Основная информация

Дата опубликования: 22 ноября 2019г.
Номер документа: RU71000201900889
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тульская область
Принявший орган: Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ИНСПЕКЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПРИКАЗ

от 22.11.2019 № 195

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «АНСАМБЛЬ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ», XIX ВЕК (УЛИЦА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ДОМ 8, ЛИТЕРА А; ДОМ 9, ЛИТЕРА А; ДОМ 12, ЛИТЕРЫ А, А; ДОМ 13, ЛИТЕРА А; ДОМ 14, ЛИТЕРЫ А, А) В ЧАСТИ ВХОДЯЩЕГО В АНСАМБЛЬ ОБЪЕКТА ‒ «ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ», 1866-1869 ГОДЫ, УЛИЦА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ДОМ 12, ЛИТЕРЫ А, А, ГОРОД БЕЛЕВ, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 и статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектной документацией «Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век, ЕГРОКН № 711520245030006 (Церковь Воздвижения Креста Господня, 1866-1869 гг.), расположенного по адресу: Тульская область, город Белев, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а», разработанной государственным учреждением культуры Тульской области «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», на основании Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 20 мая 2015 года № 234,

приказываю:

1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область (приложение № 1) и его схематическое представление (приложение № 2).

2. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Начальник инспекции Тульской области

по государственной охране объектов

культурного наследия

Д.И. Горецкий

Приложение № 1

к приказу инспекции Тульской области

по государственной охране

объектов культурного наследия

от 22.11.2019 № 195

Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век

(улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область

Объект «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область, входящий в комплекс объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) – один из ярких образцов церковного зодчества второй половины XIX века, – является элементом единой исторически сложившейся территории. Исходя из этого, предмет охраны – сумма композиционно-пространственных, видовых, планировочных особенностей, определяющих целостность, своеобразие, историческую значимость данного объекта культурного наследия.

Градостроительные характеристики.

Расположение здания церкви на правом высоком берегу реки Оки в составе ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря южнее мужского Спасо-Преображенского монастыря; важное составное звено в общей панораме двух монастырей – Крестовоздвиженского женского и Спасо-Преображенского мужского, – являющееся визитной карточкой Белева; видовые раскрытия храма с противоположного берега реки Оки, при входе на территорию Крестовоздвиженского монастыря со стороны колокольни, со стороны Оки, со стороны подъезда к г. Белеву и со стороны Белевской Свято-Введенской Макариевской пустыни (пункт 1 приложения  № 2).

Историко-архитектурная ценность.

Соборный храм – планировочное ядро архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря; духовный центр Белева совместно с объектами Спасо-Преображенского монастыря; яркий образец храмового зодчества второй половины XIX века в стиле эклектики (пункт 2 приложения № 2).

Объемно-пространственная композиция.

Линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением, симметричная композиция объема храма; перепады высот и высотных акцентов, высотных отметок по венчающим карнизам; подклет; двухэтажный основной объем в виде параллелепипеда с пониженным двухэтажным объемом прямоугольной алтарной части с трехгранной апсидой по центральной оси с небольшим одноэтажным объемом притвора (пункт 3 приложения № 2).

Пропорциональное соотношение трех физических объемов: основного объема, алтарной части, притвора, высотных отметок их карнизов, конструктивных и архитектурных элементов; четкий лаконичный силуэт общей объемно-пространственной композиции; свободный круговой обзор памятника (пункт 4 приложения № 2).

Внутренняя планировка подклета (цокольного этажа): тип трехнефной планировки, два крестообразных в плане столпа, несущих подпружные арки, образующие три равновысоких нефа; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную и западную части; два входа в восточной части – северный и южный (пункт 5 приложения № 2).

Внутренняя планировка первого этажа: трехнефная двухстолпная планировка; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную (алтарную) и западную части; внутренняя планировка второго этажа: галерея по два нефа (продольных и поперечных) с ограждением; центральное пространство в два света; историческое местоположение лестницы на второй этаж в северо–западной части первого этажа (пункт 6 приложения № 2).

Строительные конструкции, материал и техника исполнения.

Фундаменты – бутовые ленточные; цоколь – кирпичный с облицовкой из белокаменных блоков (пункт 7 приложения № 2).

Несущие стены, своды, подпружные арки трапезной с подклетом, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки; в кладке стен – железные тяжи с анкерами; белый камень профилированных карнизов, оформления пилястр и лопаток, крестов северного и южного фасадов (пункт 8 приложения № 2).

Система сводчатых кирпичных перекрытий – крестовые своды и подпружные арки основного объема; коробовый свод, переходящий в сомкнутый в алтарях первого и второго этажей; система сомкнутых и коробовых сводов подклета; система внутристеновых металлических связей (пункт 9 приложения № 2).

Четырехскатная сложная крыша основного объема; размеры, местоположение, материал и форма четырех угловых восьмигранных световых барабанов; местоположение, материал и форма центрального светового восьмигранного барабана; луковичная форма глав, увенчанных крестами с «яблоком» в основании; слуховые окна; кровельное покрытие; кровельной покрытие притвора в виде бровки; кровельное покрытие сложной крыши апсиды; кровельное окрытие всех выступающих частей (пункт 10 приложения № 2).

Печные трубы с белокаменными вставками по углам (пункт 11 приложения № 2).

Арочные оконные и дверной проемы с кирпичными перемычками первого и второго этажей; прямоугольные оконные и дверные проемы подклета (цокольного этажа); дерево как исторический материал изготовления оконных заполнений (пункт 12 приложения № 2).

Кованые металлические оконные решетки первого и второго этажей художественного исполнения; репейчатые решетки подклета (пункт 13 приложения № 2).

Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов.

Северный и южный фасады идентичны:

вертикальность композиции фасадов, подчеркнутая сдвоенными угловыми пилястрами основного объема с кубоватыми капителями и базами на высоких кирпичных постаментах; лопатками алтарной части; скругленными углами; пятью вертикалями, из которых четыре световые оси симметричны относительно центральной раскрепованной вертикали; одна световая ось апсиды; оконный проем притвора (пункт 14 приложения № 2).

Основной объем:

прясло стены, раскрепованное центральной вертикалью на две симметричные части, каждая из которых декорирована рамой с аркатурным пояском вверху и прямоугольным выступом внизу (пункт 15 приложения     № 2);

раскрепованный венчающий кирпичный ступенчатый карниз с выносной белокаменной плитой и белокаменными угловыми вставками, ритмичный ряд зубчиков, гладкий фриз с полочкой (пункт 16 приложения    № 2);

центральная вертикаль: белокаменный крест на голгофе в раме из фасонного кирпича, поставленный на раскрепованный пьедестал в уровне первого этажа и подклета; на уровне 2-го этажа – арочная ниша-киот, декорированная кокошником в виде трехлопастной арки на полуколоннах с белокаменными капителями и основаниями на кронштейнах в виде гирьки, между которыми ряд зубчиков (пункт 17 приложения № 2);

архитектурно-декоративное обрамлением оконных проемов основного объема: подклет – прямоугольные проемы (ближе к квадрату) в нише с клинчатой белокаменной перемычкой; первый этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями, над ним полуциркульная бровка из фасонного кирпича с белокаменными гирьками у оснований; второй этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями; наличник: наборные полуколонки, карнизный сандрик с трехлепестковым килевидным завершением, ступенчатые полочки с камушками (пункт 18 приложения       № 2);

прясло стены апсиды – в одну световую ось, оформленное декоративной рамой с фигурной скобкой вверху и прямоугольным выступом внизу; дверной проем подклета с клинчатой белокаменной перемычкой; оконный проем первого этажа аналогичен декору оконного проема северного фасада; арочный оконный проем второго этажа – в нише со скругленными краями, обрамленный наличником с килевидной бровкой на наборных полуколонках и ступенчатой подоконной полочкой с камушками (пункт 19 приложения № 2).

Восточный фасад:

три световые оси трехгранной апсиды; четыре световые оси попарно разделены относительно выступающей части; архитектурно-декоративное оформление оконных проемов идентично южному и северному фасадам апсиды (пункт 20 приложения № 2).

Трехчастный западный фасад:

центральная часть – с одноэтажным притвором, завершенным бровкой и тремя световыми проемами второго этажа; симметричные фланговые части с одним оконными проемом – на первом этаже и двумя – на втором; архитектурно-декоративное оформление прясел стен и оконных проемов идентично южному и северному фасадам основного объема (пункт 21 приложения № 2);

исторический арочный портал притвора; оформление притвора аналогично западному фасаду (пункт 22 приложения № 2).

Приложение № 2

к приказу инспекции Тульской области

по государственной охране

объектов культурного наследия

от 22.11.2019 № 195

Схематическое представление предмета охраны

объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область



Предмет охраны

Описание предмета охраны

Иллюстрации

Градостроительные характеристики

Расположение здания церкви на правом высоком берегу реки Оки в составе ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря южнее мужского Спасо – Преображенского монастыря; важное составное звено в общей панораме двух монастырей – Крестовоздвиженского женского и Спасо-Преображенского мужского, являющееся визитной карточкой Белева; видовые раскрытия храма с противоположного берега реки Ока, при входе на территорию Крестовоздвиженского монастыря со стороны колокольни, со стороны Оки, со стороны подъезда к г. Белеву и со стороны Белевской Свято-Введенской Макариевской пустыни

Панорама Белева начала XX века

Фрагмент историко-опорного плана Белева

Вид на Крестовоздвиженский монастырь

Историко-архитектурная ценность

2

Соборный храм – планировочное ядро архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря;

духовный центр Белева совместно со Спасо-Преображенским монастырем;

яркий образец храмового зодчества второй половины
XIX века в стиле эклектики 

Общий вид монастыря с востока

Объемно-пространственная композиция

Линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением, симметричная композиция пятиглавого объема храма; перепады высот и высотных акцентов, высотных отметок по венчающим карнизам; подклет

двухэтажный основной объем в виде параллелепипеда с пониженным   двухэтажным объемом прямоугольной алтарной части с трехгранной апсидой по центральной оси с небольшим одноэтажным объемом притвора

Общий вид монастыря с юга

Вид на храм с колокольни Спасо-Преображенского монастыря

Панорама Белева середины XX века

3

Пропорциональное соотношение трех физических объемов: основного объема, алтарной части, притвора, высотных отметок их карнизов, конструктивных и архитектурных элементов; четкий лаконичный силуэт

общей объемно-пространственной композиции двухэтажного здания на подклете;

свободный круговой обзор памятника

Вид с юго-запада

Внутренняя планировка подклета (цокольного этажа): трехнефная планировка, два крестообразных в плане столпа несущих подпружные арки, образующие три равновысоких нефа;

внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную и западную части;

два входа в восточной части – северный и южный

План подклета (цокольного этажа)

Подклет

Внутренняя планировка первого этажа: трехнефная двухстолпная планировка; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную (алтарную) и западную части;

внутренняя планировка второго этажа: галерея по два нефа продольных и поперечных с ограждением; центральное пространство в два света

историческое местоположение лестницы на второй этаж в северо-западной части первого этажа

План первого этажа

План второго этажа

Конструкции столпа, арок, сводов

Строительные конструкции, материал и техника исполнения

Фундаменты – бутовые ленточные;

цоколь – кирпичный с облицовкой из белокаменных блоков

Северо-восточный фрагмент памятника

Несущие стены, своды, подпружные арки трапезной с подклетом – из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки;

в кладке стен– железные тяжи с анкерами; белый камень профилированных карнизов, оформления пилястр и лопаток, крестов северного и южного фасадов

Фрагмент стены южного фасада

5

Система сводчатых кирпичных перекрытий – крестовые своды и подпружные арки основного объема;

коробовый свод, переходящий в сомкнутый в алтарях первого и второго этажей;

система сомкнутых и коробовых сводов подклета; система внутристеновых металлических связей

Перекрытие основного объема

Вид на боковой неф и межэтажные перекрытия – крестовый свод

Своды центрального нефа

Четырехскатная сложная крыша основного объема; размеры, местоположение, материал и форма четырех угловых восьмигранных световых барабанов; 

местоположение, материал и форма центрального светового восьмигранного барабана;

луковичная форма глав, увенчанных крестами с «яблоком» в основании;

слуховые окна;

кровельное покрытие;

кровельной покрытие притвора в виде бровки;

кровельное покрытие сложной крыши апсиды;

кровельное окрытие всех выступающих частей

Западный фасад

Печные трубы  с белокаменными вставками по углам

Арочные оконные и дверной проемы с кирпичными перемычками первого и второго этажей;

прямоугольные оконные и дверные проемы подклета (цокольного этажа);

дерево как исторический материал изготовления оконных заполнений

Северный фасад

Кованные металлические оконные решетки первого и второго этажей художественного исполнения

репейчатые решетки подклета

Металлические кованые решетки­

Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов

6

Северный и южный фасады идентичны:

вертикальность композиции фасадов, подчеркнутая сдвоенными угловыми пилястрами основного объема с кубоватыми капителями и базами на высоких кирпичных постаментах; лопатками алтарной части; скругленными углами;

пять вертикалей, из которых четыре световые оси симметричны относительно центральной раскрепованной вертикали

одна световая ось апсиды; 

оконный проем притвора

Южный фасад

Северный фасад

Основной объем –

прясло стены, раскрепованное центральной вертикалью на две симметричные части, каждая из которых декорирована рамой с аркатурным пояском вверху и прямоугольным выступом внизу

Вид с юго-запада

Раскрепованный венчающий кирпичный ступенчатый карниз с выносной белокаменной плитой и белокаменными угловыми вставками, ритмичный ряд зубчиков, гладкий фриз с полочкой 

Фрагмент карниза северного фасада

Центральная вертикаль –белокаменный крест на голгофе в раме из фасонного кирпича, поставленный на раскрепованный пьедестал в уровне первого этажа и подклета;

на уровне 2-го этажа – арочная ниша-киот, декорированная кокошником в виде трехлопастной арки на полуколоннах с белокаменными капителями и основаниями на кронштейнах в виде гирьки, между которыми ряд зубчиков

Архитектурно-декоративное обрамлением оконных проемов основного объема:

подклет – прямоугольные проемы (ближе к квадрату) в нише с клинчатой белокаменной перемычкой

первый этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями, над ним полуциркульная бровка из фасонного кирпича с белокаменными гирьками у оснований

второй этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями

наличник – наборные полуколонки, карнизный сандрик с трехлепестковым килевидным завершением, ступенчатые полочки с камушками

Оконный проем подклета

Оконный проем первого этажа

Оконные проемы второго этажа

Прясло стены апсиды – в одну световую ось, оформленное декоративной рамой с фигурной скобкой вверху и прямоугольным выступом внизу;

дверной проем подклета с клинчатой белокаменной перемычкой;

оконный проем первого этажа – аналогичен декору оконного проема северного фасада;

арочный оконный проем второго этажа – в нише со скругленными краями, обрамленный наличником с килевидной бровкой на наборных полуколонках и ступенчатой подоконной полочкой с камушками  

Южный фасад апсиды

Восточный фасад:

три световые оси трехгранной апсиды;

четыре световые оси попарно разделены относительно выступающей части;

архитектурно-декоративное оформление оконных проемов идентично южному и северному фасадам апсиды

Восточный фасад

Трехчастный западный фасад:

центральная часть – с одноэтажным притвором, завершенным бровкой и тремя световыми проемами второго этажа;

симметричные фланговые части с одним оконными проемом – на первом этаже и двумя – на втором;

архитектурно-декоративное оформление прясел стен и оконных проемов идентично южному и северному фасадам основного объема

Западный фасад

.

Исторический арочный портал притвора.

Оформление притвора аналогично западному фасаду

Главный вход

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 29.11.2019
Рубрики правового классификатора: 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать