программы

Департамент по охране животного мира Новосибирской области (далее - Департамент)

Руководитель программы

Стукало М.М. – руководитель департамента по охране животного мира Новосибирской области

Цель и задачи программы

Целью программы является:

- сохранение и обеспечение устойчивого развития государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

Задачами программы являются:

- укрепление материально-технической базы государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области;

- улучшение кормовой базы диких животных государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

Исполнители основных мероприятий

Департамент,

государственное казенное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция» (далее - Учреждение)

Объемы финансирования

Источник финансирования Программы – областной бюджет Новосибирской области. Объемы финансирования Программы из областного бюджета Новосибирской области в 2013-2015 годах составляют: всего – 15637,2 тыс. рублей, из них:

2013 г. – 6066,0 тыс. рублей;

2014 г. – 5295,6 тыс. рублей;

2015 г. – 4275,6 тыс. рублей.

Важнейшие целевые индикаторы.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке

Важнейшие целевые индикаторы:

1. доля заказников, имеющих уточненные границы и оборудованные аншлагами, согласно положениям о создании государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области;

2. доля заказников, обеспеченных надлежащими материально-техническими условиями для их функционирования;

3. доля заказников, имеющих действующее научное обоснование организации и устройства государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области;

4. доля заказников, оборудованных биотехническими и воспроизводственными сооружениями до необходимых нормативов, предусмотренных проектами организации и устройства государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация Программы позволит достичь к концу 2015 года следующих результатов:

1. обозначить на местности границы заказников на 100% от нормативных требований, что позволит создать условия по предотвращению случайных заездов граждан на особо охраняемые природные территории и совершение ими правонарушений;

2. обеспечить на 100% государственные заказники системами видеофиксации нарушений и системами навигации, транспортными средствами на 100% (за счет 100% замены транспортных средств, отработавших срок эксплуатации), что позволит снизить уровень браконьерства, а также улучшить раскрываемость правонарушений;

3. обеспечить на 100% государственные заказники современными проектами организации и устройства государственных природных заказников, что позволит вести научно обоснованную, рациональную деятельность на территории государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области;

4. обеспечить благоприятные условия нахождения диких животных на территории государственных природных заказников, путем приведения их кормовой базы в соответствии с требованиями и нормативами.

Реализация Программы будет способствовать:

- сохранению объема поступлений в бюджет области от сборов за использование объектов животного мира за счет расселения и сохранения количества животных на сопредельных с заказниками территориях.

Электронный адрес размещения программы в сети Интернет

http://ohotnadzor.nso.ru/Documentation/Pages/programs.aspx

2. Общие положения

2.1. Описание объекта и сферы действия ведомственной целевой программы.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванный, через систему экологических, нормативных, экономических, организационных и технических мер обеспечить устойчивое функционирование заказников, восстановление и увеличение численности охраняемых в них видов, сохранение и развитие сети государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

Объектом программы являются государственные природные заказники регионального значения Новосибирской области.

Предметом регулирования программы является деятельность по обеспечению устойчивого функционирования заказников, восстановления и увеличения численности охраняемых в них видов, сохранения и развития сети государственных природных заказников регионального значения.

Сфера действия программы - сохранение и обеспечение устойчивого развития государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

2.2.Понятия и термины, используемые в ведомственной целевой программе.

В программе используются следующие термины и понятия:

особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;

государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит целям организации особо охраняемой природной территории.

2.3. Правовое обоснование разработки ведомственной целевой программы - перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Новосибирской области, определяющих полномочия субъекта Российской Федерации и разработчика ведомственной целевой программы в сфере действия ведомственной целевой программы.

Нормативной правовой базой разработки данной программы являются Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закон Новосибирской области 26 сентября 2005 года № 325-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области», постановление Правительства Новосибирской области от 30 января 2012 года № 43-п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области» (далее - Порядок).

3. Характеристика сферы действия ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа «Охрана и развитие государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области на 2013 – 2015 годы» - первая программа по реализации государственной политики Новосибирской области в сфере развития государственных природных заказников Новосибирской области.

Особо охраняемые природные территории регионального значения за счет своей уникальности играют ключевую роль в поддержании экологического равновесия. В настоящее время в Новосибирской области имеется 24 заказника регионального значения (подробное описание каждого заказника приведено в приложении № 4 к программе).

Большая часть из них организована и функционирует на постоянной территории, где длительное время складывались определенные биогеоценозы, обусловливающие сосуществование растительных и животных организмов на определенном ландшафте. Нарушение или разрушение какой-либо из систем данных сообществ может привести к необратимым последствиям.

В процессе развития технических средств, используемых при охоте государственные природные заказники Новосибирской области (далее – заказники) остались единственными островками безопасности для многих видов животных. Все это значительно отразилось на соблюдении режима заказников, качестве проводимых в них мероприятий по охране, учету и воспроизводству объектов животного мира и, соответственно, на численности охраняемых видов.

Основными проблемами, препятствующими сохранению и восстановлению диких животных являются: нарушение гражданами и юридическими лицами правил охоты; несоблюдение режима особо охраняемых природных территорий областного значения; недостаточное уничтожение вредных для охотничьего хозяйства животных.

В целях сохранения и восстановления численности популяций охотничьих, редких и исчезающих видов животных, усиления контроля за деятельностью граждан и юридических лиц возникает необходимость проведения комплекса программных мероприятий.

На балансе Учреждения находится 26 автомобилей, 32 единицы снегоходов, 5 единиц лодочных моторов из них 7 автомобилей, 10 снегоходов и 2 лодочных мотора, которые имеют 100% износ и подлежат списанию.

Для обеспечения охраны государственных природных заказников регионального значения и выполнения работ по обустройству и уточнению границ необходимо приобретение 24 видеорегистраторов и 24 навигаторов.

В соответствии с проектами обустройства заказников и схемами их размещения по границам заказников должно быть 953 единицы информационных знаков, фактически установлено 653 знака (или 68,5% от потребности), из них требуют ремонта 440 шт. (или 67,4% от установленных). Обеспечение государственных заказников необходимым количеством информационных знаков позволит снизить количество случайных заездов граждан на территории государственных природных заказников регионального значения, а также дополнительным доказательством в случае выявления правонарушений на территории заказников.

Для формирования и сохранения на территориях заказников воспроизводственного поголовья охраняемых объектов животного мира необходимо научное обеспечения проводимых мероприятий, в этих целях были разработаны проекты организации и устройства заказников, которые в настоящее время морально устарели (срок изготовления 1990-1995 г). Указанные проекты признаны устаревшими, в связи с чем необходима разработка новой документации.

Вся деятельность по проведению биотехнических и воспроизводственных мероприятий предусматривается в проектах организации и устройства государственных природных заказников регионального значения. В соответствии с данными проектами всего необходимо 338 кормушек, 523 солонца, 60 гоголятников, 894 искусственных гнезда, 50 искусственных укрытий, устройство кормовых полей на площади 42 га в год, приобретение и выкладка соли 81 ц в год, приобретение кормов 100/50/40 ц в год. В настоящий момент государственные природные заказники регионального значения на 70,4% (от требуемого количества) обеспечены кормушками, на 63,7% - солонцами, на 1% гоголятниками, дополнительно необходимо 100 кормушек, 190 солонцов, 59 гоголятников. Искусственные гнезда искусственные укрытия, кормовые поля отсутствуют. Финансовые затраты на приобретение кормов и соли не были запланированы.

В ходе реализации мероприятий Программы и выполнения поставленных задач планируется обеспечить:

- устойчивое функционирование государственных заказников регионального значения Новосибирской области;

- формирование и сохранение на их территориях воспроизводственного поголовья охраняемых объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

- восполнение численности объектов охоты на сопредельных территориях за счет их естественной миграции.

Состояние численности охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий неразрывно связано с наличием особо охраняемых природных территорий и их организацией. Стабильно высокая численность охотничьих животных позволяет прогнозировать использование их поголовья на прежнем уровне и сохранение объема поступлений в бюджет области от сборов за использование объектов животного мира. Пропаганда охранных и воспроизводственных мероприятий, проводимых в заказниках, послужит примером бережного отношения к животному миру и сыграет свою роль в нравственном воспитании населения.

Между тем искусственно созданные в заказниках благоприятные условия обитания делают охотничьих животных менее защищенными от воздействий внешней среды. Неконтролируемый рост поголовья хищников или ослабление охранных мероприятий в заказниках, возникновение эпизоотий внутри популяций и неблагоприятные погодные условия – все эти факторы мгновенно отражаются на состоянии численности охотничьих животных. Поэтому особенностью ограничения, либо полного запрещения использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории заказников, является необходимость усиленного наблюдения за состоянием их численности, охраной и контроля за хозяйственной деятельностью земле-лесопользователей.

4. Цели и задачи ведомственной целевой программы

Целью программы является:

- сохранение и обеспечение устойчивого развития государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

Для достижения поставленной в программе цели будут решаться следующие задачи:

- укрепление материально-технической базы государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области;

- улучшение кормовой базы диких животных государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

Цели, задачи, целевые индикаторы и их плановые значения по годам приведены в приложении № 1 к Программе.

Плановые значения целевых индикаторов установлены на основе данных, представленных Учреждением, Для ряда целевых индикаторов определена иная методика расчета, приведенная в таблице № 1, № 2.

Таблица № 1

Расчет доли заказников, обеспеченных надлежащими материально-техническими условиями для их функционирования



пп

Наименование материально-технических ценностей

2012 год

Результат реализации программы

2013 год

2014 год

2015 год

Потребность

Наличие

Обеспеченность %

Списание/приобретение

Обеспеченность %

Списание/приобретение

Обеспеченность %

Списание/приобретение

Обеспеченность %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Автомобиль

37

26

70,2

3/3

70,2

2/2

70,2

2/2

70,2

2.

Снегоход

58

32

55,2

3/3

55,2

5/5

55,2

2/2

55,2

3.

Видео-регистратор

24

0

0

0/24

100

0

100

0

100

4.

Навигатор

24

0

0

0/8

33,3

0/8

66,7

0/8

100

5.

Лодочный мотор

7

4

57

1/1

57

0

57

1/1

57

Доля заказников, обеспеченных надлежащими материально-техническими условиями для их функционирования (%) (рассчитывается как среднее значение по столбцу 5,7,9,11 по годам 2012-2015 соответственно)

41,3

ххх

62,7

ххх

68,0

ххх

73,3

Таблица № 2

Расчет значения доли заказников оборудованных биотехническими и воспроизводственными сооружениями до необходимых нормативов, предусмотренных проектами организации и устройства государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области



п/п

Наименование биотехнических мероприятий

Ед. измерения

Проектные значения

Наличие

2012 год

Результат реализации программы

2013 год

2014 год

2015 год

шт.

%*

обеспеченность

%

шт.

%

шт.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Кормушки

шт.

338

238

70,4

298

88,2

318

94

338

100

2

Солонцы

шт.

523

333

63,7

113

85,3

41

93,1

523

100

3

Гоголятники

шт.

60

1

1,7

40

68,3

9

83,3

60

100

4

Искусственные гнезда

шт.

894

-

-

604

67,6

146

83,9

894

100

5

Искусственные укрытия

шт.

50

-

-

30

60

12

82,4

50

100

6

Кормовые поля

га.

42

-

-

36

85,7

40

95,2

42

100

7

Приобретение кормов

ц.

100/50/40

-

-

100

100

50

100

40

100

8

Приобретение соли

ц.

81

-

-

80

99

80

99

81

100

доля заказников оборудованных биотехническими и воспроизводственными сооружениями до необходимых нормативов, предусмотренных проектами организации и устройства государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области (рассчитывается как среднее значение по столбцу 6,8,10,12 по годам 2012-2015 соответственно)

17,0

ххх

81,8

ххх

91,4

ххх

100

5. Программные мероприятия ведомственной целевой программы

Выбор программных мероприятий определен на основе анализа современного состояния государственных природных заказников Новосибирской области по результатам проведенного охотничьего устройства 2011-2012 гг. с применением системного подхода.

Для решения первой задачи предусмотрено укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры государственных природных заказников путем приобретения новой техники взамен списанной, оборудование системами фото- видеофиксации, проведение уточнения границ заказников и обозначение их в натуре информационными знаками: аншлагами по границам заказников и внутри по дорогам общего пользования, а также панно с общей информацией о режиме заказника и графического отображения границ.

Также необходима разработка новых проектов организации и устройства государственных природных заказников регионального значения, с учетом изменившихся лесорастительных условий, хозяйственной деятельности земле- и лесопользователей, новыми подходами к биотехническим и воспроизводственным мероприятиям, регулированию вредных животных, современным видам техники и оборудования.

Для решения второй задачи необходимо проведение мероприятий, направленных на расширенное воспроизводство объектов животного мира и сохранение биоразнообразия. В связи с чем, в программу включены биотехнические мероприятия, направленные на применение более эффективных кормовых полей, минеральных подкормок, изготовление кормушек и укрытий.

Подробно перечень программных мероприятий приведен в приложении № 2 к настоящей программе.

6. Механизм реализации ведомственной целевой программы

Текущее управление, координацию и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Департамент. Исполнителями программных мероприятий являются Департамент совместно с ГКУ НСО «Природоохранная инспекция».

Департамент:

- осуществляет оценку эффективности Программы;

- ежегодно уточняет в установленном порядке объемы финансирования мероприятий Программы на основе мониторинга реализации мероприятий Программы и оценки их эффективности и достижения целевых индикаторов и показателей;

- корректирует мероприятия Программы и их ресурсное обеспечение при формировании бюджета на плановый период в установленном порядке;

- определяет для исполнителей формы отчетности, срок и периодичность предоставления отчетов об использовании бюджетных средств, порядок возврата бюджетных средств в случае их неполного или нецелевого использования в соответствии с бюджетным законодательством;

- обеспечивает размещение на своем сайте текста Программы, методических материалов в части управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы;

- осуществляет мониторинг и контроль за ходом исполнения Программы. Контроль ведется на основе ведомственной отчетности, заключенных договоров и включает в себя ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий и использовании её исполнителями выделяемых финансовых средств.

Департамент представляет:

1) до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области отчеты по форме согласно приложению № 5 к Порядку, с приложением аналитической записки, содержащей качественные и количественные результаты выполнения ведомственной целевой программы, анализ возникающих проблем и предложения по их устранению.

Кроме того, ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, разработчик направляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области информацию о финансировании ведомственной целевой программы по итогам отчетного года по форме согласно приложению № 6 к Порядку;

2) ежегодно, до 15 декабря текущего года в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области план мероприятий ведомственной целевой программы на очередной финансовый год по форме согласно приложению № 7 к Порядку;

3) ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и министерство экономического развития Новосибирской области оценку эффективности реализации Программы по форме согласно приложению № 8 к Порядку.

Нормативные правовые акты, определяющие условия предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям в рамках Программы, размещены на сайте Департамента по адресу: http://ohotnadzor.nso.ru/Documentation/Pages/programs.aspx.

7. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы

За период реализации программы к 2015 г. оборудование границ заказников будет полностью соответствовать положениям о создании заказников и составит 953 информационных знаков (или 100% от нормативов), в том числе в ходе реализации программы будет произведен ремонт 440 испорченных знаков (100% от необходимого будет отремонтировано).

Ежегодно взамен изношенной и пришедшей в негодность техники будет приобретена новая: 2013 г. – 7 единиц, 2014 г. – 7 единиц, 2015 г. – 5 единиц (100% от количества транспортных средств, отработавших срок эксплуатации). Дополнительно будут приобретены видеорегистраторы в количестве 24 шт. (100% от потребности) и навигаторы 24 шт. (100% от потребности).

Проекты организации и устройства заказников которые морально устарели (срок изготовления 1990-1995 г.) будут заменены на новые в количестве 24 шт. (100% от потребности).

В ходе реализации программы будет проведен полный комплекс воспроизводственных и биотехнических мероприятий направленных на поддержание объектов животного мира в неблагоприятных природных условиях в результате которых количество биотехнических сооружении будет соответствовать проекту организации и устройства государственного природного заказника, что будет соответствовать 100% от требуемого количества и составит: кормушек 338 шт., солонцов – 523 шт., гоголятников 60 шт., искусственных гнезд 894 шт., искусственных укрытий 50 шт, кормовых полей 42 га, приобретение кормов 2013 г. – 100 ц, 2014 г. – 50 ц, 2015 г. – 40 ц, соли 2013 г. – 80 ц, 2014 г. – 80 ц, 2015 г. – 81 ц.

В результате реализации программы будут решены следующие проблемы:

- предотвращены случайные заезды граждан на особо охраняемые природные территории и уменьшение количества правонарушений;

- снижение уровня браконьерства, а также улучшение раскрываемости правонарушений;

- ведение научно обоснованной, рациональной деятельность на территории заказников;

- поддержание оптимальной численности животных для данной территории, а также расселение на сопредельные с заказниками территории.

Реализация Программы будет способствовать:

- сохранению объема поступлений в бюджет области от сборов за использование объектов животного мира за счет расселения и сохранения количества животных на сопредельных с заказниками территориях.

8. Объемы финансирования ведомственной целевой программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств, выделяемых из областного бюджета Новосибирской области.

Ведомственная структура расходов областного бюджета Новосибирской области в разрезе реестра расходных обязательств (приложение № 3 к программе).

Приложение № 1

к ведомственной целевой программе

«Охрана и развитие государственных

природных заказников регионального

значения Новосибирской

области на 2013 - 2015 годы»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ведомственной целевой программы

Цель/задачи, требующие решения для достижения цели

Показатель1

Единица

измерения

Значение весового коэффициента целевого индикатора

Значение целевого индикатора (по годам)

Примечание

2012 год2

2013год

2014год

2015год

Цель - сохранение и обеспечение устойчивого развития государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

Задача 1. Укрепление материально-технической базы государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

доля заказников с уточненными границами и оборудованными аншлагами согласно положениям о создании государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области (нарастающим итогом, от общего количества заказников)

%

0,2

68,5

87,4

93,7

100

доля заказников, обеспеченных надлежащими материально-техническими условиями для их функционирования (нарастающим итогом, согласно методике от потребности)

%

0,3

41,3

62,7

68,0

73,3

доля заказников имеющих действующее научное обоснование организации и устройства государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области (нарастающим итогом, от общего количества заказников)

%

0,1

0

33,3

66,7

100

Задача 2. Улучшение кормовой базы диких животных государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

доля заказников оборудованных биотехническими и воспроизводственными сооружениями до необходимых нормативов, предусмотренных проектами организации и устройства государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области (нарастающим итогом, согласно методике от потребности)

%

0,4

17,0

81,8

91,4

100

1 – методика расчета значений целевых индикаторов приведена в разделе 4 программы;

2 - приведено значение целевого индикатора до начала реализации программы.

Приложение № 2

к ведомственной целевой

программе «Охрана и развитие государственных

природных заказников регионального

значения Новосибирской

области на 2013 - 2015 годы»

МЕРОПРИЯТИЯ

ведомственной целевой программы «Охрана и развитие государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области на 2013 - 2015 годы»

(тыс. рублей)

Наименование мероприятия

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

Ответственный
исполнитель

Ожидаемый
результат

в том числе по годам

реализации

2013 год

2014 год

2015 год

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель: сохранение и обеспечение устойчивого развития государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области

Задача 1. Укрепление материально-технической базы государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области

Оборудование границ заказников информационными знаками

1.1.1. Уточнение границ заказников на местности

Количество заказников

ед.

12

6

6

24

ГКУ НСО «Природоох-ранная инспекция»

Привязка к видимым ориентирам, определение мест установки информационных знаков и их количества

Поддержание необходимого количества информационных знаков для исключения случайных заездов граждан

К концу 2015 года планируется достичь 100% доли заказников с уточненными границами и оборудованными информационными знаками согласно положениям о создании государственных природных заказников регионального значения

Стоимость единицы

тыс.руб.

30,0

30,0

30,0

30,0

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

360,0

180,0

180,0

720,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

360,0

180,0

180,0

720,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Установка информационных знаков до необходимого количества

Количество знаков

шт.

180

60

60

300

Стоимость единицы

тыс. руб.

1,07

1,07

1,07

1,07

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

192,6

64,2

64,2

321,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

192,6

64,2

64,2

321,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Ремонт испорченных знаков и установка

Количество знаков

шт.

240

100

100

440

Стоимость единицы

тыс. руб.

0,535

0,535

0,535

0,535

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

128,4

53,5

53,5

235,4

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

128,4

53,5

53,5

235,4

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Итого затрат на решение
мероприятия 1.1. , в том числе:

тыс. руб.

681,0

297,7

297,7

1276,4

x

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

областной бюджет

тыс. руб.

681,0

297,7

297,7

1276,4

x

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

Приобретение и замена основных средств и технической документации

Замена автотранспорта

Количество автомобилей

шт.

3

2

2

7

Возможность оперативного выезда на место нарушения, предотвращение нарушения.

Доля заказников обеспеченных автотранспортом со сроком использования не более 10 лет, в 2015 году составит 70,2% от необходимого количества

Стоимость единицы

тыс. руб.

470,0

470,0

470,0

470,0

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

1410,0

940,0

940,0

3290,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

1410,0

940,0

940,0

3290,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Замена снегоходов

Количество снегоходов

шт.

3

5

2

10

Возможность оперативного выезда на место нарушения, предотвращение нарушения.

Доля заказников обеспеченных снегоходами со сроком использования не более 10 лет, в 2015 году составит 55,2% от необходимого количества

Стоимость единицы

тыс. руб.

370,0

370,0

370,0

370,0

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

1110,0

1850,0

740,0

3700,0

ГКУ НСО «Природоох-ранная инспекция»

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

1110,0

1850,0

740,0

3700,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Замена лодочных моторов

Количество моторов

шт.

1

-

1

2

Возможность оперативного выезда на место нарушения, предотвращение нарушения.

Доля заказников обеспеченных лодочными моторами со сроком использования не более 10 лет, в 2015 году составит 57,0% от необходимого количества

Стоимость единицы

тыс. руб.

90,0

90,0

90,0

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

90,0

90,0

180,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

90,0

90,0

180,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Приобретение видеорегистраторов

Количество видеорегистраторов

шт.

24

-

-

24

Улучшение доказательной базы при выявлении нарушений, качества привязки к местности мест выявленных нарушений, границ заказника.

Обеспечение на 100% государственных заказников системами видеофиксации и навигационными системами.

Стоимость единицы

тыс. руб.

5,0

5,0

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

120,0

120,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

120,0

120,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Приобретение навигаторов

Количество навигаторов

шт.

8

8

8

24

Стоимость единицы

тыс. руб.

5,0

5,0

5,0

5,0

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

40,0

40,0

40,0

120,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

40,0

40,0

40,0

120,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Разработка проектов организации и устройства государственных природных заказников регионального значения

Количество проектов

шт.

8

8

8

24

ГКУ НСО «Природоох-ранная инспекция»

Научное обоснование количественных показателей, направленных на развитие и функционирование заказников, на 100%

Стоимость единицы

тыс. руб.

80,0

80,0

80,0

80,0

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

640,0

640,0

640,0

1920,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

640,0

640,0

640,0

1920,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Итого затрат на решение
задачи 2, в том числе:

тыс. руб.

3410,0

3470,0

2450,0

9330,0

x

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

областной бюджет

тыс. руб.

3410,0

3470

2450,0

9330,0

x

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

Задача 2. Улучшение кормовой базы диких животных государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области.

2.1. Проведение комплекса биотехнических мероприятий

2.1.1. Изготовление кормушек

Количество кормушек

шт.

60

20

20

100

ГКУ НСО «Природоох-ранная инспекция»

Уровень обеспеченности кормушками государственных заказников к концу 2015 года составит 100% (аналогичный показатель 2012 года 70,4 %)

Стоимость единицы

тыс. руб.

2,87

2,87

2,87

2,87

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

172,2

57,4

57,4

287,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

172,2

57,4

57,4

287,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

2.1.2. Изготовление солонцов

Количество солонцов

шт.

113

41

36

190

Уровень обеспеченности солонцами государственных заказников к концу 2015 года составит 100% (аналогичный показатель 2012 года 63,7 %)

Стоимость единицы

тыс. руб.

2,07

2,07

2,07

2,07

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

233,91

84,87

74,52

393,3

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

233,91

84,87

74,52

393,3

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

2.1.3.Изготовление гоголятников

Количество гоголятников

шт.

40

9

10

59

Уровень обеспеченности гоголятниками государственных заказников к концу 2015 года составит 100% (аналогичный показатель 2012 года 1,0%)

Стоимость единицы

тыс. руб.

0,19

0,2

0,2

0,2

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

7,6

1,8

2,00

11,4

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

7,6

1,8

2,00

11,4

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

2.1.4. Изготовление искусственных гнезд

Количество гнезд

шт.

604

146

144

894

Уровень обеспеченности искусственными гнездами государственных заказников к концу 2015 года составит 100% (аналогичный показатель 2012 года 0 %)

Стоимость единицы

тыс. руб.

0,2

0,2

0,2

0,2

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

120,8

29,2

28,8

178,8

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

120,8

29,2

28,8

178,8

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

2.1.5. Изготовление искусственных укрытий

Количество укрытий

шт.

30

12

8

50

Уровень обеспеченности искусственными укрытиями государственных заказников к концу 2015 года составит 100% (аналогичный показатель 2012 года 0 %)

Стоимость единицы

тыс. руб.

0,216

0,219

0,222

0,219

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

6,49

2,63

1,78

11,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

6,49

2,63

1,78

11,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

2.1.6. Устройство кормовых полей

Площадь

га

36

40

42

118

Уровень обеспеченности кормовыми полями государственных заказников к концу 2015 года составит 100% (аналогичный показатель 2012 года 0 %)

Стоимость единицы

тыс. руб.

34,5

30,0

29,0

31.17

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

1242,0

1200,0

1218,0

3660,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

1242,0

1200,0

1218,0

3660,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

2.1.7. Приобретение кормов

Количество

ц

100

50

40

190

Уровень обеспеченности кормами государственных заказников к концу 2015 года составит 100% (аналогичный показатель 2012 года 0 %)

Стоимость единицы

тыс. руб.

0,80

0,80

0,80

0,80

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

80,0

40,0

32,0

152,0

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

80,0

40,0

32,0

152,0

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

2.1.8. Приобретение соли

Количество

ц

80

80

81

241

Уровень обеспеченности минеральной подкормкой государственных заказников к концу 2015 года составит 100% (аналогичный показатель 2012 года 0 %)

Стоимость единицы

тыс. руб.

1,4

1,4

1,4

1,4

Сумма затрат в том числе:

тыс. руб.

112,0

112,0

113,4

337,4

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

областной бюджет

тыс. руб.

112,0

112,0

113,4

337,4

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

Итого затрат на решение
мероприятия 2.1., в том числе:

тыс. руб.

1975,0

1527,9

1527,9

5030,8

x

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

областной бюджет

тыс. руб.

1975,0

1527,9

1527,9

5030,8

x

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

Итого затрат на решение
задачи 2, в том числе:

тыс. руб.

1975,0

1527,9

1527,9

5030,8

x

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

областной бюджет

тыс. руб.

1975,0

1527,9

1527,9

5030,8

x

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

Итого затрат на достижение
цели 1, в том числе:

тыс. руб.

6066,0

5295,6

4275,6

15637,2

x

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

областной бюджет

тыс. руб.

6066,0

5295,6

4275,6

15637,2

x

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

Итого затрат по программе,
в том числе:

тыс. руб.

6066,0

5295,6

4275,6

15637,2

x

федеральный бюджет <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

областной бюджет

тыс. руб.

6066,0

5295,6

4275,6

15637,2

x

местные бюджеты <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

внебюджетные источники <*>

тыс. руб.

-

-

-

-

x

--------------------------------

<*> Указываются прогнозные значения.

ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» - государственное казенное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция»;

Приложение № 3

к ведомственной целевой

программе «Охрана и развитие государственных

природных заказников регионального

значения Новосибирской

области на 2013 - 2015 годы»

Таблица № 1

Сводные финансовые затраты

ведомственной целевой программы

(тыс. рублей)

Источники и объемы расходов по программе

Финансовые затраты в ценах 2011 г.

Примечание

всего

в том числе по годам реализации программы

2013 год

2014 год

2015 год

….

Всего финансовых затрат,
в том числе:

15637,2

6066,0

5295,6

4275,6

федеральный бюджет <*>

областной бюджет

15637,2

6066,0

5295,6

4275,6

местные бюджеты <*>

внебюджетные источники <*>

Таблица № 2

Источники финансирования ведомственной целевой программы в разрезе реестра расходных обязательств и ведомственной структуры расходов областного бюджета

(тыс. рублей)

№ п/п

Наименование расходного обязательства

ГРБС

РЗ

ПР

ЦСР

КВР

Период реализации программы

Ведомственная целевая
программа «Охрана и развитие государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области на 2013 - 2015 годы»

2013 год

2014 год

2015 год

Итого

Прочие услуги

129

06

03

655

797

797,0

689,0

691,0

2177,0

Увеличение стоимости основных средств

129

06

03

655

797

2770,0

2830,0

1810,0

7410,0

Увеличение стоимости материальных запасов

129

06

03

655

797

2499,0

1776,6

1774,6

6050,2

Итого по программе

6066,0

5295,6

4275,6

15637,2

Общий объем финансирования программы составляет 15637,24 тысячи рублей, в том числе 2013 год - 6066,0 тысячи рублей, 2014 год - 5295,6тысячи рублей, 2013 год - 4275,6 тысячи рублей.

Объем финансирования программы корректируется с учетом возможностей областного бюджета Новосибирской области на текущий финансовый год.

Приложение N 4

к ведомственной целевой

программе «Охрана и развитие государственных

природных заказников регионального

значения Новосибирской

области на 2013 - 2015 годы»

Краткое описание заказников.



п/п

Наименование, местоположение заказника

Нормативный документ

Создание

Режим

Площадь. Краткое описание

1

«Мануйловский»

Болотнинский район

Постановление от 18.04.95г. № 140

Постановление от 01.11.2010 N 197-п

12196 га.

Присалаирская лесостепь. Колониальные поселения серого сурка, воспроизводственные стации косули, места обитания редких растений и животных, различных видов.

2

«Доволенский»

Доволенский район

Постановление от 16.01.2001г. № 57

Постановление от 12.09.2011г. № 398-п

75844 га.

Южная часть Барабинской лесостепной зоны. Воспроизводственные стации лося, косули, боровой дичи. Местообитание редких видов птиц.

3

«Чановский»

Здвинский

район

Постановление от 07.08.2002г. № 659

10191 га.

Степные озерно-займищные комплексы. Водно-болотные угодья международного значения. Места гнездования водоплавающих и околоводных птиц, в т.ч. редких исчезающих видов.

4

«Здвинский»

Здвинский

район

Постановление от 15.11.2000г. № 1023

Постановление от 05.09.2011г. № 388-п

40010 га.

Южная часть Барабинской лесостепной зоны с озерно-тросниковыми займищами. Воспроизводственные стации лося, косули, боровой и водоплавающей дичи. Наличие редких и исчезающих животных различных видов.

5

«Легостаевский»

Искитимский район

Постановление от 15.11.2000г. № 1024

29004 га.

Присалаирская лесная зона с участками лесостепных комплексов. Местообитания серого сурка, лося, медведя, боровой дичи, барсука, речного бобра и других промысловых видов. Места гнездования черного аиста.

6

«Южный»

Карасукский район

Постановление от 12.10.2001г. № 951

Постановление от 12.09.2011г. № 397-п

31300 га.

Типичные ландшафты Кулундинской степной зоны с озерно-займищными комплексами. Воспроизводственные стации косули, водоплавающей и боровой дичи. Места гнездования редких птиц.

7

«Каргатский»

Каргатский

район

Постановление от 25.04.2000г. № 297

95600 га.

Лесостепные комплексы. Воспроизводственные стации лося, косули и других ценных промысловых животных.

8

«Кудряшовский бор»

Колыванский, Коченевский, Новосибирский

Постановление от 14.11.2000г. № 1010

17671 га.

Приобский сосновый бор. Места обитания глухаря, лося. Наличие редких и исчезающих видов животных. Зона рекреации.

9

«Центральный»

Колыванский район

Постановление от 14.11.2000г. № 1011

90485 га.

Мелколиственные леса подтаежной зоны. Места обитания лося, кабана, речного бобра, боровой дичи, пушных видов. Гнездование редких и исчезающих видов.

10

«Маяк»

Кочковский район

Постановление от 10.01.2001г. № 28

23800 га.

Степная зона. Воспроизводственные стации косули, серой куропатки, лисицы, корсака. Местообитания редких видов птиц.

11

«Мангазерский»

Куйбышевский район

Постановление от 12.10.2001г. № 957

9564.9 га.

Лесостепные и озерно-займищные комплексы Северной Барабы. Гнездово-выводковые стации водоплавающих и околоводных птиц, места обитания редких и исчезающих животных. Воспроизводственные стации косули.

12

«Казатовский»

Куйбышевский район

Постановление от 12.10.2001г. № 965

41496.3 га.

Лесостепные и озерно-займищные комплексы Северной Барабы. Гнездово-выводковые стации водоплавающих и околоводных птиц, места обитания редких и исчезающих животных. Воспроизводственные стации косули.

13

«Майское утро»

Купинский

район

Постановление от 18.04.95г. № 139

Постановление от 01.11.2010 N 196-п

21800 га.

Типичные степные и лесостепные экоценозы. Гнездование орлана-белохвоста, места обитания редких видов птиц, насекомых и растений.

14

«Майзасский»

Кыштовский район

Постановление от 16.10.2001г. № 973

86700 га.

Южно-Васюганская лесная зона. Места обитания соболя, бобра, норки, лося, глухаря, тетерева, белой куропатки, медведя. Гнездование редких и исчезающих птиц.

15

«Талицкий»

Маслянинский район

Постановление от 22.02.2001г. № 190

59703 га.

Черневые леса Присалаирья. Места обитания ценных промысловых животных, а также объектов животного мира, занесенных в Красные книги РФ и Новосибирской области.

16

«Ордынский»

Ордынский

район

Постановление от 25.04.2000г. № 295

46631 га.

Приобская лесостепная зона. Места обитания ценных промысловых животных. Воспроизводственные стации косули.

17

«Северный»

Северный

район

Постановление от 12.10.2001г. № 952

102739 га.

Южно-Васюганская лесная зона. Места обитания соболя, бобра, норки, лося, глухаря, тетерева, белой куропатки, медведя. Гнездование редких и исчезающих птиц.

18

«Сузунский»

Сузунский

район

Постановление от 16.01.2001г. № 68

Постановление от 05.09.2011г. № 389-п

128500 га.

Сосновые леса с участием мелколиственных пород. Места обитания ценных промысловых животных: лося, глухаря, норки, колонка, хоря, лисицы, барсука и других видов. Места гнездования черного аиста.

19

«Колтыракский»

Тогучинский район

Постановление от 22.03.2001г. № 262

35800 га.

Черневые леса Присалаирья с примыкающим участком лесостепных формаций. Места обитания ценных промысловых животных, а также объектов животного мира, занесенных в Красные книги РФ и Новосибирской области. Места произрастания редких и исчезающих растений.

20

«Успенский»

Убинский

район

Постановление от 25.04.2000г. № 296

80290 га.

Типичная лесостепь с озерно-займищными комплексами. Места массовых скоплений водоплавающей дичи и нереста рыб в полноводные годы. Воспроизводственные стации косули, местообитания редких и исчезающих животных различных видов.

21

«Усть-Тарский»

Усть-Тарский

район

Постановление от 22.10.2001г. № 981

82000 га.

Типичные лесостепные и вводно-болотные комплексы Барабинской зоны. Гнездово-выводковые стации водоплавающих и околоводных птиц, боровой дичи, места обитания редких и исчезающих животных различных видов. Воспроизводственные стации лося и косули.

22

«Инской»

Черепановский район

Постановление от 12.10.2001г. № 964

12000 га.

Приобская лесостепь. Пойменный комплекс р. Иня. Места обитания речного бобра, колонка, хоря, норки, лося, косули и других видов. Наличие редких и исчезающих видов птиц.

23

«Юдинский»

Чистоозерный район

Постановление от 14.11.2000г. № 1009

112720 га.

Лесостепные и озерно-займищные комплексы. Места гнездования серого гуся. Воспроизводственные стации косули и водоплавающей дичи. Наличие редких и исчезающих видов животных.

24

«Чикманский»

Чулымский

район

Постановление от 23.09.99г. № 605

55250 га.

Южная часть Барабинской лесостепной зоны. Воспроизводственные стации лося, косули, боровой дичи. Наличие редких и исчезающих видов растений и животных.

Общая площадь: 1301295,2 га

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 110.060.000 Охрана и использование животного мира (см. также 200.150.030), 110.060.090 Охрана объектов животного мира и среды их обитания (см. также 200.150.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать