Основная информация

Дата опубликования: 14 октября 2009г.
Номер документа: RU27000200900678
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Хабаровский край
Принявший орган: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 13 октября 2009 года №393П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Управления лесами Правительства Хабаровского края по исполнению государственной функции по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований.

2. Возложить обязанности по исполнению государственной функции по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований на начальника отдела охраны и защиты лесного фонда Бутина СВ.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Начальник управления

В.М. Болтрушко

Утвержден приказом

начальника управления

лесами Правительства

Хабаровского края

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Административный регламент по исполнению государственной функции по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований (далее - Административный регламент) определяет единый порядок и условия планирования, организации и ведения лесопатологических обследований на землях лесного фонда, расположенных на территории Хабаровского края, сроки и последовательность действий управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - управление лесами), подведомственных управлению лесами организаций, проводящих лесопатологические обследования.

Лесопатологические обследование (далее - ЛПО) проводятся с целью планирования и обоснования санитарно-оздоровительных мероприятий по защите лесов

1.2. Исполнение государственной функции по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований осуществляется в соответствии с:

- статьями 55, 57, 60, 83, 91 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278);

- статьями 3, 6, 8, 13-18, 20, 23, 24, 30, 31 Правил санитарной безопасности в лесах (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. №414);

- статьей 76 Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 г. № 385);

- разделом 24 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (Приказ МПР Российской Федерации от 06 апреля 2007 г. № 77);

- пунктом 6.16.2 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений (Приказ МПР Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 106)

- пунктом 4 Порядка представления и правила внесения документированной информации в государственный лесной реестр (Приказ МПР Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 189).

- приказом Рослесхоза от 29.12.2007 №523 «Об утверждении методических документов»

- настоящим Административным регламентом.

1.3. Исполнение государственной функции по планированию, организа­ции и ведению лесопатологических обследований в лесном фонде, располо­женном на территории Хабаровского края обеспечивается в соответствии частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации - управлением лесами Правительства Хабаровского края.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

2.1. Конечным результатом исполнения государственной функции яв­ляется выдача разрешения управления лесами на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.

Проведение лесопатологического обследования не может быть возло­жено на лица, использующие леса.

В процессе лесопатологического обследования производится:

- оценка текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов;

- определение границ повреждений леса;

- учет численности вредителей и распространенности болезней.

В зависимости от задач и организационных форм проведения лесопа-тологические обследования подразделяются на оперативные и текущие.

Оперативные обследования имеют своей целью проверку информации о появлении вредных организмов или иных повреждений лесов, полученной по листкам сигнализации, оценку состояния популяций вредных насекомых до начала истребительных мероприятий (контрольные лесопатологические обследования).

Оперативные обследования проводятся комиссиями лесничеств (лесопарков), создаваемых приказом руководителя лесничества. В состав комиссии включается в обязательном порядке сотрудник, прошедший обучение по программе специалиста - лесопатолога и в должностные обязанности которого внесено проведение таких обследований.

Текущие обследования имеют своей целью инвентаризацию (оценку состояния, площадей, границ) очагов вредных организмов; выборочные обследования насаждений для выявления потенциальных очагов вредителей и болезней леса, в том числе обследование лесных земель, подлежащих обле­сению, на зараженность вредителями и болезнями; обследование участков леса, ослабленных различными неблагоприятными факторами. Текущие обследования обеспечиваются уполномоченными органами.

2.2. Оперативные обследования.

Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения вредителями или болезнями, обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом лесничества (лесопарки) или уполномоченный орган в области лесных отношений.

Информация направляется в письменном виде, путем заполнения листка сигнализации (приложение 1), в котором приводится вид и характер обнаруженного повреждения, поражения леса; возможная причина его возникновения; распространение и степень повреждения насаждений (определяется глазомерно); квартал, выдел или другая пространственная привязка поврежденного насаждения.

Учет листков сигнализации ведется в лесничествах (лесопарках) в журнале учета листков сигнализации (приложение 2). Листки сигнализации хранятся в лесничестве (лесопарке) не менее 5 лет.

При получении листков сигнализации лесничество обязано организовать проведение лесопатологического обследования с целью уточнения состояния лесных насаждений.

Если это невозможно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то планируется проведение текущего лесопатологического обследования.

Лесничество в 30-дневный срок с даты получения листка сигнализации с учетом результатов лесопатологического обследования определяет необходимые мероприятия по защите леса.

2.3. Текущие обследования.

Краевые государственные учреждения «Лесничества» размещают зака­зы на выполнение текущих лесопатологических обследований в порядке, установленном статьями 78-80 Лесного кодекса.

Заказчиками на выполнение работ по лесопатологическому обследованию (далее - Заказчики) выступают КГУ «Лесничество»

Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс (далее - Исполнители).

Кроме листков сигнализации объемы текущих ЛПО подтверждаются документами из следующих источников:

- результаты лесопатологического мониторинга;

- информация, полученная в процессе осуществления авиационных работ по охране и защите лесов;

- результаты предыдущих ЛПО.

При отсутствии информации, указанной выше, для планирования текущих ЛПО в зависимости от зоны лесопатологической угрозы используются следующие придержки:

- зона сильной лесопатологической угрозы - не менее 10 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;

- зона средней лесопатологической угрозы - не менее 5 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;

- в зоне слабой лесопатологической угрозы планирование производится по фактической ситуации.

Распределение территории лесничеств по зонам лесопатологической угрозы приведено в приложении 3

ЛПО следующего года планируются лесничествами и направляются для утверждения в управление лесами в срок до 15 ноября текущего года. Управление лесами утверждает ЛПО на следующий календарный год в срок до 25 декабря текущего года.

Объемы ЛПО включаются в лесной план и лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков). Изменения объемов ЛПО вносится в лесохозяйственный регламент в установленном порядке.

Форма плана проведения ЛПО приведена в приложении 4. Планирование проводится по видам (текущие и оперативные) и способам (наземные и дистанционные) ЛПО.

При размещении заказа на проведение ЛПО к конкурсной документа­ции прилагается техническое задание. В техническом задании на проведение ЛПО указывается:

- перечень участков, подлежащих обследованию;

- способы, методы и виды работ;

- сроки проведения ЛПО;

- подлежащие учету показатели санитарного и лёсопатологического состояния, заполняемые полевые формы;

- требуемая точность учетов.

2.4. Документация ЛПО.

Для получения разрешения на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий КГУ «Лесничество» представляет в управление лесами:

- заявку на получение разрешения на проведение санитарно- оздоровительных мероприятий;

- листок сигнализации;

- план - корректировку проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

- акт проверки санитарного и лёсопатологического состояния лесного участка (Приложение 5);

- схему обследованного участка в масштабе 1:25000 или 1:10000;

- сводную ведомость поврежденных, расстроенных и погибших лесных участков и пробных площадей, заложенных в них для обоснования санитарно-оздоровительных мероприятий (Приложение 6);

- карточку временной пробной площади (Приложение 7);

- карточку лесопатологической таксации (Приложение 8);

Отдел охраны и защиты лесного фонда управления лесами правительства края рассматривает поступившие материалов на их соответствие требованиям нормативных документов. По результатам рассмотрения материалов либо подготавливается согласование в отдел лесоуправления и учета лесного фонда для получения разрешения, либо материалы возвращаются заявителю на доработку или дается мотивированный отказ в назначении санитарно-оздоровительных мероприятий. Срок рассмотрения материалов и подготовка согласования, либо мотивированного отказа, не должен превышать 10 рабочих дней с момента поступления материалов.

Отдел лесоуправления и учета лесного фонда по материалам лесопатологического обследования и согласования отдела охраны и защиты лесного фонда подготавливает разрешение управления лесами на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. Срок подготовки разрешения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления из отдела охраны и защиты лесного фонда согласованных материалов.

III. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

3.1. Последовательность действий по исполнению государственной функции по организации проведения лесопатологических обследований

3.1.1 Подготовительные работы.

Проведение ЛПО включает в себя этап подготовительных работ, на котором подбираются материалы на предстоящий объект обследования - таксационные описания, сведения о предыдущей санитарной и лесопатологической обстановке, картографический материал.

При ведении лесопатологических обследований используются все современные методы и средства, обеспечивающие надежность и точность получаемой лесопатологической информации, ее хранение и обработку при ми­нимально возможных затратах труда и финансов.

Таксационные характеристики участков леса, в которых предполагается проведение ЛПО, заблаговременно вносятся в карточки лесопатологической таксации. Характеристика санитарного и лесопатологического состояния насаждений с указанием необходимых мероприятий вносится в процессе ЛПО.

3.1.2 Определение санитарного состояния насаждений.

Санитарное состояние насаждений - это качественная характеристика, которая определяется по соотношению деревьев разных категорий состояния.

Определение санитарного состояния насаждений осуществляется путем распределения запаса на выделе (оцененного последним лесоустройством) по категориям состояния деревьев. Распределение по категориям состояния осуществляется для пород древостоя, составляющих 1 и более единиц состава.

Категория состояния деревьев -оценка состояния деревьев по комплексу визуальных признаков (густоте и цвету кроны, наличию и доле усохших ветвей в кроне и др.)

Используется следующая шкала категорий состояния деревьев: 1- здоровые (без признаков, ослабления), 2 - ослабленные, 3 - сильно ослабленные, 4 - усыхающие, 5 - свежий сухостой, 6 - старый сухостой.

Кроме упомянутых 6-ти основных категорий состояния деревьев, отдельно фиксируется объем (в кубометрах) ветровала, бурелома, снеговала и снеголома.

Предельно малой нормой захламленности, валежа (ветровала, бурелома, снеговала и снеголома), подлежащей выявлению при ЛПО является величина, вдвое превышающая естественный отпад, но не менее 10 м /га.

Степень ослабления (состояние) насаждения на выделе в целом или каждой древесной породы, определяется как средневзвешенная величина оценок распределения запаса деревьев разных категорий состояния. Если значение средневзвешенной величины не превышает 1,5 - насаждение относят к здоровым; 2,5 - к ослабленным; 3,5 - к сильно ослабленным; 4,5 - к усыхающим; более 4,5 - к погибшим. Средневзвешенная величина для каждой породы рассчитывается по формуле:

КсР.= (PixKi+ P2XK2+ РзхКз+ Р4ХК4+ P5xK5)/100, где Кср. - средневзвешенная величина состояния породы, Pi - доля каждой категории состояния в процентах, Ki - индекс категории состояния дерева (1 - здоровое, 2 - ослабленное, 3 - сильно ослабленное, 4 - усыхающее, 5 - свежий и старый сухостой, ветро­вал, бурелом).

Средневзвешенная величина для насаждения рассчитывается по фор­муле:

Кнас. = (Hi xKcpl+ Н2ХК сР2+ H|XR cpi)/l О,

где Кнас. - средневзвешенная величина состояния насаждения,

Hi - доля породы в составе древостоя,

К cPi - средневзвешенная величина состояния каждой породы.

При обследовании ведутся записи в карточку лесопатологической таксации, в которую вносится краткая таксационная характеристика по обследуемым лесотаксационным выделам с указанием площади (данные берутся из таксационного описания).

При обнаружении несоответствий фактических таксационных показателей таксационному описанию, которые могут существенно повлиять на достоверную оценку показателей лесопатологической таксации, на этом участке осуществляется таксация древостоя путем закладки пробной площади или ленточного перечета в соответствии с лесоустроительной инструкцией,

Для принятия решения о виде санитарно-оздоровительыых мероприятий, закладываются временные прямоугольные пробные площади без маркировки деревьев. При величине отпада до 10% размер пробной площади должен обеспечить учет не менее 100 деревьев главной породы, при большей величине отпада - 80 деревьев главной породы. Пробные площади должны быть обозначены согласно лесоустроительным требованиям.

Объемы временных пробных площадей должны обеспечивать достоверную оценку средних значений относительного количества (%) запаса деревьев из категорий состояния «усыхающие», «свежий сухостой», «старый сухостой» по главной лесообразующей породе. В зоне сильной лесопатологической угрозы ошибка средней при определении этих категорий деревьев не должна превышать ±20%, в зоне средней - ±25%, в зоне слабой - ±30%.

Деревья 4-6 категорий состояния носят название отпад. Общий отпад -это суммарный объем сухостоя и внелесосечной захламленности (ветровала, бурелома, снеголома и др.). К текущему отпаду относят деревья категорий «усыхающие» и «свежий сухостой», а также свежий ветровал и бурелом.

По величине текущего отпада судят о степени нарушения устойчивости насаждений. Насаждения с наличием текущего усыхания разделяют на три степени нарушенности: слабая - с наличием текущего усыхания до 10%, средняя - с наличием текущего усыхания 11-30% и сильная - более 30%.

К погибшим относят расстроенные (нарушенные) насаждения, в составе которых усохло и усыхает столько деревьев основного полога, что остав­шаяся их часть не способна обеспечить жизнеспособность насаждения.

Критерием жизнеспособности является полнота живой части древостоя (Приложение 9).

После оценки санитарного состояния насаждения намечаются санитар-но-оздоровительные мероприятия. В насаждениях с различной степенью на­рушенности намечаются выборочные санитарные рубки, в погибших насаж­дениях - сплошные санитарные рубки.

В очагах хвоелистогрызущих вредителей определение санитарного состояния насаждений проводится после восстановления листвы или хвои (для весенней группы вредителей - в конце вегетационного периода, для летней и осенней - на следующий год).

3.1.3 Определение лесопатологического состояния насаждений

Целью определения лесопатологического состояния насаждений явля­ется выявление очагов массового размножения вредных организмов.

Выявление очагов массового размножения при ЛПО производится, ви­зуальными методами по типичным признакам наличия вредителей, болезней, частичному или полному объеданию деревьев, другим характерным признакам неблагополучного состояния лесных насаждений (Приложение 10).

К признакам повреждения относятся: увядание, усыхание, объедание хвои или листвы, почек; повреждение побегов, ветвей, ствола, корней, всего дерева; наличие на листьях, ветвях, стволах вздутий, разрастаний (галлов); оплетение хвои (листвы) паутиной, суховершинность, отмирание коры, раковые раны и язвы, плодовые тела, гнили, вывал, поломка деревьев и т. п.

Текущее наземное обследование насаждений проводят по ходовым линиям (маршрутам), используя визиры, просеки, лесные дороги и т.п.; расстояние между ходовыми линиями колеблется от 250 до 1000 м, в таежных условиях - от 2 до 4 км; в неустроенных лесах маршруты прокладываются по компасу или навигационным приборам.

Обследование проводят по лесотаксационным выделам, расположенным вдоль маршрута. При этом в первую очередь обследуются насаждения с преобладанием ценных пород или поврежденные. Ходовые линии, границы выделов и обследованные насаждения наносят на схематический план с ука­занием азимута маршрутного хода.

Площади однородных по своему состоянию выделов берутся из таксационных описаний, а при их отсутствии вычисляются на основании координат границ описываемых участков леса.

При неоднородности санитарного или лесопатологического состояния выдела описывается его часть, обладающая однородными характеристиками (лесопатологический выдел). Минимальная площадь лесопатологического выдела в зоне сильной лесопатологической угрозы - 0,1 га, в зоне средней лесопатологической угрозы - 0,5 га, в резервных лесах - 1 га.

Границей очага вредных организмов является внешняя граница группы лесных участков (лесотаксационных выделов), имеющих сходные средние значения плотности популяций.

При наличии больших по площади очагов поражения (свыше 10 тыс. га) производится установление их границ с помощью дистанционных методов.

Оптимальные сроки проведения ЛПО приведены в Приложении 11.

В соответствии со статьей 23 Правил санитарной безопасности в лесах, очагами вредных организмов считаются лесные участки, на которых численность (концентрация) вредных организмов и повреждения, нанесенные ими, угрожают жизнеспособности лесных насаждений. При этом повреждение может быть или уже нанесено, или может существовать угроза повреждения в ближайшие 1-2 года, подтвержденная наличием определенного количества вредных организмов.

Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов проектируются в зависимости от плотности вредных организмов в очагах, их вредоносности, повреждаемой породы, вида лесопользования и других особенностей лесных участков. Критерии для назначения этих мероприятий в очагах хвое- и листогрызущих вредителей приведены в Прилжении 12

Для учета действующих (включая вновь возникшие) и снятия с учета очагов, ликвидированных в результате проведенных лесозащитных мероприятий или затухших под воздействием естественных факторов, ежегодно проводится их инвентаризация.

Инвентаризация проводится по каждому лесничеству (лесопарку) отдельно. С целью проведения инвентаризации анализируется имеющаяся информация по наличию очагов и в необходимых случаях намечаются текущие или оперативные ЛПО.

Оперативные обследования проводятся в сентябре-октябре в насаждениях, где наблюдалось в прошлом году или ожидается на следующий год распространение вредителей и болезней, повреждение леса в такой степени, которое является основанием для отнесения участка леса к категории очага.

Наличие болезней определяется по характерным внешним признакам поражения деревьев и.насаждения (плодовые тела грибов, раковые и другие раны, окна усыхания и т.п.).

Обследование насаждений, заселенных стволовыми вредителями леса, проводится путем визуального осмотра ослабленных насаждений с учетом сроков развития фенологических подгрупп насекомых: весенней - в мае-июне, летней - в августе.

Заселенность насаждений стволовыми вредителями выявляется по наличию усохших и усыхающих деревьев, а также непосредственных признаков поселения насекомых: увяданию хвои или листвы в кроне, наличию на коре буровой муки, ползающих жуков, входных и вылетных отверстий. При осмотре насаждений уточняются время и причины их ослабления или повре­ждения, площадь поврежденных участков, заселенность стволовыми вреди­телями и, по возможности, видовой состав последних (допускается по груп­пам - короеды, усачи, златки, другие стволовые вредители).

В действующих или потенциально возможных очагах размножения короеда-типографа и других видов стволовых вредителей в качестве дополнительных средств наблюдения могут использоваться феромонные ловушки.

3.1.4. Приемка работ по лесопатологическому обследованию

В случае осуществления ЛПО на основании государственных кон­трактов и договоров, уполномоченными органами, или по их поручению лес­ничествами (лесопарками), производится приёмка работ в течение 5 дней по­сле их окончания.

Приёмка работ проводится комиссией, назначенной Заказчиком, с обя­зательным участием представителей Исполнителя.

В процессе приемки работ проверяется:

- соответствие выбранных методов и сроков проведения ЛПО требованиям «Руководства по планированию , организации и ведению лесопатологических обследований»;

- полнота и правильность заполнения полевых форм;

- соответствие зафиксированных показателей санитарного и лесопатологического состояния их фактическому значению и требуемой точности.

В сильной зоне лесопатологической угрозы ошибка средней недолжна превышать 20%, в средней зоне - 25%, в слабой зоне - 30%.

В этих целях комиссией производится натурная проверка части выде-лов (при площади ЛПО до 500 га - не менее 5-10 выделов, при большей пло­щади - 1-2 выдела на каждые 100 га обследованной площади). В первую оче­редь проверяются участки леса, в которых запроектированы по состоянию сплошные санитарные рубки.

В случае разногласий по значениям показателей санитарного и лесопа-тологического состояния насаждений, закладываются контрольные пробные площади.

В результате приёмки составляется «Акт приемки работ по лесопатологическому обследованию», который подписывается всеми членами комиссии (Приложение 12).

3.1.5. Порядок обработки, хранения и обмена информацией лесопагологического обследования

Натурные наблюдения, получаемые в процессе осуществления ЛПО, фиксируются на бумажных носителях, или в электронном виде в соот­ветствии с формами, приведенными в данном регламенте. На их основе фор­мируются и поддерживаются базы данных на электронных носителях.

Документированная информация, получаемая при осуществлении ЛПО, является основанием для проведения санитарно-оздоровительных и других мероприятий по защите лесов, если они не были предусмотрены ле-сохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов.

Документированная информация, полученная при ЛПО и оформленная в соответствии с Приложением 13, в 7-дневный срок после завершения ЛПО направляется в управление лесами.

Информация, полученная в результате лесопатологических обследова­ний, используется для составления в установленном порядке лесохозяйст-венных регламентов лесничеств (лесопарков) и проектов освоения лесов.

Данные ЛПО являются источником для оперативной, статистической и отраслевой отчетности.

Объемы работ по лесопатологическому обследованию отражаются в государственном лесном реестре в соответствии с установленным порядком.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 110.050.010 Общие положения, 110.050.050 Организация лесного хозяйства, 110.050.110 Охрана и защита лесов от пожаров, вредителей и болезней (см. также 200.150.020), 110.050.120 Воспроизводство лесов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать