Основная информация
Дата опубликования: | 22 ноября 2019г. |
Номер документа: | RU71000201900889 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тульская область |
Принявший орган: | Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ИНСПЕКЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПРИКАЗ
от 22.11.2019 № 195
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «АНСАМБЛЬ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ», XIX ВЕК (УЛИЦА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ДОМ 8, ЛИТЕРА А; ДОМ 9, ЛИТЕРА А; ДОМ 12, ЛИТЕРЫ А, А; ДОМ 13, ЛИТЕРА А; ДОМ 14, ЛИТЕРЫ А, А) В ЧАСТИ ВХОДЯЩЕГО В АНСАМБЛЬ ОБЪЕКТА ‒ «ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ», 1866-1869 ГОДЫ, УЛИЦА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ДОМ 12, ЛИТЕРЫ А, А, ГОРОД БЕЛЕВ, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 и статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектной документацией «Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век, ЕГРОКН № 711520245030006 (Церковь Воздвижения Креста Господня, 1866-1869 гг.), расположенного по адресу: Тульская область, город Белев, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а», разработанной государственным учреждением культуры Тульской области «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», на основании Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 20 мая 2015 года № 234,
приказываю:
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область (приложение № 1) и его схематическое представление (приложение № 2).
2. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
Начальник инспекции Тульской области
по государственной охране объектов
культурного наследия
Д.И. Горецкий
Приложение № 1
к приказу инспекции Тульской области
по государственной охране
объектов культурного наследия
от 22.11.2019 № 195
Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век
(улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область
Объект «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область, входящий в комплекс объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) – один из ярких образцов церковного зодчества второй половины XIX века, – является элементом единой исторически сложившейся территории. Исходя из этого, предмет охраны – сумма композиционно-пространственных, видовых, планировочных особенностей, определяющих целостность, своеобразие, историческую значимость данного объекта культурного наследия.
Градостроительные характеристики.
Расположение здания церкви на правом высоком берегу реки Оки в составе ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря южнее мужского Спасо-Преображенского монастыря; важное составное звено в общей панораме двух монастырей – Крестовоздвиженского женского и Спасо-Преображенского мужского, – являющееся визитной карточкой Белева; видовые раскрытия храма с противоположного берега реки Оки, при входе на территорию Крестовоздвиженского монастыря со стороны колокольни, со стороны Оки, со стороны подъезда к г. Белеву и со стороны Белевской Свято-Введенской Макариевской пустыни (пункт 1 приложения № 2).
Историко-архитектурная ценность.
Соборный храм – планировочное ядро архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря; духовный центр Белева совместно с объектами Спасо-Преображенского монастыря; яркий образец храмового зодчества второй половины XIX века в стиле эклектики (пункт 2 приложения № 2).
Объемно-пространственная композиция.
Линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением, симметричная композиция объема храма; перепады высот и высотных акцентов, высотных отметок по венчающим карнизам; подклет; двухэтажный основной объем в виде параллелепипеда с пониженным двухэтажным объемом прямоугольной алтарной части с трехгранной апсидой по центральной оси с небольшим одноэтажным объемом притвора (пункт 3 приложения № 2).
Пропорциональное соотношение трех физических объемов: основного объема, алтарной части, притвора, высотных отметок их карнизов, конструктивных и архитектурных элементов; четкий лаконичный силуэт общей объемно-пространственной композиции; свободный круговой обзор памятника (пункт 4 приложения № 2).
Внутренняя планировка подклета (цокольного этажа): тип трехнефной планировки, два крестообразных в плане столпа, несущих подпружные арки, образующие три равновысоких нефа; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную и западную части; два входа в восточной части – северный и южный (пункт 5 приложения № 2).
Внутренняя планировка первого этажа: трехнефная двухстолпная планировка; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную (алтарную) и западную части; внутренняя планировка второго этажа: галерея по два нефа (продольных и поперечных) с ограждением; центральное пространство в два света; историческое местоположение лестницы на второй этаж в северо–западной части первого этажа (пункт 6 приложения № 2).
Строительные конструкции, материал и техника исполнения.
Фундаменты – бутовые ленточные; цоколь – кирпичный с облицовкой из белокаменных блоков (пункт 7 приложения № 2).
Несущие стены, своды, подпружные арки трапезной с подклетом, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки; в кладке стен – железные тяжи с анкерами; белый камень профилированных карнизов, оформления пилястр и лопаток, крестов северного и южного фасадов (пункт 8 приложения № 2).
Система сводчатых кирпичных перекрытий – крестовые своды и подпружные арки основного объема; коробовый свод, переходящий в сомкнутый в алтарях первого и второго этажей; система сомкнутых и коробовых сводов подклета; система внутристеновых металлических связей (пункт 9 приложения № 2).
Четырехскатная сложная крыша основного объема; размеры, местоположение, материал и форма четырех угловых восьмигранных световых барабанов; местоположение, материал и форма центрального светового восьмигранного барабана; луковичная форма глав, увенчанных крестами с «яблоком» в основании; слуховые окна; кровельное покрытие; кровельной покрытие притвора в виде бровки; кровельное покрытие сложной крыши апсиды; кровельное окрытие всех выступающих частей (пункт 10 приложения № 2).
Печные трубы с белокаменными вставками по углам (пункт 11 приложения № 2).
Арочные оконные и дверной проемы с кирпичными перемычками первого и второго этажей; прямоугольные оконные и дверные проемы подклета (цокольного этажа); дерево как исторический материал изготовления оконных заполнений (пункт 12 приложения № 2).
Кованые металлические оконные решетки первого и второго этажей художественного исполнения; репейчатые решетки подклета (пункт 13 приложения № 2).
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов.
Северный и южный фасады идентичны:
вертикальность композиции фасадов, подчеркнутая сдвоенными угловыми пилястрами основного объема с кубоватыми капителями и базами на высоких кирпичных постаментах; лопатками алтарной части; скругленными углами; пятью вертикалями, из которых четыре световые оси симметричны относительно центральной раскрепованной вертикали; одна световая ось апсиды; оконный проем притвора (пункт 14 приложения № 2).
Основной объем:
прясло стены, раскрепованное центральной вертикалью на две симметричные части, каждая из которых декорирована рамой с аркатурным пояском вверху и прямоугольным выступом внизу (пункт 15 приложения № 2);
раскрепованный венчающий кирпичный ступенчатый карниз с выносной белокаменной плитой и белокаменными угловыми вставками, ритмичный ряд зубчиков, гладкий фриз с полочкой (пункт 16 приложения № 2);
центральная вертикаль: белокаменный крест на голгофе в раме из фасонного кирпича, поставленный на раскрепованный пьедестал в уровне первого этажа и подклета; на уровне 2-го этажа – арочная ниша-киот, декорированная кокошником в виде трехлопастной арки на полуколоннах с белокаменными капителями и основаниями на кронштейнах в виде гирьки, между которыми ряд зубчиков (пункт 17 приложения № 2);
архитектурно-декоративное обрамлением оконных проемов основного объема: подклет – прямоугольные проемы (ближе к квадрату) в нише с клинчатой белокаменной перемычкой; первый этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями, над ним полуциркульная бровка из фасонного кирпича с белокаменными гирьками у оснований; второй этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями; наличник: наборные полуколонки, карнизный сандрик с трехлепестковым килевидным завершением, ступенчатые полочки с камушками (пункт 18 приложения № 2);
прясло стены апсиды – в одну световую ось, оформленное декоративной рамой с фигурной скобкой вверху и прямоугольным выступом внизу; дверной проем подклета с клинчатой белокаменной перемычкой; оконный проем первого этажа аналогичен декору оконного проема северного фасада; арочный оконный проем второго этажа – в нише со скругленными краями, обрамленный наличником с килевидной бровкой на наборных полуколонках и ступенчатой подоконной полочкой с камушками (пункт 19 приложения № 2).
Восточный фасад:
три световые оси трехгранной апсиды; четыре световые оси попарно разделены относительно выступающей части; архитектурно-декоративное оформление оконных проемов идентично южному и северному фасадам апсиды (пункт 20 приложения № 2).
Трехчастный западный фасад:
центральная часть – с одноэтажным притвором, завершенным бровкой и тремя световыми проемами второго этажа; симметричные фланговые части с одним оконными проемом – на первом этаже и двумя – на втором; архитектурно-декоративное оформление прясел стен и оконных проемов идентично южному и северному фасадам основного объема (пункт 21 приложения № 2);
исторический арочный портал притвора; оформление притвора аналогично западному фасаду (пункт 22 приложения № 2).
Приложение № 2
к приказу инспекции Тульской области
по государственной охране
объектов культурного наследия
от 22.11.2019 № 195
Схематическое представление предмета охраны
объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область
№
Предмет охраны
Описание предмета охраны
Иллюстрации
Градостроительные характеристики
Расположение здания церкви на правом высоком берегу реки Оки в составе ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря южнее мужского Спасо – Преображенского монастыря; важное составное звено в общей панораме двух монастырей – Крестовоздвиженского женского и Спасо-Преображенского мужского, являющееся визитной карточкой Белева; видовые раскрытия храма с противоположного берега реки Ока, при входе на территорию Крестовоздвиженского монастыря со стороны колокольни, со стороны Оки, со стороны подъезда к г. Белеву и со стороны Белевской Свято-Введенской Макариевской пустыни
Панорама Белева начала XX века
Фрагмент историко-опорного плана Белева
Вид на Крестовоздвиженский монастырь
Историко-архитектурная ценность
2
Соборный храм – планировочное ядро архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря;
духовный центр Белева совместно со Спасо-Преображенским монастырем;
яркий образец храмового зодчества второй половины
XIX века в стиле эклектики
Общий вид монастыря с востока
Объемно-пространственная композиция
Линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением, симметричная композиция пятиглавого объема храма; перепады высот и высотных акцентов, высотных отметок по венчающим карнизам; подклет
двухэтажный основной объем в виде параллелепипеда с пониженным двухэтажным объемом прямоугольной алтарной части с трехгранной апсидой по центральной оси с небольшим одноэтажным объемом притвора
Общий вид монастыря с юга
Вид на храм с колокольни Спасо-Преображенского монастыря
Панорама Белева середины XX века
3
Пропорциональное соотношение трех физических объемов: основного объема, алтарной части, притвора, высотных отметок их карнизов, конструктивных и архитектурных элементов; четкий лаконичный силуэт
общей объемно-пространственной композиции двухэтажного здания на подклете;
свободный круговой обзор памятника
Вид с юго-запада
Внутренняя планировка подклета (цокольного этажа): трехнефная планировка, два крестообразных в плане столпа несущих подпружные арки, образующие три равновысоких нефа;
внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную и западную части;
два входа в восточной части – северный и южный
План подклета (цокольного этажа)
Подклет
Внутренняя планировка первого этажа: трехнефная двухстолпная планировка; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную (алтарную) и западную части;
внутренняя планировка второго этажа: галерея по два нефа продольных и поперечных с ограждением; центральное пространство в два света
историческое местоположение лестницы на второй этаж в северо-западной части первого этажа
План первого этажа
План второго этажа
Конструкции столпа, арок, сводов
Строительные конструкции, материал и техника исполнения
Фундаменты – бутовые ленточные;
цоколь – кирпичный с облицовкой из белокаменных блоков
Северо-восточный фрагмент памятника
Несущие стены, своды, подпружные арки трапезной с подклетом – из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки;
в кладке стен– железные тяжи с анкерами; белый камень профилированных карнизов, оформления пилястр и лопаток, крестов северного и южного фасадов
Фрагмент стены южного фасада
5
Система сводчатых кирпичных перекрытий – крестовые своды и подпружные арки основного объема;
коробовый свод, переходящий в сомкнутый в алтарях первого и второго этажей;
система сомкнутых и коробовых сводов подклета; система внутристеновых металлических связей
Перекрытие основного объема
Вид на боковой неф и межэтажные перекрытия – крестовый свод
Своды центрального нефа
Четырехскатная сложная крыша основного объема; размеры, местоположение, материал и форма четырех угловых восьмигранных световых барабанов;
местоположение, материал и форма центрального светового восьмигранного барабана;
луковичная форма глав, увенчанных крестами с «яблоком» в основании;
слуховые окна;
кровельное покрытие;
кровельной покрытие притвора в виде бровки;
кровельное покрытие сложной крыши апсиды;
кровельное окрытие всех выступающих частей
Западный фасад
Печные трубы с белокаменными вставками по углам
Арочные оконные и дверной проемы с кирпичными перемычками первого и второго этажей;
прямоугольные оконные и дверные проемы подклета (цокольного этажа);
дерево как исторический материал изготовления оконных заполнений
Северный фасад
Кованные металлические оконные решетки первого и второго этажей художественного исполнения
репейчатые решетки подклета
Металлические кованые решетки
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов
6
Северный и южный фасады идентичны:
вертикальность композиции фасадов, подчеркнутая сдвоенными угловыми пилястрами основного объема с кубоватыми капителями и базами на высоких кирпичных постаментах; лопатками алтарной части; скругленными углами;
пять вертикалей, из которых четыре световые оси симметричны относительно центральной раскрепованной вертикали
одна световая ось апсиды;
оконный проем притвора
Южный фасад
Северный фасад
Основной объем –
прясло стены, раскрепованное центральной вертикалью на две симметричные части, каждая из которых декорирована рамой с аркатурным пояском вверху и прямоугольным выступом внизу
Вид с юго-запада
Раскрепованный венчающий кирпичный ступенчатый карниз с выносной белокаменной плитой и белокаменными угловыми вставками, ритмичный ряд зубчиков, гладкий фриз с полочкой
Фрагмент карниза северного фасада
Центральная вертикаль –белокаменный крест на голгофе в раме из фасонного кирпича, поставленный на раскрепованный пьедестал в уровне первого этажа и подклета;
на уровне 2-го этажа – арочная ниша-киот, декорированная кокошником в виде трехлопастной арки на полуколоннах с белокаменными капителями и основаниями на кронштейнах в виде гирьки, между которыми ряд зубчиков
Архитектурно-декоративное обрамлением оконных проемов основного объема:
подклет – прямоугольные проемы (ближе к квадрату) в нише с клинчатой белокаменной перемычкой
первый этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями, над ним полуциркульная бровка из фасонного кирпича с белокаменными гирьками у оснований
второй этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями
наличник – наборные полуколонки, карнизный сандрик с трехлепестковым килевидным завершением, ступенчатые полочки с камушками
Оконный проем подклета
Оконный проем первого этажа
Оконные проемы второго этажа
Прясло стены апсиды – в одну световую ось, оформленное декоративной рамой с фигурной скобкой вверху и прямоугольным выступом внизу;
дверной проем подклета с клинчатой белокаменной перемычкой;
оконный проем первого этажа – аналогичен декору оконного проема северного фасада;
арочный оконный проем второго этажа – в нише со скругленными краями, обрамленный наличником с килевидной бровкой на наборных полуколонках и ступенчатой подоконной полочкой с камушками
Южный фасад апсиды
Восточный фасад:
три световые оси трехгранной апсиды;
четыре световые оси попарно разделены относительно выступающей части;
архитектурно-декоративное оформление оконных проемов идентично южному и северному фасадам апсиды
Восточный фасад
Трехчастный западный фасад:
центральная часть – с одноэтажным притвором, завершенным бровкой и тремя световыми проемами второго этажа;
симметричные фланговые части с одним оконными проемом – на первом этаже и двумя – на втором;
архитектурно-декоративное оформление прясел стен и оконных проемов идентично южному и северному фасадам основного объема
Западный фасад
.
Исторический арочный портал притвора.
Оформление притвора аналогично западному фасаду
Главный вход
ИНСПЕКЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПРИКАЗ
от 22.11.2019 № 195
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «АНСАМБЛЬ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ», XIX ВЕК (УЛИЦА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ДОМ 8, ЛИТЕРА А; ДОМ 9, ЛИТЕРА А; ДОМ 12, ЛИТЕРЫ А, А; ДОМ 13, ЛИТЕРА А; ДОМ 14, ЛИТЕРЫ А, А) В ЧАСТИ ВХОДЯЩЕГО В АНСАМБЛЬ ОБЪЕКТА ‒ «ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ», 1866-1869 ГОДЫ, УЛИЦА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ДОМ 12, ЛИТЕРЫ А, А, ГОРОД БЕЛЕВ, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 и статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектной документацией «Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век, ЕГРОКН № 711520245030006 (Церковь Воздвижения Креста Господня, 1866-1869 гг.), расположенного по адресу: Тульская область, город Белев, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а», разработанной государственным учреждением культуры Тульской области «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», на основании Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 20 мая 2015 года № 234,
приказываю:
1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область (приложение № 1) и его схематическое представление (приложение № 2).
2. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
Начальник инспекции Тульской области
по государственной охране объектов
культурного наследия
Д.И. Горецкий
Приложение № 1
к приказу инспекции Тульской области
по государственной охране
объектов культурного наследия
от 22.11.2019 № 195
Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век
(улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область
Объект «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область, входящий в комплекс объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) – один из ярких образцов церковного зодчества второй половины XIX века, – является элементом единой исторически сложившейся территории. Исходя из этого, предмет охраны – сумма композиционно-пространственных, видовых, планировочных особенностей, определяющих целостность, своеобразие, историческую значимость данного объекта культурного наследия.
Градостроительные характеристики.
Расположение здания церкви на правом высоком берегу реки Оки в составе ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря южнее мужского Спасо-Преображенского монастыря; важное составное звено в общей панораме двух монастырей – Крестовоздвиженского женского и Спасо-Преображенского мужского, – являющееся визитной карточкой Белева; видовые раскрытия храма с противоположного берега реки Оки, при входе на территорию Крестовоздвиженского монастыря со стороны колокольни, со стороны Оки, со стороны подъезда к г. Белеву и со стороны Белевской Свято-Введенской Макариевской пустыни (пункт 1 приложения № 2).
Историко-архитектурная ценность.
Соборный храм – планировочное ядро архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря; духовный центр Белева совместно с объектами Спасо-Преображенского монастыря; яркий образец храмового зодчества второй половины XIX века в стиле эклектики (пункт 2 приложения № 2).
Объемно-пространственная композиция.
Линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением, симметричная композиция объема храма; перепады высот и высотных акцентов, высотных отметок по венчающим карнизам; подклет; двухэтажный основной объем в виде параллелепипеда с пониженным двухэтажным объемом прямоугольной алтарной части с трехгранной апсидой по центральной оси с небольшим одноэтажным объемом притвора (пункт 3 приложения № 2).
Пропорциональное соотношение трех физических объемов: основного объема, алтарной части, притвора, высотных отметок их карнизов, конструктивных и архитектурных элементов; четкий лаконичный силуэт общей объемно-пространственной композиции; свободный круговой обзор памятника (пункт 4 приложения № 2).
Внутренняя планировка подклета (цокольного этажа): тип трехнефной планировки, два крестообразных в плане столпа, несущих подпружные арки, образующие три равновысоких нефа; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную и западную части; два входа в восточной части – северный и южный (пункт 5 приложения № 2).
Внутренняя планировка первого этажа: трехнефная двухстолпная планировка; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную (алтарную) и западную части; внутренняя планировка второго этажа: галерея по два нефа (продольных и поперечных) с ограждением; центральное пространство в два света; историческое местоположение лестницы на второй этаж в северо–западной части первого этажа (пункт 6 приложения № 2).
Строительные конструкции, материал и техника исполнения.
Фундаменты – бутовые ленточные; цоколь – кирпичный с облицовкой из белокаменных блоков (пункт 7 приложения № 2).
Несущие стены, своды, подпружные арки трапезной с подклетом, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки; в кладке стен – железные тяжи с анкерами; белый камень профилированных карнизов, оформления пилястр и лопаток, крестов северного и южного фасадов (пункт 8 приложения № 2).
Система сводчатых кирпичных перекрытий – крестовые своды и подпружные арки основного объема; коробовый свод, переходящий в сомкнутый в алтарях первого и второго этажей; система сомкнутых и коробовых сводов подклета; система внутристеновых металлических связей (пункт 9 приложения № 2).
Четырехскатная сложная крыша основного объема; размеры, местоположение, материал и форма четырех угловых восьмигранных световых барабанов; местоположение, материал и форма центрального светового восьмигранного барабана; луковичная форма глав, увенчанных крестами с «яблоком» в основании; слуховые окна; кровельное покрытие; кровельной покрытие притвора в виде бровки; кровельное покрытие сложной крыши апсиды; кровельное окрытие всех выступающих частей (пункт 10 приложения № 2).
Печные трубы с белокаменными вставками по углам (пункт 11 приложения № 2).
Арочные оконные и дверной проемы с кирпичными перемычками первого и второго этажей; прямоугольные оконные и дверные проемы подклета (цокольного этажа); дерево как исторический материал изготовления оконных заполнений (пункт 12 приложения № 2).
Кованые металлические оконные решетки первого и второго этажей художественного исполнения; репейчатые решетки подклета (пункт 13 приложения № 2).
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов.
Северный и южный фасады идентичны:
вертикальность композиции фасадов, подчеркнутая сдвоенными угловыми пилястрами основного объема с кубоватыми капителями и базами на высоких кирпичных постаментах; лопатками алтарной части; скругленными углами; пятью вертикалями, из которых четыре световые оси симметричны относительно центральной раскрепованной вертикали; одна световая ось апсиды; оконный проем притвора (пункт 14 приложения № 2).
Основной объем:
прясло стены, раскрепованное центральной вертикалью на две симметричные части, каждая из которых декорирована рамой с аркатурным пояском вверху и прямоугольным выступом внизу (пункт 15 приложения № 2);
раскрепованный венчающий кирпичный ступенчатый карниз с выносной белокаменной плитой и белокаменными угловыми вставками, ритмичный ряд зубчиков, гладкий фриз с полочкой (пункт 16 приложения № 2);
центральная вертикаль: белокаменный крест на голгофе в раме из фасонного кирпича, поставленный на раскрепованный пьедестал в уровне первого этажа и подклета; на уровне 2-го этажа – арочная ниша-киот, декорированная кокошником в виде трехлопастной арки на полуколоннах с белокаменными капителями и основаниями на кронштейнах в виде гирьки, между которыми ряд зубчиков (пункт 17 приложения № 2);
архитектурно-декоративное обрамлением оконных проемов основного объема: подклет – прямоугольные проемы (ближе к квадрату) в нише с клинчатой белокаменной перемычкой; первый этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями, над ним полуциркульная бровка из фасонного кирпича с белокаменными гирьками у оснований; второй этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями; наличник: наборные полуколонки, карнизный сандрик с трехлепестковым килевидным завершением, ступенчатые полочки с камушками (пункт 18 приложения № 2);
прясло стены апсиды – в одну световую ось, оформленное декоративной рамой с фигурной скобкой вверху и прямоугольным выступом внизу; дверной проем подклета с клинчатой белокаменной перемычкой; оконный проем первого этажа аналогичен декору оконного проема северного фасада; арочный оконный проем второго этажа – в нише со скругленными краями, обрамленный наличником с килевидной бровкой на наборных полуколонках и ступенчатой подоконной полочкой с камушками (пункт 19 приложения № 2).
Восточный фасад:
три световые оси трехгранной апсиды; четыре световые оси попарно разделены относительно выступающей части; архитектурно-декоративное оформление оконных проемов идентично южному и северному фасадам апсиды (пункт 20 приложения № 2).
Трехчастный западный фасад:
центральная часть – с одноэтажным притвором, завершенным бровкой и тремя световыми проемами второго этажа; симметричные фланговые части с одним оконными проемом – на первом этаже и двумя – на втором; архитектурно-декоративное оформление прясел стен и оконных проемов идентично южному и северному фасадам основного объема (пункт 21 приложения № 2);
исторический арочный портал притвора; оформление притвора аналогично западному фасаду (пункт 22 приложения № 2).
Приложение № 2
к приказу инспекции Тульской области
по государственной охране
объектов культурного наследия
от 22.11.2019 № 195
Схематическое представление предмета охраны
объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Крестовоздвиженского монастыря», XIX век (улица Преображенская, дом 8, литера А; дом 9, литера А; дом 12, литеры А, а; дом 13, литера А; дом 14, литеры А, а) в части входящего в ансамбль объекта ‒ «Церковь Воздвижения Креста Господня», 1866-1869 годы, улица Преображенская, дом 12, литеры А, а, город Белев, Тульская область
№
Предмет охраны
Описание предмета охраны
Иллюстрации
Градостроительные характеристики
Расположение здания церкви на правом высоком берегу реки Оки в составе ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря южнее мужского Спасо – Преображенского монастыря; важное составное звено в общей панораме двух монастырей – Крестовоздвиженского женского и Спасо-Преображенского мужского, являющееся визитной карточкой Белева; видовые раскрытия храма с противоположного берега реки Ока, при входе на территорию Крестовоздвиженского монастыря со стороны колокольни, со стороны Оки, со стороны подъезда к г. Белеву и со стороны Белевской Свято-Введенской Макариевской пустыни
Панорама Белева начала XX века
Фрагмент историко-опорного плана Белева
Вид на Крестовоздвиженский монастырь
Историко-архитектурная ценность
2
Соборный храм – планировочное ядро архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря;
духовный центр Белева совместно со Спасо-Преображенским монастырем;
яркий образец храмового зодчества второй половины
XIX века в стиле эклектики
Общий вид монастыря с востока
Объемно-пространственная композиция
Линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением, симметричная композиция пятиглавого объема храма; перепады высот и высотных акцентов, высотных отметок по венчающим карнизам; подклет
двухэтажный основной объем в виде параллелепипеда с пониженным двухэтажным объемом прямоугольной алтарной части с трехгранной апсидой по центральной оси с небольшим одноэтажным объемом притвора
Общий вид монастыря с юга
Вид на храм с колокольни Спасо-Преображенского монастыря
Панорама Белева середины XX века
3
Пропорциональное соотношение трех физических объемов: основного объема, алтарной части, притвора, высотных отметок их карнизов, конструктивных и архитектурных элементов; четкий лаконичный силуэт
общей объемно-пространственной композиции двухэтажного здания на подклете;
свободный круговой обзор памятника
Вид с юго-запада
Внутренняя планировка подклета (цокольного этажа): трехнефная планировка, два крестообразных в плане столпа несущих подпружные арки, образующие три равновысоких нефа;
внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную и западную части;
два входа в восточной части – северный и южный
План подклета (цокольного этажа)
Подклет
Внутренняя планировка первого этажа: трехнефная двухстолпная планировка; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную (алтарную) и западную части;
внутренняя планировка второго этажа: галерея по два нефа продольных и поперечных с ограждением; центральное пространство в два света
историческое местоположение лестницы на второй этаж в северо-западной части первого этажа
План первого этажа
План второго этажа
Конструкции столпа, арок, сводов
Строительные конструкции, материал и техника исполнения
Фундаменты – бутовые ленточные;
цоколь – кирпичный с облицовкой из белокаменных блоков
Северо-восточный фрагмент памятника
Несущие стены, своды, подпружные арки трапезной с подклетом – из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки;
в кладке стен– железные тяжи с анкерами; белый камень профилированных карнизов, оформления пилястр и лопаток, крестов северного и южного фасадов
Фрагмент стены южного фасада
5
Система сводчатых кирпичных перекрытий – крестовые своды и подпружные арки основного объема;
коробовый свод, переходящий в сомкнутый в алтарях первого и второго этажей;
система сомкнутых и коробовых сводов подклета; система внутристеновых металлических связей
Перекрытие основного объема
Вид на боковой неф и межэтажные перекрытия – крестовый свод
Своды центрального нефа
Четырехскатная сложная крыша основного объема; размеры, местоположение, материал и форма четырех угловых восьмигранных световых барабанов;
местоположение, материал и форма центрального светового восьмигранного барабана;
луковичная форма глав, увенчанных крестами с «яблоком» в основании;
слуховые окна;
кровельное покрытие;
кровельной покрытие притвора в виде бровки;
кровельное покрытие сложной крыши апсиды;
кровельное окрытие всех выступающих частей
Западный фасад
Печные трубы с белокаменными вставками по углам
Арочные оконные и дверной проемы с кирпичными перемычками первого и второго этажей;
прямоугольные оконные и дверные проемы подклета (цокольного этажа);
дерево как исторический материал изготовления оконных заполнений
Северный фасад
Кованные металлические оконные решетки первого и второго этажей художественного исполнения
репейчатые решетки подклета
Металлические кованые решетки
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов
6
Северный и южный фасады идентичны:
вертикальность композиции фасадов, подчеркнутая сдвоенными угловыми пилястрами основного объема с кубоватыми капителями и базами на высоких кирпичных постаментах; лопатками алтарной части; скругленными углами;
пять вертикалей, из которых четыре световые оси симметричны относительно центральной раскрепованной вертикали
одна световая ось апсиды;
оконный проем притвора
Южный фасад
Северный фасад
Основной объем –
прясло стены, раскрепованное центральной вертикалью на две симметричные части, каждая из которых декорирована рамой с аркатурным пояском вверху и прямоугольным выступом внизу
Вид с юго-запада
Раскрепованный венчающий кирпичный ступенчатый карниз с выносной белокаменной плитой и белокаменными угловыми вставками, ритмичный ряд зубчиков, гладкий фриз с полочкой
Фрагмент карниза северного фасада
Центральная вертикаль –белокаменный крест на голгофе в раме из фасонного кирпича, поставленный на раскрепованный пьедестал в уровне первого этажа и подклета;
на уровне 2-го этажа – арочная ниша-киот, декорированная кокошником в виде трехлопастной арки на полуколоннах с белокаменными капителями и основаниями на кронштейнах в виде гирьки, между которыми ряд зубчиков
Архитектурно-декоративное обрамлением оконных проемов основного объема:
подклет – прямоугольные проемы (ближе к квадрату) в нише с клинчатой белокаменной перемычкой
первый этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями, над ним полуциркульная бровка из фасонного кирпича с белокаменными гирьками у оснований
второй этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями
наличник – наборные полуколонки, карнизный сандрик с трехлепестковым килевидным завершением, ступенчатые полочки с камушками
Оконный проем подклета
Оконный проем первого этажа
Оконные проемы второго этажа
Прясло стены апсиды – в одну световую ось, оформленное декоративной рамой с фигурной скобкой вверху и прямоугольным выступом внизу;
дверной проем подклета с клинчатой белокаменной перемычкой;
оконный проем первого этажа – аналогичен декору оконного проема северного фасада;
арочный оконный проем второго этажа – в нише со скругленными краями, обрамленный наличником с килевидной бровкой на наборных полуколонках и ступенчатой подоконной полочкой с камушками
Южный фасад апсиды
Восточный фасад:
три световые оси трехгранной апсиды;
четыре световые оси попарно разделены относительно выступающей части;
архитектурно-декоративное оформление оконных проемов идентично южному и северному фасадам апсиды
Восточный фасад
Трехчастный западный фасад:
центральная часть – с одноэтажным притвором, завершенным бровкой и тремя световыми проемами второго этажа;
симметричные фланговые части с одним оконными проемом – на первом этаже и двумя – на втором;
архитектурно-декоративное оформление прясел стен и оконных проемов идентично южному и северному фасадам основного объема
Западный фасад
.
Исторический арочный портал притвора.
Оформление притвора аналогично западному фасаду
Главный вход
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 29.11.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: