Основная информация

Дата опубликования: 12 мая 2012г.
Номер документа: RU38000201200626
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Иркутская область
Принявший орган: Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Распоряжение аппарата

АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА

ПРИКАЗ

от 12 мая 2012 года № 9-пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА, ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

(ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) И НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА

СОДЕРЖАНИЕ ЕЕ ИМУЩЕСТВА

{УТРАТИЛ СИЛУ:

приказ администрации Усть-Ордынского Бурятского округа от 16.01.2014 № 1-адмпр}

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31 декабря 2010 года № 348-пп «О реализации отдельных положений

Бюджетного кодекса Российской Федерации», руководствуясь статьей 21

Устава Иркутской области,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок определения нормативных затрат на оказание государственной библиотекой, подведомственной администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание ее имущества.

2. Настоящий порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

Заместитель Губернатора

Иркутской области - руководитель

администрации Усть-Ордынского

Бурятского округа

С.В. Серебренников

Приложение

к приказу администрации

Усть-Ордынского Бурятского округа

от «12» мая 2012 г. № 9 - пр

Порядок

определения нормативных затрат на оказание государственной библиотекой, подведомственной администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание ее имущества

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в целях определения нормативных затрат на оказание государственной библиотекой, подведомственной администрации Усть-Ордынского Бурятского округа (далее - государственное учреждение), государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание  имущества, на очередной финансовый год.

2. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным учреждением осуществляется в виде субсидии. Субсидия рассчитывается в соответствии с объемами оказываемых услуг (выполняемых работ (содержанием работ)), установленными в государственном задании в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

3. В целях настоящего Порядка используются следующие понятия и термины:

нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) – удельная расчетная стоимость единицы работы;

нормативные затраты на содержание имущества – объем затрат на оплату части коммунальных услуг, а также уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается имущество, находящееся у государственного учреждения на праве оперативного управления;

государственные услуги (работы) – услуги (работы),  предусмотренные   отраслевым реестром государственных услуг (работ) Иркутской области, оказываемые (выполняемые) подведомственными государственными учреждениями  в качестве основных видов деятельности;

направление деятельности - осуществляемая как один из видов и/или этапов оказания государственной услуги (выполнения  работы) деятельность государственных учреждений, особенности содержания которой требуют обособленного измерения показателей ее объема и расчета нормативных затрат на ее  оказание.

4. Размер субсидии рассчитывается на очередной финансовый год   на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), включенных в государственное задание, и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), включая уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

5. При определении объема субсидии, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, в ее состав не включаются:

а) затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе:

затраты по осуществлению капитального ремонта;

затраты по приобретению основных средств, за исключением основных средств, приобретаемых ежегодно и непосредственно используемых при оказании государственных услуг (выполнении работ);

иные затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели.

б) объемы бюджетных инвестиций;

в) затраты по содержанию движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

6. В целях учета требований о том, что в случаях оказания  государственным учреждением государственных   услуг (выполнения работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания, размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных государственных услуг  (работ), необходимо:

а) при определении нормативных затрат на оказание  государственных услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания учитывать расходы, осуществляемые как за счет средств областного бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в объеме, необходимом для выполнения государственного задания;

б) уменьшать на величину расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания, осуществляемых за счет средств от приносящей доход деятельности, учтенных при определении нормативных затрат, объем субсидии государственному учреждению на выполнение государственного задания.

7. Объем субсидии на выполнение государственного задания государственному учреждению в соответствующем финансовому году определяется по следующей формуле:

(1) Fу = SUMi Ni*ki + Nим - D, где

Fу – объем субсидии на выполнение государственного задания государственному учреждению в соответствующем финансовом году;

Ni – нормативные затраты на оказание i-той государственной  услуги (выполнение работы, осуществление направления деятельности в составе государственной  услуги (работы)) в соответствующем финансовом году;

ki – планируемый объем оказания i-той государственной услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности в составе государственной услуги  (работы)) в соответствующем финансовом году;

Nим – нормативные затраты на содержание имущества в соответствующем финансовом году (за исключением имущества, сданного в аренду);

D – доходы от  оказания государственных услуг (выполнения работ) в рамках государственного задания.

Объем субсидий государственного учреждения, определяемый на основе нормативных затрат, не должен превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью областного бюджета и бюджетной росписью администрации Усть-Ордынского Бурятского округа  на соответствующий финансовый год.

8. Нормативные затраты на оказание  государственной услуги (выполнение работы, осуществление направления деятельности в составе государственной  услуги (работы)) на соответствующий финансовый год определяются по следующей формуле:

(2) Ni = Nуi + Nохнi, где

Ni – нормативные затраты на оказание  государственной услуги (выполнение работы, осуществление направления деятельности в составе государственной услуги  (работы));

Nуi – нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием   i-той государственной услуги (выполнением работы, осуществлением направления деятельности в составе государственной услуги (работы));

Nохнi – затраты на общехозяйственные нужды, распределяемые между государственными услугами (работами), оказываемыми (выполняемыми) государственными учреждениями, относимые на единицу объема i-той государственной услуги (работы, осуществления направления деятельности в составе государственной  услуги  (работы)).

Глава 2. Определение нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги

(выполнением работы) по осуществлению библиотечного, справочно-библиографического, информационного

обслуживания пользователей библиотеки

9. В составе услуги по осуществлению библиотечного, справочно-библиографического, информационного обслуживания пользователей библиотеки выделяются следующие направления деятельности:

- услуги по предоставлению документов из фондов библиотеки посетителям библиотеки;

- справочно-библиографические услуги пользователям библиотеки;

- справочно-информационные услуги удаленным пользователям, предоставляемые в виртуальном режиме

10. Нормативные затраты, непосредственно связанные с вышеуказанными направлениями деятельности, рассчитываются по формуле:

(3) Nyi = (Зот  + Зос+ Зрм + Зп + Зинф + Зпрогр + Зоб + Зсв  ) / Кс, где:

Зот – затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное  участие в оказании государственной услуги (выполнении   работы) (соответствующие статьям КОСГУ 211,213); 

Зос – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на приобретение на регулярной основе основных средств, используемых в процессе оказания услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности), определяемое как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на приобретении на регулярной основе основных средств  за два отчетных года;   

Зрм – затраты на  приобретение расходных материалов, определяемые как произведение стоимости расходных материалов (определенной на очередной финансовый год) на их количество, необходимое для выполнения единицы работ;

Зп –  прочие затраты, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических прочих затрат за два отчетных года;

Зинф – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на информирование потребителей, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на информирование потребителей (брошюры, рекламное оформление  и т.п.)  за два отчетных года;

Зпрогр - планируемые на соответствующий финансовый год затраты на содержание программного обеспечения, необходимого для предоставления справочно-информационных услуг удаленным пользователям, предоставляемых в виртуальном режиме, определяемое как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на содержание программного обеспечения, необходимого для предоставления справочно-информационных услуг удаленным пользователям, предоставляемых в виртуальном режиме за два отчетных года;

Зоб - планируемые на соответствующий финансовый год затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, используемого в процессе оказания государственной услуги (направления деятельности), определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на содержание и эксплуатацию оборудования, используемого в процессе оказания государственной услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности), за два отчетных года;

Зсв -  планируемые на соответствующий финансовый год затраты на приобретение услуг связи, потребляемое в процессе оказания государственной услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности), определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на приобретение услуг связи, потребляемых в процессе оказания государственной услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности), за два отчетных года;

Кс – среднее арифметическое  значение количества единиц оказанных  государственных услуг (выполненных работ) за два отчетных года.

10. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего государственную услугу (выполняющего работу), рассчитывается как произведение средней стоимости единицы времени персонала на количество единиц времени, необходимых для оказания  единицы государственной услуги (выполнения работы).             

Глава 3. Определение нормативных затрат

на общехозяйственные нужды

11. Общая сумма затрат на общехозяйственные нужды рассчитывается следующим образом:

(4) Зохн = Зком + Зсни + Зоцди + Зсв  + Зтр + Зот + Зпк  + Змз  + Зп, где

Зохн – затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат на содержание имущества, определяемых в соответствии с  главой 4  Порядка);

Зком – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);

Зсни – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления или приобретенным данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у государственного учреждения на основе договоров аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг (выполнения работ);

Зоцди – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за  государственным учреждением или приобретенным данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

Зсв – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на приобретение услуг связи, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на приобретение услуг связи за два отчетных года;

Зтр – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на приобретение транспортных услуг, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на приобретение транспортных услуг, не учтенных в рамках нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), за два отчетных года;

Зот – затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников государственного учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственных услуг (выполнении работ) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании  государственной  услуги (выполнении работы);

Зпк – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на повышение квалификации персонала, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на повышение квалификации персонала за два отчетных года;

Змз – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на материальные запасы, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на материальные запасы, не учтенных в рамках нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение  работ) за два отчетных года;

Зп – планируемые на соответствующий финансовый год прочие затраты, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических прочих затрат за два отчетных года.

12. Затраты на коммунальные услуги, отнесенные на общехозяйственные нужды, определяются следующим образом:

(5) Зком  =  Згв.с + Зэ + Зтэ + Зхв.вод , где

Зком – затраты на коммунальные услуги, отнесенные на общехозяйственные нужды;

Згв.с – нормативные затраты горячее водоснабжение;

Зэ – нормативные затраты на электроснабжение;

Зтэ  – нормативные затраты на потребление тепловой энергии;

Зхв.вод. – нормативные затраты на холодное водоснабжение;

Затраты на коммунальные услуги определяются как произведение тарифа на объем потребления.

13. Нормативные затраты на горячее водоснабжение определяются исходя из тарифов и объемов потребления горячей воды государственным учреждением по следующей формуле:

(6) Згв.с. = Tгв.вод. * Vгв.вод., где

Згв.с. – нормативные затраты на горячее водоснабжение;

Tгв.вод. – тариф на потребление горячей воды, установленный на соответствующий год;

Vгв.вод. – объем потребления государственным учреждением горячей воды (куб.м.) в соответствующем финансовом году, определенный с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности.

14. Нормативные затраты на  электроснабжение определяются исходя из тарифов на электрическую энергию и объемов потребления государственным учреждением электрической энергии по следующей формуле:

(7) Зэ = Tэ * Vэ * 0,9, где

Зэ – нормативные затраты на электроснабжение;

Tэ – тариф на электрическую энергию, установленный на соответствующий год;

Vэ – объем потребления государственным учреждением электрической энергии (кВт.ч, мВт) в соответствующем финансовом году с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности;

0,9 – доля расходов на потребление электроэнергии в рамках государственного задания, относимых на общехозяйственные нужды.

15. Нормативные затраты на потребление тепловой энергии определяются  исходя из тарифов на тепловую энергию и объемов потребления государственным учреждением тепловой энергии по следующей формуле:

(8) Зтеп.э = Tтеп.э * Vтеп.э * 0,5, где

Зтеп.э – нормативные затраты на потребление тепловой энергии;

Tтеп.э – тариф на потребление тепловой  энергии, установленный на соответствующий год;

Vтеп.э – объем потребления  тепловой энергии (Гкал) в соответствующем финансовом году с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности;

0,5 – доля расходов на потребление тепловой энергии в рамках государственного задания, относимых на общехозяйственные нужды.

16. Нормативные затраты на холодное водоснабжение определяются  исходя из тарифов и объемов потребления холодной воды государственным учреждением по следующей формуле:

(9) Зхв.вод. = Тхв.вод.* Vхв.вод., где

Зхв.вод. - нормативные затраты на холодное водоснабжение;

Тхв.вод. – тариф потребления холодной воды, установленный на соответствующий год;

Vхв.вод. – объем потребления государственным учреждением холодной воды (куб.м.) в соответствующем финансовом году, определенный с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической  эффективности.

17. Затраты на содержание недвижимого имущества определяются  следующим образом:

(11) Зсни = Зэс + Зтек.рем. + Зар + Зпом + Зпр, где

Зсни – затраты на содержание недвижимого имущества;

Зэс – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на эксплуатацию системы противопожарной сигнализации, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на эксплуатацию системы  противопожарной безопасности за два отчетных года;

Зтек.рем. – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на проведение текущего ремонта объекта недвижимого имущества, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на проведение технического ремонта объекта недвижимого имущества, не учтенные в составе нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) за два отчетных года;

Зар - планируемые на соответствующий финансовый год затраты на аренду недвижимого имущества (за исключением затрат, отнесенных к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственных услуг (выполнением работ)), определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на аренду недвижимого имущества за два отчетных года;

Зпом – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на содержание помещений и прилегающих территорий, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на содержание помещений и прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами, за два отчетных года;

Зпр - планируемые на соответствующий финансовый год затраты на прочие нужды для целей содержания недвижимого имущества, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на прочие нужды для целей содержания недвижимого имущества за два отчетных года.

18. Затраты на содержание особо ценного движимого имущества определяются  следующим образом:

(12) Зоцди = Зпо уч+Зтех.оцди + Змз + Зосаго + Зпр, где

Зоцди – затраты на содержание особо ценного движимого имущества;

Зпо уч – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на содержание программного обеспечения, используемого для учета особо ценного движимого имущества,  определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на содержание программного обеспечения,  за два отчетных года;

Зтех.оцди – планируемые на соответствующий финансовый год затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества, за два отчетных года;

Змз - планируемые на соответствующий финансовый год затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества,  определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с выполнением государственных работ, затрат на выполнение работ за два отчетных года;

Зосаго - планируемые на соответствующий финансовый год затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств за два отчетных года;

Зпр - планируемые на соответствующий финансовый год затраты на прочие нужды для целей содержания особо ценного движимого имущества, определяемые как среднее арифметическое значение проиндексированных фактических затрат на прочие нужды для целей содержания особо ценного движимого имущества за два отчетных года.

19. Распределение затрат на общехозяйственные нужды по государственным услугам (работам, направлениям деятельности) рассчитывается следующим образом:

(13) Nохнi = (Зохн * ОТп / SUM ОТп) / k, где

Nохнi – затраты на общехозяйственные нужды, относимые на единицу объема i-той государственной услуги (работы, осуществление направления деятельности в составе государственной работы);

Зохн – общая сумма затрат на общехозяйственные нужды;

ОТп – планируемые затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего государственную услугу (выполняющего работу, осуществляющего направление деятельности в составе государственной услуги (работы)), определяемые в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка;

k – объем (содержание) оказания  государственной  услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности в составе государственной услуги  (работы)), определяемый как среднее арифметическое значение объема (содержания)  оказания государственной  услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности в составе государственной услуги  (работы)) за два отчетных года.

Глава 4. Определение нормативных затрат на содержание имущества областного государственного бюджетного учреждения

20. Нормативные затраты на содержание имущества  государственного  учреждения  рассчитываются  по следующей формуле:

(14) Ри = Рни + Рнал, где

Ри - нормативные затраты на содержание имущества  государственного  учреждения;

Рни - нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением, а также недвижимого имущества, находящегося у  государственного   учреждения на основе договоров аренды или безвозмездного пользования (далее – затраты на содержание недвижимого имущества  государственного  учреждения);

Рнал - уплата налога на имущество и земельного налога.

21. Нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества рассчитываются с учетом затрат и рассчитывается по следующей формуле:

(15) Рни = No + Nэ + Nнал, где

Nо – нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

Nэ – нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

Nнал – затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за  государственным учреждением или приобретенное  государственным  учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки. 

22. Нормативные затраты на потребление тепловой энергии   определяются исходя из тарифов на тепловую энергию и объемов потребления тепловой энергии по следующей формуле:

(16) No = Ттеп.э х Vтеп.э х 0,5

Ттеп.э – тариф на потребление тепловой  энергии,  установленный на соответствующий год;

Vтеп.э – объем потребления тепловой энергии (Гкал) в соответствующем году, определенный с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности;

23. Нормативные затраты на потребление электрической энергии  определяются исходя из тарифов на электрическую энергию и объемов потребления электрической энергии по следующей формуле:

(17) NЭ = ТЭ* VЭ * 0,1, где

Nэ  –  нормативные затраты на электроснабжение;

Тэ – тариф на электрическую энергию, установленный на соответствующий год (руб/кВт/ч);

Vэ – объем потребления электрической энергии (кВт/ч) в соответствующем финансовом году с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности.

Заместитель руководителя

администрации Усть-Ордынского

Бурятского округа

А.Г.Калашников

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Областная № 57 (932) от 30.05.2012 с.5
Рубрики правового классификатора: 130.030.070 Правовое регулирование отдельных направлений культурной деятельности, 130.030.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать