Основная информация

Дата опубликования: 18 марта 1998г.
Номер документа: В199805540
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<31>

В199805540

В199805540

<31>

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

                          18.03.98 N 17

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПРОКУРАТУРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Обсуждение на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации результатов проверки показало, что деятельность прокуратуры Тюменской области сосредоточена на решении актуальных проблем укрепления законности и борьбы с преступностью.

Выбор приоритетных направлений, разработка организационных и практических мер по обеспечению действенности прокурорского надзора основывались на выводах из анализа складывающейся обстановки, приказов и указаний Генерального прокурора. С учетом значительного обновления за последнее время кадрового состава прокуроров и следователей повышенное внимание уделялось их профессиональной учебе, оказанию практической помощи горрайпрокурорам.

Творческий поиск оптимальных форм и методов организации работы позволил добиться определенных результатов.

Активно действовал прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. Этому способствовала отлаженная система конструктивного взаимодействия с органами власти и управления, информационного обеспечения, что позволяло постоянно быть в курсе нормотворческой деятельности, предупреждать принятие незаконных правовых актов на стадии разработки законопроектов в сочетании со своевременным опротестованием противоречащих закону актов.

Усилен надзор за исполнением налогового, земельного, природоохранного законодательства, за расходованием бюджетных средств, по всем фактам нецелевого расходования принимались меры реагирования, поддерживалось деловое сотрудничество с контролирующими органами.

В борьбе с правонарушениями целенаправленно использовались гражданско-правовые средства. В суды общей юрисдикции заявлен 4251 иск на сумму более 13 млрд. руб. В арбитражный суд - 78 исков на сумму 91 млрд. руб.

Осуществлен ряд конкретных мер по обеспечению и дальнейшему развитию координационной деятельности прокуратуры. Наиболее важные аспекты борьбы с преступностью обсуждались на координационном совещании руководителей областных правоохранительных органов, по результатам вносились соответствующие коррективы в правоприменительную деятельность. На основании анализа криминогенной ситуации разрабатывались согласованные предложения в органы власти и управления, осуществлялись выезды на места для комплексного изучения положения дел и оказания практической помощи. Входит в практику организация совместной профессиональной учебы, что положительно сказывается на эффективности взаимодействия следователей и работников оперативно-розыскных служб, результативности функционирования постоянно действующих следственно-оперативных групп.

Слаженные действия прокуратуры и оперативно-розыскных служб привели к разоблачению в прошлом году 5 бандитских группировок, численностью более 50 активных участников, совершивших 30 убийств, 18 разбойных нападений и другие преступления, у них изъято большое количество оружия, взрывчатых веществ и наркотиков; раскрыто 23 умышленных убийства прошлых лет, длительное время остававшихся нераскрытыми.

Прокуратура области ответственно подошла к исполнению указания Генерального прокурора о принятии дополнительных неотложных мер по пресечению организованной преступности и проявлений коррупции. Совместно с региональным управлением по организованной преступности и налоговыми органами проводилась работа по выявлению предприятий, коммерческих структур, созданных при непосредственном участии лидеров уголовно-преступной среды и их близких связей. Прекращена деятельность 83 организаций и фирм, находившихся под их контролем. В отношении участников организованных преступных групп возбуждено 168 уголовных дел. К уголовной ответственности привлечено свыше 200 человек, в том числе 75 лидеров преступных группировок.

Под постоянным надзором областной прокуратуры находилось состояние дел в учреждениях системы исполнения уголовных наказаний. С участием прокуратуры разработана и реализуется общеобластная программа "Социальная защита исправительной системы и эффективная трудовая занятость спецконтингента". Принятые меры позитивно сказались на укреплении законности и правопорядка в местах лишения свободы.

Вместе с тем эффективность работы органов прокуратуры области значительно снижается из-за недостатков и упущений в организаторской деятельности, в постановке контроля исполнения, в работе с кадрами.

Серьезные нарекания вызывает организация надзора за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью.

В динамике и структуре преступности отмечаются крайне негативные процессы: за последние пять лет возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений; особую тревогу вызывают постоянный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и совершаемых на почве пьянства, преступный рецидив. Эти вопросы не были предметом глубокого изучения со стороны областной прокуратуры.

Значительно ослаблена работа по борьбе с преступлениями, направленными против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Несмотря на общие тенденции криминализации экономики, характерные для всей Российской Федерации, количество выявленных преступлений экономической направленности сократилось на 40%.

Неблагоприятная криминогенная обстановка усугубляется неудовлетворительной раскрываемостью преступных проявлений. За год остались нераскрытыми 36,8% преступлений, из тяжких - 50,6%.

По многим делам осмотры мест происшествия осуществлялись некачественно, не принимались надлежащие меры к закреплению следов преступлений и обнаружению вещественных доказательств, по некоторым делам не назначались криминалистические экспертизы, не обеспечивалась полнота расследования, имели место профессиональные ошибки и просчеты, отсутствовало должное взаимодействие следственного аппарата и оперативно-розыскных служб.

Грубые нарушения законности допускались при приостановлении предварительного следствия. Расследование приостанавливалось на стадии, когда не исчерпаны возможности для собирания доказательств и изобличения преступника.

Почти каждое пятое дело возвращено следователям прокуратуры для производства дополнительного расследования.

Прокурорский надзор не оказывал должного предупредительного воздействия, не было надлежащего спроса с руководителей следственных подразделений.

Неудовлетворительно поставлена организация надзора за законностью деятельности органов внутренних дел. Распространены нарушения требований закона при разрешении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях. Ежегодно прокурорами вновь ставится на учет более 600 ранее укрытых преступлений, большинство из них только в ходе комплексных проверок деятельности горрайпрокуратур. Из-за отсутствия системы в надзоре, последовательности и настойчивости в достижении реальных результатов практически нет сдвигов в наведении порядка на этом участке.

Прокуроры не обеспечивали своевременный надзор за законностью возбуждения уголовных дел, многие из которых прекращались за отсутствием состава и события преступления, нередко - без достаточных оснований. Большинство таких решений принималось по нераскрытым хищениям чужого имущества по мотивам малозначительности причиненного ущерба. Каждое четвертое постановление следователей органов внутренних дел о прекращении уголовного дела впоследствии отменялось органами прокуратуры.

В существенной корректировке нуждается практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. При принятии таких решений не всегда обеспечивался дифференцированный подход, допускался формализм в оценке оснований для дачи санкции на арест. В 1997 г. из числа лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения был применен арест, по приговорам судов каждый 5-6-й был освобожден в связи с назначением наказания, не связанного с лишением свободы. Из рассмотренных судами 847 жалоб, по 210 обвиняемые из-под стражи освобождены, но в то же время при вынесении приговоров под стражу взято 588 человек.

Низкий уровень надзора за следствием и дознанием, оперативно-розыскной деятельностью объясняется в основном просчетами в организаторской деятельности руководства областной прокуратуры, коллегии по исполнению требований приказов Генерального прокурора "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью" и "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием", недостаточностью требовательности к горрайпрокурорам, отсутствием контроля исполнения.

Имеют место факты формального отношения к проверке законности вынесенных приговоров. Так, из 230 случаев отмены или изменения приговоров по жалобам участников процесса, в 188 судебных заседаниях участвовали государственные обвинители. Снизилась эффективность кассационного опротестования.

Ослаблена роль органов прокуратуры в организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступлений.

С учетом изложенного приказываю:

1. Обратить внимание прокурора Тюменской области государственного советника юстиции 3 класса Валеева Э.А., заместителей прокурора области Русских В.А. и Власова Н.В. на существенные недостатки в организации работы прокуратуры области, ослабление требовательности к подчиненным и контроля за исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, направленных на организацию борьбы с преступностью и обеспечение надзора за предварительным следствием, за законностью судебных постановлений по уголовным делам.

2. Прокурору области Валееву Э.А., коллегии областной прокуратуры:

2.1. Осуществить практические меры по устранению просчетов и упущений в организации надзора за раскрытием и расследованием преступлений:

основное внимание сконцентрировать на вопросах усиления контроля за работой нижестоящих прокуратур, организации и обеспечения необходимого уровня взаимодействия подразделений аппарата, в первую очередь при подготовке вопросов, требующих комплексного решения;

повысить личную ответственность прокуроров городов и районов, руководителей следственных подразделений за состояние работы по раскрытию и расследованию преступлений, за обеспечение качественного проведения первоначальных следственных действий, своевременное изучение дел о нераскрытых преступлениях; исключить случаи неисполнения законных требований прокурора, виновных в этом привлекать к административной ответственности, а при наличии оснований - к уголовной ответственности;

всесторонне изучить практику применения ареста в качестве меры пресечения с точки зрения законности и обоснованности таких решений, особое внимание обратить на основания отмены судами этой меры пресечения в порядке ст. 220\2 УПК РСФСР, сделать предметные выводы из допущенных ошибок и нарушений для повышения эффективности надзора и контроля с тем, чтобы в каждом конкретном случае обеспечивался взвешенный подход к избранию меры пресечения, исходя из требований закона и материалов уголовного дела (срок май - июнь 1998 г.);

на основе глубокого анализа качества работы следственного аппарата органов прокуратуры разработать систему мер по улучшению организации надзора за предварительным следствием, результаты рассмотреть на коллегии прокуратуры области (срок - апрель 1998 г.);

прокуратуре области совместно с другими правоохранительными органами выработать согласованные действия по усилению борьбы с корыстными преступлениями, направленными против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, коррупции и взяточничества и обсудить их на координационном совещании (срок - май 1998 г.).

2.2. Предметно разобраться с каждым случаем вынесения судами оправдательных приговоров, одновременно повысить эффективность воздействия органов прокуратуры на судебную практику, организовать работу таким образом, чтобы допускаемые судом ошибки и нарушения закона устранялись по кассационным протестам прокуроров (срок апрель 1998 г.).

2.3. Осуществить дополнительные меры по улучшению надзора за законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания, за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, установлением административного надзора. В рамках координационной деятельности во взаимодействии с органами внутренних дел разработать комплекс мероприятий, направленных на предупреждение рецидива среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (срок - апрель 1998 г.).

3. Рекомендовать научно-методическому совету прокуратуры области с привлечением научных работников высших учебных заведений области провести криминологические исследования причин роста тяжких и особо тяжких преступлений в регионе, а также связанных с незаконным оборотом наркотических средств; проанализировать причины и предпосылки рецидивной преступности (срок - июнь 1998 г.).

4. Прокуратуре области, горрайпрокурорам совместно с другими правоохранительными органами в рамках координационной деятельности принять участие в разработке системы профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, предупреждение преступности несовершеннолетних, пьянства, наркомании и рецидивной преступности; внести в исполнительные и представительные органы предложения по возрождению социальной профилактики преступлений (срок - июнь 1998 г.).

5. Прокурору Тюменской области Валееву Э.А. о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки недостатков и предварительных результатах исполнения настоящего приказа доложить подробной запиской к 25.07.98.

6. Управлениям по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры и по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации повысить действенность контроля за работой прокуратуры Тюменской области по раскрытию и расследованию преступлений.

7. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации изучить в прокуратуре Тюменской области состояние работы по подбору, расстановке, воспитанию и закреплению кадров, обратив особое внимание на причины их большой текучести. Оказать необходимую помощь в организации этой работы (срок - июнь 1998г.).

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чайку Ю.Я., заместителей Генерального прокурора Российской Федерации - начальника Главного следственного управления Катышева М.Б. и Розанова А.А.

Приказ направить прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор

Российской Федерации,

Действительный государственный

   советник юстиции                                   Ю.И.Скуратов

[отформатировано: 27.03.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 1.04.2002 редактор НЦПИ - Судакова М.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.010.000 Прокуратура, 190.010.020 Система и организация прокуратуры, 190.010.060 Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О едином учете преступлений
№-427365242 от 29 декабря 2005

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать