Основная информация

Дата опубликования: 27 февраля 2014г.
Номер документа: RU16000201400737
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу приказом Минсельхозпрода РТ от 08.09.2015 № 210/2-пр

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 27.02.2014 № 40/2-пр

Об утверждении ведомственных целевых программ и порядков предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, участвующим в реализации ведомственных целевых программ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемые ведомственные целевые программы:

"Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы";

"Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы";

2. Утвердить следующие прилагаемые порядки предоставления в 2014 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, участвующим в реализации ведомственных целевых программ:

Порядок предоставления в 2014 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" (Приложение N 1);

Порядок предоставления в 2014 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации ведомственной целевой программы "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" (Приложение N 2);

3. Ответственность за достоверность предоставляемых документов, целевое использование бюджетных средств возложить на получателя субсидий, руководителей и главных бухгалтеров организаций агропромышленного комплекса.

4. Осуществление контроля и подтверждение достоверности документов, предоставляемых бюджетополучателем, возложить на начальников Управлений сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Минсельхозпрод РТ) в муниципальных районах Республики Татарстан.

5. Заместителю начальника отдела развития отраслей животноводства Минсельхозпрода РТ С.М. Нигматзянову, заместителю начальника одела развития отраслей земледелия Минсельхозпрода РТ Л.В. Павловой и начальнику отдела инвестиционной политики и целевых программ Минсельхозпрода РТ И.Ш. Гафурову обеспечить приём документов специалистами отдела развития отраслей животноводства Минсельхозпрода РТ, отдела развития земледелия Минсельхозпрода РТ и отдела инвестиционной политики и целевых программ Минсельхозпрода РТ для получения субсидий из федерального бюджета согласно пункту 1 настоящего приказа.

5. Начальнику отдела финансирования Минсельхозпрода РТ М.А. Махмутову обеспечить своевременное предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям, согласно документам, установленным настоящим приказом.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра Н.Н. Хазипова и И.Х. Габдрахманова.

Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр

М.Г. Ахметов

Зарегистрирован в Минюсте РТ 3 сентября 2014 г.

Регистрационный N 2408

Приложение № 1

к приказу Министерства

сельского Хозяйства

и продовольствия

Республики Татарстан

от 27.02.2014 г. № 40/2-пр

Порядок

предоставления в 2014 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

1. Настоящий Порядок регламентирует условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" (далее - Программа).

2. Субсидии на возмещение части затрат предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, занимающимся мясным скотоводством (далее - участники Программы), в целях создания экономических и технологических условий для увеличения объемов производства мяса.

3. Субсидии предоставляются на заявительной основе на реализацию мероприятий Программы, связанных с разведением крупного рогатого скота мясного и помесного направления.

4. Критерии отбора участников Программы для предоставления субсидий:

основной вид деятельности предприятия - сельскохозяйственное производство, разведение крупного рогатого скота мясного и помесного направления;

5. Для участников, реализующих мероприятия Программы, объем субсидий определяется:

- из расчета на одну физическую голову крупного рогатого скота мясных пород, имевшуюся по состоянию на 1 января 2014 года - 5962,48 рубля, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 2551,05 рубля и бюджета Республики Татарстан - 3411,43 рубля;

- из расчета на одну физическую голову крупного рогатого скота помесей мясных пород, имевшуюся по состоянию на 1 января 2014 года - 2402,1 рубля, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 1035,1 рубля и бюджета Республики Татарстан - 1367,0 рублей.

6. Для получения субсидий участники Программы представляют в Управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство) в муниципальных районах Республики Татарстан (далее - Управления), следующие документы:

а) копии "Отчёта о движении скота и птицы на ферме" (форма N СП-51) с выделением групп мясных и помесей мясных пород крупного рогатого скота для подтверждения сведений о его численности по состоянию на 01.01.2014, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации агропромышленного комплекса. Для племенного (мясного) скота предоставляется копия племенного свидетельства, заверенная государственным казенным учреждением "Главное государственное сельскохозяйственное управление племенным делом в животноводстве Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан";

б) справки-расчёты для предоставления субсидий по форме, утверждённой Министерством, на основании документов, указанных в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка.

7. Управления:

а) проверяют достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

б) составляют сводные справки-расчёты на основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка на предоставление субсидий участникам Программы по форме, утверждённой Министерством.

8. Министерством в тридцатидневный срок на основании представленных Управлениями документов утверждается реестр получателей субсидий в рамках Программы.

В случае неосвоения бюджетных средств участниками Программы Министерство имеет право перераспределять остаток лимита между участниками Программы, путем внесения изменений в реестр получателей субсидий.

9. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет перечисление средств со своего лицевого счёта, открытого в органах казначейства, на расчётные счета участников Программы, на основании утвержденных Министерством сводных справок-расчетов и реестра получателей субсидий.

10. Предоставленные субсидии подлежат возврату в бюджет Республики Татарстан в шестидесятидневный срок с момента получения соответствующего требования Министерства в случае выявления фактов представления участниками Программы недостоверных сведений и документов для получения субсидий.

При нарушении срока возврата субсидий получателями субсидий по основанию, указанному в настоящем пункте Порядка, Министерство в тридцатидневный срок с момента окончания срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, принимает меры по взысканию указанных средств в бюджет Республики Татарстан в порядке, установленном законодательством.

11. Получатели субсидий представляют в Управления отчеты о реализации мероприятий Программы в сроки и по формам, утверждённым Министерством.

12. Министерство принимает отчёты от Управлений и представляет сводный отчёт об использовании субсидий в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Республики Татарстан по истечении финансового года.

13. Ответственность за достоверность предоставления участниками Программы документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров организаций агропромышленного комплекса.

14. Контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств возложить на Министерство.

Приложение № 2

к приказу Министерства

сельского Хозяйства

и продовольствия

Республики Татарстан

от 27.02.2014 г. № 40/2-пр

Порядок

предоставления в 2014 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям участвующим в реализации ведомственной целевой программы "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

1. Настоящий Порядок регламентирует условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации ведомственной целевой программы "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" (далее - Программа).

2. Субсидии на возмещение части затрат предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям занимающимся производством сельскохозяйственной продукции (далее - участники Программы), в целях создания экономических и технологических условий для увеличения объемов производства и переработки льна.

3. Субсидии предоставляются на заявительной основе:

на возмещение части затрат по строительству и реконструкции объектов по первичной переработки льна;

на возмещение части затрат по приобретению технологического оборудования для объектов по первичной переработке льна, автотранспорта и сельскохозяйственной техники;

на возмещение части затрат на производство льна.

4. Критерий отбора участников Программы для предоставления субсидий:

основной вид деятельности предприятия - сельскохозяйственное производство, производство и переработка льна.

5. Объем субсидий определяется:

на возмещение части затрат по строительству и реконструкции объектов по первичной переработке льна - из расчета 90,0 процентов от объема выполненных работ;

на возмещение части затрат по приобретению технологического оборудования для объектов по первичной переработке льна, автотранспорта и сельскохозяйственной техники - из расчета 90,0 процентов от стоимости оборудования;

на возмещение части затрат на производство льна из расчета 10,0 тыс. рублей за одну тонну сданного льна на льноперерабатывающий завод (в переводе на волокно).

6. Для получения субсидий на возмещение части затрат по строительству и реконструкции объектов по первичной переработке льна участники программы представляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство) следующие документы:

платежные поручения, заверенные банком;

копии сводных сметных расчётов;

копии договоров подряда на строительство;

копии актов о приёмке работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, заверенные участником Программы;

копии актов о приёмке работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, заверенные участником Программы при проведении работ хозяйственным способом;

справки-расчёты для предоставления субсидий по форме, утверждённой Министерством.

7. Для получения субсидий на возмещение части затрат по приобретению технологического оборудования для объектов по первичной переработке льна, автотранспорта и сельскохозяйственной техники участники представляют в Министерство следующие документы:

договоры поставки оборудования и техники;

товарно-транспортные накладные;

счета-фактуры;

акт приема-передачи оборудования по форме ОС-1;

платежные поручения, заверенные банком;

справки-расчёты для предоставления субсидий по форме, утверждённой Министерством.

8. Для получения субсидий на возмещение части затрат на производство льна участники представляют в Министерство следующие документы:

договоры на поставку льнотресты;

реестр товарных накладных;

приемные квитанции;

справки-расчёты для предоставления субсидий по форме, утверждённой Министерством.

9. Министерством на основании представленных документов в течение шести рабочих дней с момента получения требования утверждается реестр получателей субсидий.

10. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет перечисление средств со своего лицевого счёта, открытого в органах казначейства, на расчётные счета участников Программы, на основании утвержденных Министерством справок-расчётов и реестра получателей субсидий.

11. Предоставленные субсидии подлежат возврату в доход бюджета Республики Татарстан в шестидесятидневный срок с даты получения соответствующего требования Министерства в случае выявления фактов представления участниками Программы недостоверных сведений и документов для получения субсидий.

12. В случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, остатки субсидий, неиспользованные в отчетном финансовом году, подлежат возврату получателем субсидий в доход бюджета Республики Татарстан до 1 февраля года, следующего за отчетным.

13. В случае отказа от добровольного возврата в доход бюджета Республики Татарстан средств, указанных в пунктах 11 и 12 настоящего Порядка, они подлежат взысканию в принудительном порядке в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.

14. Министерство и Министерство финансов Республики Татарстан осуществляют проверку соблюдения условия, целей и порядка предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителями в установленном законодательством порядке.

15. Ответственность за целевое использование выделенных средств и достоверность предоставления участниками Программы документов возлагается на должностных лиц и руководителей организаций агропромышленного комплекса в соответствии с законодательством.

16. Контроль за эффективным использованием выделенных средств возложить на Министерство.

Утверждаю

Заместитель Премьер-министра

Республики Татарстан - министр сельского

хозяйства и продовольствия РТ

М.Г. Ахметов

27 .02.2014 г.

Ведомственная целевая программа

"Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

Наименование программы

"Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2013 года N 235 "Об утверждении Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"

Заказчик программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Основные разработчики программы

Структурные подразделения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан: развития отраслей животноводства, инвестиционной политики и целевых программ, экономического анализа и планирования, финансирования

Цель программы

Создание экономических и технологических условий для формирования и устойчивого развития мясного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства говядины в Республики Татарстан.

Увеличение объема производства высококачественной говядины.

Техническое перевооружение отрасли мясного скотоводства.

Повышение уровня потребления говядины

Основные задачи

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

- увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород на 12 процентов ежегодно;

- укрепление племенной базы мясного скотоводства;

- увеличение производства мяса и ускоренное развитие мясного скотоводства;

- повышение уровня потребления мяса, его доступности и экологической безопасности для населения;

- улучшение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей современными технологическими оборудованиями, материальными ресурсами

Участники программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

Государственное научное учреждение "Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН";

Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства (ВНИИМС) г. Оренбург;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Баумана";

Сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Татарстан

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется 2014-2016 годы

В течение трех лет будут осуществлены мероприятия для значительного увеличения производства говядины и достижения в 2016 году уровня 173,8 тысяч тонн

Исполнители программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

Государственное научное учреждение "Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН";

Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства (ВНИИМС) г. Оренбург;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Баумана";

Сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Татарстан

Объёмы и источники финансирования

Общий объем расходов на реализацию программы за 2014-2016 гг. составит 850 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 - 267,0 миллионов рублей, 2015 - 283,0 миллионов рублей, 2016 - 300,0 миллионов рублей,

- за счет бюджета Республики Татарстан - 340 миллионов рублей из них по годам:

2014 - 107 миллионов рублей, 2015 - 113,0 миллионов рублей, 2016 - 120,0 миллионов рублей,

- за счет внебюджетных средств 510,0 - миллионов рублей, в том числе по годам:

2014 - 160,0 миллионов рублей, 2015 - 170,0 миллионов рублей, 2016 - 180,0 миллионов рублей

Целевые индикаторы и показатели программы

Показатели программы:

- увеличение численности скота мясных пород с 24,3 тысяч голов (в 2013 году) до 34,0 тысяч голов, в том числе коров с 10,7 до 15,3 тысяч голов в 2016 году;

- увеличение производства на убой высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 3,5 тысяч тонн в 2013 году до 13,9 тысяч тонн в 2016 году

Ожидаемые результаты реализации программы

- Увеличение производства высококачественной говядины на убой от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе с 3,5 тысяч тонн в 2013 году до 13,9 тысяч тонн в 2016 году.

- Увеличение реализации племенного молодняка с 100 голов в 2013 году до 300 голов в 2015 году

- Увеличение выхода телят на 100 коров с 78 голов в 2013 году до 80 голов в 2015 году.

- Повышение занятости населения, создание 122 дополнительных рабочих мест

Система управления и контроля

Ответственным за реализацию программы в целом является отдел развития отраслей животноводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Отдельные тенденции в развитии мясного скотоводства Республики Татарстан нельзя признать удовлетворительными.

Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах населения имеет тенденцию к сокращению, хотя и сохраняется положительная динамика основных показателей в животноводстве, достигнутый уровень отдельных показателей продуктивности является недостаточным. В частности, за 2010-2012 годы производство мяса во всех категориях хозяйств уменьшилось с 165,8 до 161,2 тысяч тонн.

К неблагоприятным факторам развития сельского хозяйства Республики Татарстан и других субъектов Российской Федерации относятся:

а) рыночные - диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, в том числе на мясо, промышленную продукцию и энергоносители. Исторически сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию по отношению к промышленной продукции и энергоносителям не только не сокращается, но и имеет тенденцию к увеличению. При несущественном росте цен на основные виды сельскохозяйственной продукции наблюдается динамичное повышение цен на необходимые материально-технические ресурсы для производства и особенно на энергоносители, что во многом связано с изменением цен и тарифов на услуги естественных монополий;

б) макроэкономические - ухудшение условий конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции в условиях увеличения импорта продовольствия;

в) финансово-экономические - недостаточный объем средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, направляемых на поддержку развития сельского хозяйства и социальное обустройство села;

г) управленческие - отсутствие долгосрочной стратегии развития экономики и сельского хозяйства России, учитывающей региональные аспекты и взаимосвязь с бюджетными показателями;

К актуальным проблемам развития мясного скотоводства Республики Татарстан относятся:

а) структурные - недостаточные темпы институциональных преобразований, слабое развитие малых форм предпринимательства в сферах организации производства и первичной переработки, а также сельскохозяйственных потребительских (перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих, снабженческих и заготовительных) кооперативов;

б) рыночные - резкие колебания цен на мясо; неразвитый характер оптовых продовольственных рынков; недостаточное содействие развитию конкуренции; отсутствие четких ориентиров в политике ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия на принципах продовольственной безопасности Республики Татарстан;

в) финансово-экономические - финансовая неустойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей, низкая инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных организаций, труднодоступность кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения, неразвитость ипотечного кредитования в условиях незавершенности процессов кадастровой оценки и регистрации земельных ресурсов; ограниченный объем средств бюджета Республики Татарстан, направляемых на поддержку развития сельского хозяйства и социальное обустройство села, а также их неэффективное использование;

г) производственные - опережающее уменьшение основных производственных фондов по сравнению с их вводом, старение технологического оборудования; низкие темпы внедрения современных технологий;

д) организационно-управленческие и кадровые - недостаточное внедрение управленческих технологий (управления по результатам бюджетирования), информационных технологий и инноваций, затяжные сроки организационных преобразований в области управления, дефицит квалифицированных управленческих и специальных кадров, отток молодых специалистов;

е) социальные - непривлекательные условия жизни в сельских поселениях, невысокий уровень жизни сельского населения, недостаточное качество услуг социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры), снижение рождаемости, отток молодежи.

В настоящее время значительная часть ресурсов российского рынка мяса и мясопродуктов продолжает формироваться за счет импорта. Для России решение продовольственной безопасности сводится в основном к самообеспечению продуктами питания за счет наращивания отечественного производства. Постоянная ориентация на импорт как основное средство решения проблемы продовольственной безопасности наносит ущерб экономике страны: миллиарды долларов, потраченных на закупку и обслуживание импорта мяса, это, по существу нереализованные инвестиции в развитие мясного производства.

Программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" направлена на модернизацию мясного скотоводства. Увеличение производства высококачественной говядины позволит частично преодолеть зависимость страны от импортных поставок.

В рамках осуществления Программы предусматривается наращивание поголовья скота мясных пород, повышение его продуктивности за счет совершенствования технологий его содержания и кормления, улучшение культурных пастбищ.

2.1. Анализ ситуации и потенциал развития мясного скотоводства

В республике проводится целенаправленная работа по развитию отрасли мясного скотоводства, позволяющее на основе использования дешевых местных кормов производить высококачественную говядину.

Это - отрасль, которая требует небольших затрат на строительство помещений и средства механизации, позволяет достичь высокой производительности труда. Оно способно эффективно использовать пастбища, побочную продукцию полеводства и перерабатывающей промышленности при небольшом расходе концентратов. Тем не менее, мясное поголовье должно быть обеспечено хорошей кормовой базой, полноценным кормлением. В первую очередь эту систему внедрили хозяйствам, имеющим низкую продуктивность дойного стада с большими затратами кормов, где производство молока нерентабельно.

Развитие мясного скотоводства позволяет решить проблему увеличения производства говядины высокого качества при относительно малых капиталовложениях и затратах труда.

Изменившаяся, экономическая ситуация и переход к рыночной экономике предопределяют первоочередное развитие мясного скотоводства - отличающееся меньшей энерготрудоемкостью. Технологию мясного скотоводства можно отнести к числу ресурсосберегающих.

Начиная с 2006 года количество хозяйств, специализирующихся на разведении чистопородного крупного рогатого скота мясных пород в республике увеличилось с 3 до 12.

Мясное скотоводство в республике развивается в двух направлениях.

Первое направление - это создание стад специализированного мясного направления. В 2006-2012 годы создано пять племенных репродукторов.

Породный состав репродукторных хозяйств

1. Сабинский район: ООО "Мартен" - Лимузин

2. Рыбнослободский район: ООО "Слободское" - Герефорд

3. Актанышский район: ООО "Татарстан" - Обрак

4. Актанышский район: ООО "Чиялек" - Обрак

5. Азнакаевский район: ООО "Агро-ТНГС" - Герефорд.

Второе направление - это использование промышленного скрещивания коров молочного направления с быками мясных пород. Это направление имеет наиболее широкое распространение в республике, так как для этой цели в каждом хозяйстве можно использовать до 30 процентов низкопродуктивных коров. Дальнейшим, по мере роста численности помесного маточного поголовья, целесообразно использовать поглотительное скрещивание. Бычков и худших тёлок первого поколения реализуют на мясо, а лучших тёлок оставляют на пополнение стада. Ими постепенно заменяют коров молочного направления, которыми на первых порах были укомплектованы мясные стада. Тёлок, оставленных на пополнение основного стада, покрывают быками той же улучшающей мясной породы.

Перспективным является также внедрение промышленного скрещивания в скотоводстве частного сектора, где потомство от молочных коров исключительно используется для получения мяса. В крестьянских фермерских хозяйствах коровы лактируют до возраста 7-8 отёлов, поэтому выгодным является получение первых 3-4 отёлов от быков мясных пород, а остальные отёлы для получения ремонтной телки желательно иметь от быков молочных.

2.2. Анализ состояния мясного скотоводства в Республике Татарстан

Показатели

Единица измерения

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2013 год к 2010 году, в процентах

1. Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях на конец года, всего

голов

807445

781551

775583

739675

92

2. Поголовье мясного крупного рогатого скота, всего

голов

31451

34389

34800

24300

87

в том числе маточное поголовье

голов

15538

13133

17048

10700

88

3. Производство мясного и помесного крупного рогатого скота на убой (в живом весе)

тонн

3508

3666

4609

3450

98

3. Производство говядины на убой во всех категориях хозяйств (в живом весе)

тыс. тонн

165,8

158,9

161,2

159,0

96

4. Производство говядины на душу населения

килограмм

43,8

41,9

42,4

41,6

95

5. Рентабельность производства мяса - с господдержкой

проценты

-21,6

-21,4

-16,6

-24,1

-

- без господдержки

проценты

-38,1

-34,8

-31,2

-34,6

-

Республика Татарстан имеет благоприятные природные и экономические условия для развития мясного скотоводства. В республике сконцентрировано достаточное количество поголовье крупного рогатого скота. Для этого создана устойчивая кормовая база. Имеется много отходов зерновой и перерабатывающей промышленности. Дешевыми источниками кормов служат естественные пастбища и сенокосы, площади которых составляют 1010 тысяч гектар или 22 процента от всех сельскохозяйственных угодий.

3. Основные цели и задачи

Цель программы - создание экономических и технологических условий для формирования и устойчивого развития мясного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства говядины в Республики Татарстан.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- увеличение производства высококачественной говядины и ускоренное развитие мясного скотоводства в рамках реализации Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Татарстан на 2013-2020 годы.

- улучшение обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей современными технологическими оборудованиями и материальными ресурсами; квалифицированными кадрами.

- обеспечение населения Республики Татарстан качественной местной сельскохозяйственной продукцией, повышение уровня потребления мяса, его доступности и экологической безопасности для населения;

- замещение импортируемой в республику продукции и экспорт сельскохозяйственной продукции, произведенной в Республике Татарстан.

3.1. Целевые индикаторы

Основные целевые индикаторы программы и их значения приведены в таблице.

Показатели

Единица измерения

2013 год факт

2014 год

2015 год

2016 год

1. Поголовье мясного и помесного скота в сельскохозяйственных предприятиях, в том числе:

тысяч голов

24,3

27,2

30,4

34,0

а) поголовье специализированного мясного скота

тысяч голов

4,2

4,6

5,0

5,5

из них коров (маточное поголовье)

тысяч голов

1,8

2,1

2,4

2,7

б) поголовье помесного скота

тысяч голов

20,1

22,6

25,4

28,5

из них коров (маточное поголовье)

тысяч голов

8,9

10,0

11,2

12,6

2. Производство на убой скота мясных пород и его помеси в живой массе

тысяч голов

3,5

7,3

9,6

13,9

4. Увеличение численности занятого в мясном направлении населения

человек

24

29

43

50

3.2. Перечень и описание программных мероприятий

Решение основных задач программы осуществляется путем разработки следующего комплекса программных мероприятий:

- поддержка содержания маточного поголовья мясного и помесного скота в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок";

- субсидии за увеличение производства высококачественной говядины;

- поддержка технологической модернизации мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий;

- субсидии на подключение производственных объектов к инженерным сетям - газовым, тепловым, электрическим, водопроводным, канализационным, сетям связи, а также расходов по строительству подъездных путей;

- субсидии на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов;

- субсидии на компенсацию части затрат на улучшение пастбищ.

Сроки и этапы реализации программы мясного скотоводства в ОАО ХК "Ак Барс"

I этап (2012-2013 годы):

- приобретение быков-производителей мясных пород (141 голов);

- отбор низко продуктивных коров и осеменение их быками мясных пород;

- начало строительства откормочных площадок (фидлотов) и реконструкции животноводческих помещений под маточники в агрофирмах, отобранных для реализации Программы;

- комплектование мясного направления ключевыми ответственными специалистами (технологи, ветеринары, зоотехники).

II этап (2013-2015 годы):

- окультуривание пастбищ и организация кормового севооборота с учетом перспективы развития мясного скотоводства;

- организация 19 маточников общей численностью 9500 голов маточного поголовья (в имеющихся животноводческих помещениях)

- сооружение 14 откормочных площадок общей емкостью 25000 голов;

- выделение мясного направления в отдельное юридическое лицо;

- создание 2-3 чистопородных племенных ферм по 200-220 голов маточного поголовья;

- получение племенного статуса по количеству имеющихся пород;

- включение проекта в программу государственной поддержки.

III этап (2015-2016 годы):

- выход на проектную мощность и самоокупаемость:

среднегодовое поголовье помесного крупного рогатого скота и скота мясных пород - 25000 голов;

объемы производства высококачественной говядины от помесного скота и крупного рогатого скота мясных пород в живом весе - 11,5 тысяч тонн в год;

общий объем производства мяса крупнорогатого скота по направлению мясного животноводства - 12,8 тысяч тонн в год (с учетом выбраковки маточного поголовья);

среднесуточный привес крупнорогатого скота - 900 грамм, в том числе на откорме - не менее 1200 грамм.

- начало реализации племенных животных на сторону.

3.3. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы

Реализация Программы создаст условия для более интенсивного развития предприятий, занимающихся разведением и откормом мясного скота, за счет стимулирования откорма скота до живой массы 450 кг и выше, создания и технологической модернизации мясных и откормочных предприятий, обновления технического парка.

Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие животноводческих предприятий со специализированным мясным скотом, позволит привлечь около 636,0 миллионов рублей инвестиций, за счет чего будет произведена реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм. Поголовье мясного скота увеличится с 27,3 до 45,7 тысяч голов или на 67 процентов, численность племенного маточного поголовья увеличится на 33,3 процента и составит 2,4 тысяч голов.

За счет роста генетического потенциала товарного стада мясная продуктивность животных в республике ежегодно будет увеличиваться на 5 процента. В 2016 году будет произведено 13,9 тысяч тонн (на убой в живом весе) высококачественной говядины от мясного скота. Значительный экономический эффект даст использование биопродукции мясных быков. Поддержка мясного скотоводства даст возможность вести откорм молодняка на специализированных предприятиях до живой массы 450 килограммов и выше, что позволит решить проблему производства высококачественной говядины, будет стимулировать промышленное скрещивание скота.

Укрепление материально-технической базы на основе приобретения кормоуборочной сельскохозяйственной техники, комплекса машин и оборудования для приготовления кормов позволит обеспечить предприятия качественными кормами в достаточном количестве, даст возможность укрепить и модернизировать производственную и технологическую платформу мясного скотоводства. В целом рентабельность производства говядины от мясного скота увеличится и будет составлять от 8,1 до 16,5 процентов.

Кроме увеличения производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация программы обеспечит создание новых рабочих мест в сельских территориях Республики Татарстан.

Анализ социально-экономической эффективности программы

Показатели

Единица измерения

2013 год факт

2014 год

2015 год

2016 год

1. Поголовье мясного и помесного скота в сельскохозяйственных предприятиях, в том числе:

тысяч голов

24,3

27,2

30,4

34,0

маточное поголовье мясного скота

тысяч голов

10,7

12,1

13,6

15,3

2. Производство говядины на убой в живом весе во всех категории хозяйств

тысяч голов

159,0

163,8

168,7

173,8

проценты

100

103

103

103

3. Производство на убой скота мясных пород и его помеси в живой массе

тысяч голов

3,5

4,0

4,5

5,1

проценты

96

114

113

113

4. Средняя живая масса 1 головы скота при реализации

килограмм

500

500

500

500

5. Увеличение численность занятого в мясном направлении населения

человек

24

29

43

50

Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности показывает реальность значительного увеличения численности племенного скота и прироста объемов производства высококачественной говядины и общего поголовья мясного скота.

3.4. Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе приведен в таблице

Показатели

Единица измерения

2014 год

2015 год

2016 год

Всего за 3 года

Выручка от реализации говядины (ТП)

миллион рублей

657

864

1251

1113

Ежегодный прирост выручки от реализации говядины

миллион рублей

342

207

387

57,5

Финансирование программы

всего (Ф)

миллион рублей

267

283

300

850

Показатели эффективности

Эобщ

проценты

128

73

129

6,8

Прирост выручки

проценты

2-х кратно

132

145

190

Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:

,

где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств,

- ежегодный прирост товарной продукции мяса в стоимостном выражении,

Ф - объем финансирования производства продукции.

3.5. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Финансирование Программы будет осуществляться за счёт средств бюджета Республики Татарстан и привлечения средств внебюджетных источников.

Объём средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитывается с учётом:

- фактических цен на племенной скот в 2012 году по импорту и внутри страны;

- среднереспубликанских расходов на содержание мясных коров;

- средних по республике производственных издержек на производство мяса

Расчёты и исходные данные по объёмам и источникам финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице.

Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, миллион рублей.

N

п/п

Мероприятия

Источник

2014 год

2015 год

2016 год

Всего за 2016-2014 годы

1

Субсидии на содержание коровы с телёнком в товарных хозяйствах

Бюджет Республики Татарстан

8,8

9,3

9,9

28

Внебюджетные средства

13,2

14,0

14,8

42

2

Субсидии на возмещение затрат по откорму молодняка до живой массы свыше 450 кг

Бюджет Республики Татарстан

4,9

5,2

5,5

15,6

Внебюджетные средства

7,3

7,8

8,3

23,4

3

Субсидии на подключение производственных объектов к инженерным сетям - газовым, тепловым, электрическим, водопроводным, канализационным сетям, сетям связи, а так же расходов по строительству подъездных путей к объектам

Бюджет Республики Татарстан

16,4

17,3

18,3

52

Внебюджетные средства

24,5

26,0

27,5

78

4

Техническое перевооружение отрасли мясного скотоводства

Бюджет Республики Татарстан

18,3

19,3

20,6

58,2

Внебюджетные средства

27,4

29,1

30,8

87,3

6

Поддержка создания, технической и технологической модернизации мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий

Бюджет Республики Татарстан

58,6

61,9

65,7

186,2

Внебюджетные средства

87,6

93,1

98,6

279,3

Итого:

Бюджет Республики Татарстан

107

113

120

340

Внебюджетные средства

160

170

180

510

Всего:

267

283

300

850

3.6. Описание системы управления реализацией программы

Система управления реализацией программы предполагает утверждение ответственных за:

- реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе;

- координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;

- реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом;

- финансирование программных мероприятий;

- мониторинг реализации программы;

- формирование отчетности о ходе реализации программы.

3.7. График реализации программных мероприятий

N

п/п

Разделы программы, мероприятия

Объем работ

Единица измерения

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

1

Увеличение поголовья крупного рогатого скота мясных пород

44,7

тысяч голов

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

2014-2016 годы

2

Укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов

500

гектар

ГНУ "Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН"

2014-2016 годы

3

Регулирование рынка мяса в целях выравнивания его производства по сезонам года и достижения стабильных заготовительных цен

3,8-4,0

тысяч тонн

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

2014-2016 годы

4

Повышение квалификации работающих специалистов в Татарском региональном институте с последующей стажировкой в ведущих племенных хозяйствах страны по разведению скота мясных пород

50

человек

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

2014-2016 годы

3.8. Организация подготовки и повышения квалификации специалистов по современной технологии ведения мясного скотоводства

Мероприятие

Сроки реализации

Количество специалистов

1. На зооинженерном факультете Казанской государственной академии ветеринарной медицины организовать подготовку студентов со специалистами по производству говядины на промышленной основе

2014-2016 годы

30

2. Повышение квалификации работающих специалистов в Татарском региональном институте с последующей стажировкой в ведущих племенных хозяйствах страны по разведению скота мясных пород

2014-2016 годы

70

3. Организация производственной учебы обслуживающего персонала непосредственно в хозяйствах

2014-2016 годы

60

4. Меры по обеспечению эффективности реализации Программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

1. В Республике Татарстан разработаны схемы территориального планирования во всех 43 муниципальных районах и генеральные планы сельских поселений в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые размещены на официальных сайтах муниципальных образований, в том числе и по районам, которые охватывает Программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы".

2. Программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" обеспечивает взаимодействие малых, средних и крупных форм хозяйствования, потребительской кооперации во всех 43 муниципальных районах Республики Татарстан.

3. В Республике Татарстан на основании Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы" разработана республиканская целевая подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Татарстан на 2014-2020 годы", где учитываются планы развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в населённых пунктах и местах реализации Программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы".

4. В целях повышения эффективности бюджетных расходов в муниципальных районах Республики Татарстан проведена минимизация количества малокомплектных школ, созданы современные образовательные центры (базовые школы), которые обеспечены необходимым парком школьных автобусов. В республике ежегодно финансируется строительство и капитальный ремонт школ, детских дошкольных учреждений, клубов, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений на селе.

5. Для реализации Программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" ежегодно предусматривается выделение средств из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан на улучшение жилищных условий для проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов. Кроме того, Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан ежегодно выделяются ипотечные кредиты на строительство жилья в сельской местности под 7 процентов годовых. Для выполнения Программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" предусмотрено строительство 45 домов жилой площадью 4,5 тысяч квадратных метров.

6. По Республике Татарстан на развитие сельской инфраструктуры, объектами социального, культурного бытового назначения и жилищное строительство на селе, кроме Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" планируется ежегодно выделять более 7 миллиардов рублей.

7. В Республике Татарстан реализуются амбиционные планы по созданию современной сельской инфраструктуры, при этом объём финансирования из бюджета Республики Татарстан выше, чем из федерального бюджета.

Утверждаю

Заместитель Премьер-министра

Республики Татарстан - министр сельского

хозяйства и продовольствия РТ

М.Г. Ахметов

27.02.2014 г.

Ведомственная целевая программа

"Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

1. Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

Наименование программы

Ведомственная целевая программа "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы"

Основание для разработки программы

- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717)

- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров РТ от 08.04.2013 года N 235)

Заказчик программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Основные разработчики программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Цель программы

Цель Программы - создание отечественной сырьевой базы и увеличение производства отечественной льняной продукции

Основные задачи

Задача 1. Увеличение валового сбора льноволокна.

Задача 2. Увеличение валового сбора семян льна-долгунца.

Задача 3. Увеличение выработки льноволокна

Участники программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса Республики Татарстан

Основные мероприятия программы

1. Капитальные затраты на строительство, включая реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов первичной переработки льна.

2. Субсидирование части затрат на производство льна (льна-долгунца или масличного), конопли и других лубяных культур товаропроизводителям, реализующим лен, коноплю и другие лубяные культуры в переводе на волокно на внутреннем рынке Российской Федерации

Сроки и этапы реализации программы

2014-2016 годы

Исполнители программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее- Минсельхозпрод РТ), сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса Республики Татарстан

Объёмы и источники финансирования

Всего - 419,0 миллион рублей в том числе, бюджет Республики Татарстан - 167,0 миллион рублей внебюджетные источники - 252,0 миллион рублей

2014 год - 116,0 миллион рублей в том числе, бюджет Республики Татарстан - 46,0 миллион рублей внебюджетные источники - 70,0 миллион рублей

2015 год - 140,0 миллион рублей в том числе, бюджет Республики Татарстан - 56,0 миллион рублей внебюджетные источники - 84,0 миллион рублей

2016 год - 163,0 миллион рублей в том числе, бюджет Республики Татарстан - 65,0 миллион рублей внебюджетные источники - 98,0 миллион рублей

Целевые индикаторы и показатели программы (2016 год к 2013 году)

1. Увеличение сбора льноволокна на 3,3 тысяч тонн;

2. Увеличение сбора семян льна-долгунца на 0,07 тысяч тонн;

3. Увеличение урожайности льна-долгунца на 2 центнера с одного гектара;

4. Увеличение площади посева на 700 гектаров;

5. Увеличение выработки льноволокна на 990 тонн

Ожидаемые результаты реализации программы (в 2016 году)

1. Валовой сбор льноволокна до 5,4 тысяч тонн;

2. Валовой сбор семян льна-долгунца до 0,12 тысяч тонн;

3. Урожайность льна-долгунца 45 центнеров с одного гектара;

4. Площадь посева до 1,2 тысяч гектаров;

5. Выработка льноволокна до 1,62 тысяч тонн

Система управления и контроля

Ответственным за реализацию программы является отдел развития отраслей земледелия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

2. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа

Программа "Развитие льняного комплекса Республики Татарстан на 2014-2016 годы" призвана стать инструментом для устойчивого развития отрасли льноводства, что является составной частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса.

Программа подготовлена в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".

Значительную долю валового продукта в льносеющих регионах страны составляет продукция текстильной и легкой промышленности. Постоянный рост спроса в нашей стране и в мире на ткани из натуральных волокон, особенно из льна, вследствие его уникальных потребительских свойств, потребует ускорения развития и модернизации текстильной промышленности. Это, в свою очередь, будет стимулировать увеличение производства льноволокна. Возникает реальная потребность развития льняного комплекса России, что будет способствовать созданию надежной отечественной сырьевой базы для текстильной, химической, пищевой, фармацевтической, медицинской, оборонной отраслей экономики страны.

Стратегия устойчивого развития льняного комплекса, увеличение темпов роста производства могут быть обеспечены за счет дополнительного прироста льнопродукции при условии долговременного роста объемов ее внутреннего потребления, а также импортозамещения (сокращение импорта хлопкового сырья).

Главным препятствием для успешной реализации имеющегося потенциала для устойчивого развития льняного комплекса является недостаточный уровень технического оснащения отрасли.

Основным фактором развития льняного комплекса является внедрение в производство инновационных технологий. Применение современных технологий обеспечивает качество продукции на уровне мировых стандартов, возможность выпуска новых видов продукции из льна, особенно востребованных другими отраслями экономики. Отсутствие современных научных разработок по данному направлению сдерживает инновационный процесс развития льняного комплекса.

В результате в развитии льноводства образуется "замкнутый круг": недостаток ресурсов для развития определяет технологическое отставание, которое обусловливает низкое качество продукции и высокие издержки производства, его низкую конкурентоспособность по отношению к импорту. В этих условиях инвестиционная привлекательность отрасли также оказывается низкой, что резко ограничивает возможности привлечения ресурсов для ее развития.

На решение указанных проблем и направлена программа "Развитие льняного комплекса Республики Татарстан на 2014-2016 годы".

3. Анализ текущего состояния льняной отрасли

Лен-долгунец - единственная сельскохозяйственная культура в России, дающая сырье для текстильной промышленности. Лен-долгунец имеет большое агротехническое значение, повышая продуктивность севооборота в целом, является ценным предшественником для многих сельскохозяйственных культур. Биологические особенности льна долгунца определяют её специфические требования к почвенно-климатическим условиям: сумме положительных температур, количеству выпадаемых осадков, к типу почв. Вегетационный период льна долгунца длится от 70 до 90 дней, а сумма положительных температур выше 18°С должна составлять от 700 до 1227°С. Эти параметры определяют ее размещение на территории России.

Лен-долгунец является культурой интенсивного земледелия, требующей для возделывания высокого уровня материально-технических затрат, которые в 3-5 раз выше, чем при выращивании зерновых культур, причем до 1/3 от общего количества ресурсов необходимо расходовать за год до получения урожая и при ежегодном росте цен на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения и химические средства защиты растений увеличивается себестоимость ее производства.

Выращивание льна-долгунца на полях сельскохозяйственными предприятиями способствует общему подъему культуры земледелия, повышению урожая всех культур севооборота. В частности, высокие урожаи дают яровые культуры, идущие в севообороте непосредственно после льна-долгунца. Объясняется это тем, что после льна-долгунца почва остается чистой от сорняков и богатой питательными веществами.

Одним из основных ключевых проблем в выращивании льна-долгунца на сегодняшний день является дефицит техники. Из-за нарушения сроков посева и уборки сельскохозяйственные товаропроизводители несут значительные потери в урожайности. Основные потери при уборке льна-долгунца больше, чем у других сельскохозяйственных культур. Существует необходимость приобретения дополнительной льноуборочной техники.

Таблица 1

Показатели льняной отрасли в Республики Татарстан за 2013 год

Наименование индикатора

Единица измерения

2013 год

1. Валовой сбор льноволокна

тысяч тонн

2,1

2. Валовой сбор семян льна-долгунца

тысяч тонн

0,05

3. Урожайность льна-долгунца

центнера с одного гектара

42

4. Площадь посева

гектар

500

5. Выработка льноволокна

тонн

630

Таблица 2

Анализ степени изношенности специальных сельскохозяйственных машин по выращиванию и уборке льна-долгунца, технологического оборудования на предприятиях льняной отрасли агропромышленного комплекса на 01.01.2014 года

Льносеменоводческие станции

Льнозаводы

Возраст

Оборудование в процентах к общему итогу

Возраст

Оборудование в процентах к общему итогу

До 10 лет

-

До 10 лет

100%

От 10 до 20

-

От 10 до 20

Более 20 лет

-

Более 20 лет

Таблица 3

Анализ степени изношенности специальных сельскохозяйственных машин по выращиванию и уборке льна-долгунца в льносеющих хозяйствах на 01.01.2014 года

Наименование техники

Наличие техники, находящейся в эксплуатации свыше 8 лет, в процентах от общего количества

Сеялка комбинированная СКЛ-3,6

100

Льноуборочный комбайн

70

Льнотеребилка

50

Оборачиватель лент льна

70

Пресс-рулонный подборщик

50

Подборщик-очесыватель

100

Ворошилка лент льна

Не имеется

Порцеобразователь

Не имеется

Погрузчик рулонов

50

Сушилки льновороха

Не имеется

Молотилка льняного вороха

Не имеется

Семяочистительная машина

Не имеется

4. Цели и задачи программы

Цель программы - увеличение сырьевой базы и производства отечественной льняной продукции.

Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для создания в перспективе целостного, эффективно развивающегося льняного комплекса.

Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:

- увеличение сбора льноволокна на 3,3 тысяч тонн;

- увеличение валового сбора семян льна-долгунца на 0,07 тысяч тонн;

- увеличение урожайности льна-долгунца на 2 центнера с одного гектара;

- увеличение площади посева на 700 гектаров;

- увеличение объемов выработки льноволокна на 990 тонн.

5. Ожидаемые результаты программы и целевые индикаторы

Достижение цели программы возможно при условии увеличения физического объема выпускаемой продукции и повышения эффективности производства на всех стадиях технологической цепи.

Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.

Целевые индикаторы программы по годам отражены в таблице N 4:

Таблица 4

Целевые индикаторы программы "Развитие льняного комплекса Республики Татарстан" на 2014-2016 годы

Наименование индикатора

Единица измерения

Плановый период - значения индикаторов (показателей)

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1. Валовой сбор льноволокна

тысяч тонн

2,1

3,7

4,4

5,4

2. Валовой сбор семян льна-долгунца

тысяч тонн

0,05

0,09

0,1

0,12

3. Урожайность льна-долгунца

центнера с одного гектара

42

43

44

45

4. Площадь посева

гектар

500

860

1000

1200

5. Выработка льноволокна

тонн

630

1109

1320

1620

Таблица 5

Темпы прироста производства продукции льняного комплекса на период реализации программы

Наименование индикаторов

Темп прироста производства продукции льноводства, проценты к предыдущему году

2014 год

2015 год

2016 год

1. Валовой сбор льноволокна

176

119

123

2. Валовой сбор семян льна-долгунца

180

111

120

3. Урожайность льна-долгунца

102

102

102

4. Площадь посева

172

116

120

5. Выработка льноволокна

176

119

123

Таблица 6

Прирост производства по годам реализации программы к среднему значению показателей за 3 предыдущих года в натуральном значении

Наименование индикатора

Единица измерения

Средние показатели за 3 года (2011 -2013 годы)

Прирост

2014 год к среднему показателю за 3 года

2015 год к среднему показателю за 3 года

2016 год к среднему показателю за 3 года

1. Валовой сбор льноволокна

тысяч тонн

3,1

0,6

1,3

2,3

2. Валовой сбор семян льна-долгунца

тысяч тонн

0,07

0,02

0,03

0,05

3. Урожайность льна-долгунца

центнера с одного гектара

42

1

2

3

4. Площадь посева

гектаров

740

120

260

460

5. Выработка льноволокна

тонн

941

168

379

679

Таблица 7

Прирост производства по годам реализации программы к среднему значению показателей за 3 предыдущих года в процентах

Наименование индикатора

Единица измерения

Средние показатели за 3 года (2011 -2013 годы)

Прирост

2013 год в процентах, к среднему показателю за 3 года

2014 год в процентах, к среднему показателю за 3 года

2015 год в процентах, к среднему показателю за 3 года

1. Валовой сбор льноволокна

тысяч тонн

3,1

119

141

174

2. Валовой сбор семян льна-долгунца

тысяч тонн

0,07

128

142

171

3. Урожайность льна-долгунца

центнера с одного гектара

42

102

104

107

4. Площадь посева

гектаров

740

116

135

162

5. Выработка льноволокна

тонн

941

118

140

172

6. Перечень и описание программных мероприятий

Посевом, выращиванием и уборкой льна-долгунца в Республике Татарстан занимаются льносеющие хозяйства. Продукцией производства выращивания льна-долгунца является льнотреста в переводе на волокно, льносолома и семена льна-долгунца.

Выращивание льна требует больших затрат. Это связано с обработкой почвы специализированной техникой, применением отдельного вида удобрений и гербицидов. Также для уборки льна используются специализированные дорогостоящие комбайны.

Для субсидирования части затрат на производство льна товаропроизводителям, реализующим лен в переводе на волокно необходимо из бюджета Республики Татарстан и внебюджетных источников 37,5 миллионов рублей.

Переработка льносырья в Республике Татарстан осуществляется на льнозаводе. Вырабатываемое на данном предприятие длинное волокно поставляется на предприятия текстильной промышленности и короткое волокно поставляется предприятиям строительной отрасли. Мероприятия по реконструкции, техническому и технологическому переоснащению льнозавода позволит обеспечить на данном предприятии глубокую переработку льносырья с выпуском высококачественного, отвечающего европейским стандартам качества, длинного волокна, а также нового ассортимента продукции из льна, особенно востребованной в настоящее время.

Задачи увеличения выработки льноволокна будут решаться путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан и внебюджетных источников.

Общая стоимость мероприятий по реконструкции, техническому и технологическому переоснащению 381,50 миллиона рублей.

7. Сроки реализации программы

Выполнение программных мероприятий предусмотрено в течение трех лет на 2014-2016 годы. Выполнение мероприятий по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и модернизации льняной отрасли определено проектной документацией.

Мероприятия по приобретению семян и минеральных удобрений, работы по выращиванию льна-долгунца имеют сезонный характер, будут выполняться в оптимальные агротехнические сроки.

8. Описание социальных, экономических последствий реализации программы, общая оценка вклада программы в достижение цели

Развитие отрасли льноводства направлено на создание эффективной технологической цепочки: производство сырья - первичная переработка - производства готовой продукции. Это обеспечит выпуск качественного длинного волокна, масла льняного пищевого и технического и других видов новой продукции востребованной текстильной, пищевой, медицинской, химической, фармацевтической, строительной отрасли национальной экономики.

Таким образом, устойчивое развитие льняного комплекса будет оказывать положительное влияние на развитие сопряженных отраслей экономики в части создания надежной сырьевой базы.

Кроме того, реализация программы обеспечит создание новых рабочих мест, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве. Успешное развитие сельскохозяйственного производства и первичной переработки льносырья увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Реализация программы будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной растениеводческой продукции, создаст условия и предпосылки для устойчивого развития льноводства и увеличения объемов производства льноволокна.

В рамках реализации программы предусмотрено создание 30 новых рабочих мест, строительство жилья молодым специалистам на селе в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы".

9. Оценка эффективности расходования бюджетных средств

Анализ динамики целевых индикаторов программы показывает, что осуществление программных мероприятий при условии финансирования в полном объеме обеспечит значительный прирост объемов производства.

Динамика указанных индикаторов и объемов финансирования по годам реализации программы представлены в таблице 5:

Таблица 8

Динамика индикаторов по годам реализации Программы

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Всего за 3 года:

1. Валовой сбор льноволокна, тысяч тонн

2,1

3,7

4,4

5,4

13,5

2. Валовой сбор семян льна-долгунца, тысяч тонн

0,05

0,09

0,1

0,12

0,31

3. Урожайность льна-долгунца, центнера с одного гектара

42

43

44

45

-

4. Площадь посева, гектар

500

860

1000

1200

-

5. Выработка льноволокна на льнозаводах, тонн

630

1109

1320

1620

4049

6. Выручка от реализации льноволокна миллион рублей

25,2

44,4

52,8

64,8

162,0

7. Ежегодный прирост выручки миллион рублей

-

19,2

8,4

12,0

39,6

8. Прирост выручки в процентах

-

176

119

122

-

9. Создание рабочих мест

-

5

10

15

30

Реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем культурно - технических мероприятий по улучшению культуры земледелия.

Таблица 9

Динамика эффективности объемов финансирования по годам реализации

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Всего за 3 года:

Объем финансирования, миллион рублей

116,0

140,0

163,0

419,0

1. Валовой сбор льноволокна, тысяч тонн

3,7

4,4

5,4

13,5

2. Валовой сбор семян льна-долгунца, тыс. тонн

0,09

0,1

0,12

0,31

3. Урожайность льна-долгунца, центнера с одного гектара

43

44

45

-

4. Площадь посева, гектар

860

1000

1200

-

5. Выработка льноволокна на льнозаводах, тонн

1109

1320

1620

4049

6. Выручка от реализации льноволокна миллион рублей

44,4

52,8

64,8

162,0

7. Показатели эффективности, проценты

16,5

6,0

7,3

9,4

10. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан и привлечения средств внебюджетных источников.

Объем средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитывается с учетом экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование семенных заводов.

Расчеты и исходные данные по объемам и источникам финансирования мероприятий программы приведены в таблице.

Таблица 10

Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, миллион рублей

Мероприятия

Источник

2014 год

2015 год

2016 год

Всего за 2014-2016 годы

Затраты на льняной комплекс

Бюджет Республики Татарстан

46

56

65

167

Внебюджетные средства

70

84

98

252

Всего:

116

140

163

419

в том числе

капитальные затраты на строительство, включая реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию

Бюджет Республики Татарстан

42

51

60

153

Внебюджетные средства

64

76,5

88

228,5

Всего:

106

127,5

148

381,5

в том числе субсидирование части затрат на производство льна

Бюджет Республики Татарстан

4

5

5

14

Внебюджетные средства

6

7,5

10

23,5

Всего:

10

12,5

15

37,5

11. Описание системы управления реализацией программы

Комплексное управление программой и распоряжение средствами бюджета Республики Татарстан осуществляет субъект бюджетного планирования - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство).

Система управления реализацией программы:

- ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показатели задач и мероприятий, утвержденных в программе, является отдел развития отраслей земледелия Министерства;

- координацию деятельности структурных подразделений Министерства, учреждений и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан, участвующих в реализации программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет отдел экономического анализа и планирования и отдел развития отраслей земледелия Министерства;

- реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы, осуществляет отдел развития отраслей земледелия и заинтересованные отделы Министерства;

- финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансирования Министерства;

- мониторинг реализации программ осуществляют отдел развития отраслей земледелия Министерства, отдел экономического анализа и планирования, отдел инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса Министерства, отдел кадров Министерства, отдел науки, образования и инновационных технологий Министерства, отдел развития продовольственного рынка Министерства, отдел инвестиционной политики и целевых программ Министерства, отдел финансирования Министерства, отдел реструктуризации предприятий и развития агробизнеса Министерства;

- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел развития отраслей земледелия Министерства, отдел экономического анализа и планирования Министерства, отдел финансирования Министерства, отдел бухгалтерского учета и отчетности Министерства.

Правовые основания расходных обязательств бюджета Республики Татарстан в финансировании обеспечения мероприятий программы возникают в результате подписания соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Республикой Татарстан о включении последних в число участников Программы.

12. Оценка рисков реализации программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

а) Внешние риски:

- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;

- неблагоприятные природно-климатические условия;

б) Внутренние риски:

- производственные и технологические риски;

Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.

13. Сроки реализации программы

Программа реализуется в период 2014-2016 годы.

График реализации программных мероприятий

N

п/п

Разделы программы, мероприятия

Ответственные за исполнение

Сроки исполнения

Объем работ

Примечание

1

Затраты на льняной комплекс

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

2014-2016 годы

419 млн. руб.

14. Меры по обеспечению эффективности реализации программы

1. В Республике Татарстан разработаны схемы территориального планирования всех 43 муниципальных районов и генеральные планы сельских поселений в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральные планы имеются на сайтах муниципальных образований Республики Татарстан.

2. Программа обеспечивает взаимодействие малых, средних и крупных форм хозяйствования, включая организации потребительской кооперации, от выращивания до переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.

3. В Республике Татарстан на основании Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы" разработана республиканская программа на 2014-2020 годы, где учитываются планы развития социальной; инженерной и транспортной инфраструктур в местах реализации данной программы.

4. В целях повышения эффективности бюджетных расходов в муниципальных районах произведена минимизация количества малокомплектных школ с созданием современных образовательных центров (базовых школ) и обеспечением необходимого парка школьных автобусов, республикой ежегодно финансируется строительство и реконструкция детских дошкольных учреждений, офисов врачей общей практики и современных фельдшерско-акушерских пунктов на селе, спортивных сооружений.

5. Для выполнения программы "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы", предусматривается выделение средств из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан на улучшение жилищных условий проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов. Кроме того, государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан выделяются ипотечные кредиты на строительство жилья в сельской местности под 7 процентов годовых.

Для выполнения программы планируется выделение средств на строительство новых домов в количестве 20 штук, 2000 квадратных метра.

6. В Республике Татарстан на развитие сельской инфраструктуры и жилищного строительства планируется выделять не менее 7 миллиардов рублей ежегодно (2014-2020 годы) сверх Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы".

7. В Республике Татарстан реализуются амбициозные планы по созданию современной сельской инфраструктуры с уровнем финансирования из бюджета Республики Татарстан в 5-6 раз выше, чем из федерального бюджета.

15. Прогноз выручки в разрезе хозяйств осуществляющих свою деятельность в данной подотрасли сельского хозяйства

Наименование сельхозпредприятия

Прогноз выручки на 2014 год, тысяч рублей

1

ООО "Сабылен" Сабинского муниципального района

25280,0

2

ООО "Фермерское хозяйство Старый мельник" Мамадышского муниципального района

19120,0

Итого:

44400,0

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: PRAVO.TATARSTAN.RU от 09.09.2014
Рубрики правового классификатора: 090.060.000 Сельское хозяйство, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать