Основная информация

Дата опубликования: 09 декабря 2014г.
Номер документа: RU37000201401083
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ивановская область
Принявший орган: Департамент строительства и архитектуры Ивановской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

1

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.10.2014 № 122 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОТБОРА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАСТРОЙЩИКОВ, ПРОЕКТОВ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ» В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

09.12.2014                                           г. Иваново                                            № 159

В целях приведения порядка отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствие с действующим федеральным законодательством,

ПРИКАЗЫВАЮ:

Внести в приказ Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 08.10.2014 № 122 «Об утверждении порядка отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» изменение, изложив приложение к приказу в новой редакции (прилагается).

Опубликовать настоящий приказ в официальных изданиях, определенных статьей 2 Закона Ивановской области от 23.11.1994 № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной  официальной информации.».

Обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Департамента строительства и архитектуры Ивановской области в сети «Интернет»

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Департамента                                                                      С.Ю. Рощин

Приложение

к Приказу Департамента

строительства и архитектуры

Ивановской области

от _______________2014 № ____

ПОРЯДОК ОТБОРА

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАСТРОЙЩИКОВ, ПРОЕКТОВ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ» В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Общие положения

1. Порядок отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Порядок) разработан в целях реализации на территории Ивановской области программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Программа).

2. Отбор земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства в целях реализации Программы (далее – Отбор) осуществляется комиссией по проведению отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», созданной приказом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (далее – Комиссия).

3. Департамент строительства и архитектуры Ивановской области выступает в качестве организатора проведения Отбора (далее – Организатор отбора).

4. В целях обеспечения организации и проведения Отбора Организатор отбора осуществляет:

а) размещение информации и документов, связанных с проведением Отбора на официальном сайте Организатора отбора в сети Интернет www.dsa.ivanovoobl.ru (далее – сайт);

б) ведение переписки с застройщиками, изъявившими желание участвовать в Отборе (далее – Застройщик), а также заинтересованными органами государственной власти Ивановской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (далее – заинтересованные органы) в связи с проведением отбора земельных участков;

в) прием, учет и хранение поступивших от Застройщиков заявок на участие в Отборе (далее – Заявка), документов и информации в связи с проведением Отбора;

г) прием, учет и хранение предложений по земельным участкам для реализации Программы, поступивших от заинтересованных органов в связи с проведением Отбора земельных участков (далее – Предложения);

д) передача:

- Заявок, в том числе документов и информации, на комиссию по принятию Заявок к Отбору или об отказе в принятии Заявок к Отбору;

- Предложений, в том числе документов и информации, на комиссию по принятию Предложений к Отбору земельных участков или об отказе в принятии к Отбору земельных участков;

е) доведение до сведения Застройщиков, заинтересованных органов результатов Отборов, в том числе путем их размещения на сайте;

ж) иные функции, необходимые для надлежащего проведения Отборов в соответствии с настоящим Порядком.

Критерии отбора земельных участков, застройщиков, проектов

2.1. Критерии отбора земельных участков

5. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и отвечает одному из следующих требований:

а) земельный участок принадлежит Застройщику на праве собственности или на праве аренды, при этом:

для строительства многоквартирных домов на указанном земельном участке не привлечены средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

указанный земельный участок или право по договору аренды такого земельного участка не находится в залоге, за исключением залога в обеспечение кредита, предоставленного в целях реализации представленного на Отбор проекта жилищного строительства на таком земельном участке;

в отношении указанного земельного участка или прав по договору аренды такого земельного участка не принято решение (определение, постановление) о наложении ареста или запрета совершать определенные действия либо об избрании в качестве меры пресечения залога такого земельного участка или прав по договору аренды такого земельного участка;

б) земельный участок не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, не обременен правами третьих лиц и находится в муниципальной собственности либо государственная собственность на такой земельный участок не разграничена.

6. Земельный участок расположен:

а) в границах населенного пункта или на территории городского округа, городского поселения, сельского поселения Ивановской области (далее - муниципальное образование) и за границами населенного пункта в пределах хотя бы одного из следующих значений:

15 километров от границы населенного пункта с численностью населения от 100 тыс. человек до 1 млн человек;

5 километров от границы населенного пункта с численностью населения до 100 тыс. человек;

б) на территории муниципального образования, органами местного самоуправления которого утвержден генеральный план и правила землепользования и застройки, при этом:

на указанный земельный участок распространяются требования генерального плана и правил землепользования и застройки, за исключением земельных участков, включенных в границы населенного пункта в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

градостроительный регламент предусматривает жилищное строительство или жилищное строительство и иное строительство на указанном земельном участке, за исключением земельных участков, включенных в границы населенного пункта и вид разрешенного использования которых установлен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

в) на территории муниципального образования, органами местного самоуправления которого утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, а при их отсутствии - расчетные показатели обеспечения территории, на которой расположен земельный участок, объектами социального и коммунально-бытового назначения, а также объектами инженерно-технического обеспечения;

г) на территории муниципального образования в границах Ивановской области, утверждены схема и программа перспективного развития электроэнергетики Ивановской области, а также схема газоснабжения Ивановской области (при необходимости обеспечения объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, газоснабжением);

д) в границах муниципального образования, эксплуатацию объектов инженерно-технического обеспечения и поставку (передачу) коммунальных ресурсов (услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения (при необходимости обеспечения объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, газоснабжением) в которых осуществляют ресурсоснабжающие организации, имеющие утвержденные инвестиционные программы.

7. Объем жилых помещений (в том числе жилья экономического класса), которые будут построены на земельном участке в соответствии с установленным градостроительным регламентом, а при наличии проекта планировки территории или проектной документации объектов капитального строительства - в соответствии с таким проектом или такой документацией, соответствует объему спроса на жилые помещения, оцененному в соответствии с утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методическими рекомендациями по оценке потенциального объема спроса на жилые помещения в рамках реализации Программы.

8. В соответствии с установленным градостроительным регламентом, а при наличии проекта планировки территории или проектной документации - в соответствии с таким проектом или такой документацией в отношении земельного участка, предусмотренного подпунктом «а» пункта 5 настоящего Порядка, определены технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, которые будут построены на указанном земельном участке, к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение) к таким сетям, а в отношении земельного участка, предусмотренного подпунктом «б» пункта 5 настоящего Порядка, определены мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, которые будут построены на указанном земельном участке, к сетям инженерно-технического обеспечения и примерные затраты на проведение таких мероприятий при условии выбора решения по обеспечению объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением, электроснабжением и газоснабжением (при необходимости обеспечения газоснабжением), которое предусматривает минимальную величину общего объема затрат на подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства и определение источников финансирования таких затрат в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации из числа следующих:

а) средства, предусмотренные инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций (с учетом таких затрат при определении регулируемых тарифов таких организаций). При этом изменения, вносимые в инвестиционные программы в целях финансирования таких затрат, не должны приводить к изменению ранее выданных технических условий на подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;

б) средства Застройщика, реализующего проект жилищного строительства на указанном земельном участке (в том числе от продажи построенных в рамках проекта жилищного строительства жилых помещений, не относящихся к жилью экономического класса, иных объектов капитального строительства), в случае строительства (реконструкции) Застройщиком объектов инженерно-технического обеспечения и (или) внесения Застройщиком платы за подключение (технологическое присоединение) к таким сетям инженерно-технического обеспечения;

в) средства от продажи (с учетом соблюдения сроков ввода в эксплуатацию жилья экономического класса) объектов инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, специализированным обществам проектного финансирования организацией, осуществившей за счет собственных и (или) привлеченных средств строительство таких объектов. Условия выкупа объекта инженерно-технического обеспечения фиксируются в заключаемом до начала строительства соглашении, в котором ресурсоснабжающая организация, специализированное общество проектного финансирования и открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» или открытое акционерное общество «Агентство финансирования жилищного строительства» устанавливают условия выпуска и выкупа облигаций с залоговым обеспечением и уступки (залога) прав требований по договорам поставки коммунальных ресурсов и предоставления коммунальных услуг с использованием выкупаемого объекта. Выкупная цена каждого объекта инженерно-технического обеспечения будет рассчитана по установленной в соглашении формуле, учитывающей плановый период выхода объекта инженерно-технического обеспечения на проектную мощность, отношение расходов и доходов ресурсоснабжающей организации, а также согласованный размер платежа за аренду или лизинг объекта инженерно-технического обеспечения. Расходы на аренду или лизинг этого объекта должны быть учтены при установлении тарифов ресурсоснабжающих организаций. При этом сумма выкупных цен всех объектов инженерно-технического обеспечения в сферах электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения для обеспечения указанного земельного участка не может быть более 4 тыс. рублей в расчете на 1 кв. метр общей площади подлежащего строительству (построенного) на таком земельном участке жилья экономического класса. Затраты и (или) проценты по кредитам (займам) на строительство объектов инженерно-технического обеспечения, превышающие указанную величину, и (или) затраты, понесенные в связи с реконструкцией существующих объектов инженерно-технического обеспечения, должны покрываться за счет средств иных источников финансирования;

г) средства ресурсоснабжающих организаций, получаемые от оплаты по договорам поставки коммунальных ресурсов и предоставления коммунальных услуг в соответствии с тарифами, установленными для потребителей коммунальных ресурсов и услуг в созданных на указанном земельном участке объектах жилищного строительства и иных объектах, в том числе при условии выкупа в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта объектов инженерно-технического обеспечения, с использованием которых осуществляется поставка таких ресурсов и предоставление таких услуг, если установленные тарифы не приведут к повышению расходов потребителей более величины, установленной порядком отбора земельных участков, застройщиков, проектов;

д) средства других внебюджетных источников;

е) средства бюджета Ивановской области и (или) бюджета муниципального образования, на территориях которых расположен указанный земельный участок.

9. При проведении отбора земельных участков преимущества имеют:

а) земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, в отношении которой утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

б) земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, в отношении которой утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

в) земельные участки, в отношении которых предусматривается в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка наименьший объем затрат на обеспечение подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья и определены источники финансирования таких затрат, указанные в порядке убывания преимущества в подпунктах «а» - «е» пункта 8 настоящего Порядка.

2.2. Критерии отбора застройщиков

10. Принятие Застройщиком обязательства ввести в эксплуатацию до 01.07.2017 объекты жилищного строительства, общая площадь жилья экономического класса в которых составляет не менее 10 тыс. кв. метров.

11. Принятие Застройщиком обязательства заключить в период строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов в отношении объектов долевого строительства, относящихся к жилью экономического класса, или заключить в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома или жилого дома, в котором расположены жилые помещения, относящиеся к жилью экономического класса, договоры купли-продажи в отношении таких жилых помещений с гражданами - участниками Программы, государственные (муниципальные) контракты на приобретение жилья экономического класса с органами государственной власти, органами местного самоуправления по цене, не превышающей установленную максимальную цену такого жилья.

Цена указанных договоров и государственных (муниципальных) контрактов в отношении жилья экономического класса для Застройщика, реализующего проект жилищного строительства на земельном участке, предусмотренном подпунктом «а» пункта 5 настоящего Порядка, определяется по представленным в целях Отбора Застройщиком:

- предложению о такой цене;

- отчету оценщика об оценке рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади этого жилья.

Цена указанных договоров и государственных (муниципальных) контрактов в отношении жилья экономического класса для Застройщика, реализующего проект жилищного строительства на земельном участке, указанном в подпункте «б» пункта 5 настоящего Порядка, определяется по итогам аукциона, предусматривающего предоставление такого земельного участка для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Принятие Застройщиком обязательства по предоставлению обеспечения выполнения его обязательств, указанных в пунктах 10 и 11 настоящего Порядка.

13. Наличие у Застройщика или учредителей организации, выступающей застройщиком, опыта работы в качестве застройщика не менее чем 2 года, подтверждаемого в целях Отбора выданными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности разрешениями на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или жилого дома. При этом совокупный объем ввода в эксплуатацию многоквартирных домов или жилых домов за последние 2 года, предшествующие дате Отбора, составляет не менее 10 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений.

14. Наличие у Застройщика или технического заказчика, если Застройщик не выполняет функции технического заказчика самостоятельно, полученного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности допуска к работам по организации строительства (реконструкции) многоквартирных домов или жилых домов, которые оказывают влияние на безопасность таких объектов капитального строительства.

15. Непроведение ликвидации Застройщика - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о введении или продлении срока внешнего управления в отношении Застройщика, о признании Застройщика - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства на день подачи документов на Отбор.

16. Неприостановление деятельности Застройщика в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи документов на Отбор.

17. Соблюдение Застройщиком нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика».

18. Отсутствие в реестрах недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также в реестре недобросовестных застройщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», сведений о Застройщике в части исполнения им обязательств, предусмотренных договорами или контрактами, предметом которых являются выполнение работ (предоставление услуг) Застройщиком по строительству, реконструкции многоквартирных домов или жилых домов, организации строительства, реконструкции таких домов или приобретение построенных Застройщиком жилых помещений, сведений о его учредителях, председателе коллегиального исполнительного органа или лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, Застройщика, являющегося юридическим лицом.

19. В случае если Застройщиком является лицо, выступающее стороной договора простого товарищества, критерии, предусмотренные пунктами 13 - 18 настоящего Порядка, применяются в следующей очередности:

а) критерии, предусмотренные пунктами 13 и 14 настоящего Порядка, применяются в совокупности в отношении лиц, являющихся сторонами договора простого товарищества. При этом каждое лицо, являющееся стороной такого договора, обязано удовлетворять хотя бы одному из указанных критериев в полном объеме;

б) критерии, предусмотренные пунктами 15 - 18 настоящего Порядка, применяются в отношении каждого лица, являющегося стороной договора простого товарищества.

20. При проведении отбора Застройщиков преимущества имеют:

а) Застройщики, предложившие наименьшую цену продажи 1 кв. метра жилья экономического класса;

б) Застройщики, предложившие наибольший объем ввода жилья экономического класса до 01.07.2017 и (или) наибольшую долю ввода жилья экономического класса в общей площади введенных в эксплуатацию до 01.07.2017 многоквартирных домов или жилых домов в рамках проектов жилищного строительства;

в) Застройщики, предложившие наибольший размер обеспечения выполнения обязательств в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.

2.3. Критерии отбора проектов

21. Проект, под которым в настоящем Порядке понимается совокупность мероприятий, направленных на строительство на земельном участке или земельных участках, которые будут образованы из такого земельного участка, многоквартирных домов и (или) жилых домов, а также иных объектов капитального строительства (далее – Проект), соответствует требованиям генерального плана и правил землепользования и застройки в отношении территории, в границах которой расположен указанный земельный участок, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

22. Проект соответствует региональным и (или) местным нормативам градостроительного проектирования, а при их отсутствии - утвержденным расчетным показателям обеспечения территории застройки объектами социального и коммунально-бытового назначения, а также объектами инженерно-технического обеспечения.

23. Доля площади нежилых зданий и нежилых помещений в жилых зданиях, которые планируется построить в рамках Проекта (за исключением зданий социального и коммунально-бытового назначения, зданий, относящихся к объектам инженерно-технического обеспечения, а также помещений общего пользования, социального и коммунально-бытового назначения в многоквартирных домах), в площади всех жилых и нежилых зданий, которые планируется построить в рамках Проекта, не может составлять более ¼ доли.

24. Применение при строительстве в рамках Проекта экологически чистых, энергоэффективных материалов и технологий в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

25. Обеспечение при проектировании и строительстве в рамках Проекта доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

26. При проведении отбора Проектов преимущества имеют:

а) Проекты, обеспечивающие наименьшую стоимость предоставления всех коммунальных услуг в расчете на 1 кв. метр общей площади построенного в рамках Проекта жилья экономического класса в первый год после ввода в эксплуатацию многоквартирных домов и (или) жилых домов, в которых расположено такое жилье;

б) Проекты, не предусматривающие или предусматривающие наименьший размер обязательств третьих лиц по выкупу у Застройщика жилья экономического класса, которое будет построено в рамках Проекта и не будет приобретено гражданами - участниками программы, органами государственной власти или органами местного самоуправления на условиях и в сроки, которые указаны в пункте 11 настоящего Порядка (в случае предоставления таких обязательств третьими лицами);

в) Проекты, имеющие лучшие показатели экологической чистоты и энергоэффективности применяемых при строительстве жилья экономического класса материалов и технологий по сравнению с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации;

г) Проекты, получившие наилучшие оценки градостроительных и архитектурно-строительных решений индустриального домостроения в сегменте жилья экономического класса энергоэффективных, экологически безопасных и комфортных жилых помещений с возможностью доступа к телекоммуникационным и информационным услугам, в том числе проекты малоэтажной (многоквартирные дома не более 3 этажей, коттеджная застройка, блокированная застройка) или смешанной застройки;

д) Проекты, при реализации которых используется переданная Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд) проектная документация малоэтажных многоквартирных домов экономического класса и малоэтажных жилых домов экономического класса либо право ее использования.

Применение критериев отбора земельных участков,

застройщиков, проектов

27. При отборе земельных участков, которые на день Отбора находятся в собственности или в аренде у Застройщиков, таких Застройщиков и реализуемых ими Проектов применяются критерии, установленные подпунктом «а» пункта 5 и пунктами 6 - 26 настоящего Порядка.

28. При отборе земельных участков, предусмотренных подпунктом «б» пункта 5 настоящего Порядка, помимо критерия, установленного указанным подпунктом, применяются также критерии, установленные пунктами 6 - 9 настоящего Порядка.

29. В случае если окончание реализации Проекта на земельном участке предусмотрено после 01.07.2017, указанный земельный участок и Проект при их отборе оцениваются на соответствие критериям, установленным пунктом 27 или 28 настоящего Порядка, до конца периода реализации такого Проекта.

30. По итогам отбора земельных участков, которые на день Отбора находятся в частной собственности или в аренде у Застройщиков, таких Застройщиков и реализуемых ими Проектов, Организатор отбора и Застройщик, прошедший Отбор, в течение десяти рабочих дней, заключают договор, содержащий обязательства Застройщика в соответствии с пунктами 10 – 12 настоящего Порядка, обязательства Организатора отбора по обеспечению выполнения условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, а также параметры земельного участка в соответствии с подразделом 2.1. раздела 2 настоящего Порядка и параметры Проекта в соответствии с подразделом 2.3 раздела 2 настоящего Порядка.

31. По итогам отбора земельных участков, предусмотренных подпунктом «б» пункта 5 настоящего Порядка, органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области предоставляют такие земельные участки в целях реализации Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Застройщики, реализующие в рамках Программы Проекты на указанных земельных участках, а также сами Проекты должны соответствовать критериям, установленным соответственно пунктами 10 - 19 и 21 - 25 настоящего Порядка.

32. В случае предоставления Фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков для строительства жилья экономического класса в рамках Программы (включая земельные участки, предоставленные Фондом для строительства жилья экономического класса до начала реализации Программы), такие земельные участки, Застройщики и Проекты должны отвечать критериям, установленным соответственно пунктами 6 - 8, 10 - 19 и 21 - 25 настоящего Порядка.

Соответствие указанных земельных участков критерию, установленному пунктом 7 настоящего Порядка, подтверждается в ходатайствах органов государственной власти Ивановской области, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

К земельным участкам, предоставляемым Фондом, применяется критерий, установленный пунктом 8 настоящего Порядка в отношении земельных участков, предусмотренных подпунктом «б» пункта 5 настоящего Порядка.

Значение критерия, установленного пунктом 23 настоящего Порядка, в отношении Проектов на предоставляемых Фондом земельных участках устанавливается в указанных ходатайствах органов государственной власти Ивановской области.

Соответствие Застройщиков, реализующих Проекты на предоставляемых Фондом земельных участках, критерию, установленному пунктом 11 настоящего Порядка, определяется по итогам аукционов в целях предоставления земельных участков для строительства жилья экономического класса в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

4. Порядок проведения отбора земельных участков, которые на день отбора находятся в собственности или в аренде у Застройщиков, а также таких Застройщиков и реализуемых ими Проектов

33. Организатор отбора утверждает график планируемых сроков проведения Отбора (Отборов) и размещает такой график и изменения такого графика на сайте не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня утверждения графика или изменений в такой график.

Сообщение о проведении Отбора размещается Организатором отбора не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней до дня завершения приема Заявок на Отбор на сайте и содержит:

а) настоящий Порядок;

б) извещение о проведении Отбора в соответствии с Приложением 1 к настоящему Порядку.

34. В случае изменения сроков проведения Отбора, Организатор отбора в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия такого решения размещает на сайте сообщение о произошедших изменениях, содержащее измененное извещение, указанное в подпункте «в» пункта 33 настоящего Порядка.

35. Для участия в Отборе Застройщик направляет Организатору отбора Заявку, оформленную на бланке Застройщика в соответствии с Приложением 2 к настоящему Порядку.

36. К Заявке прилагается анкета проекта, оформленная в соответствии с Приложением 3 к настоящему Порядку, а также следующие документы и информация:

а) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что земельный участок принадлежит Застройщику на праве собственности или на праве аренды;

б) выписка из государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка);

в) выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) информация, содержащая сведения согласно подпункта «а» пункта 5 и пункта 6 настоящего Порядка;

д) результаты проведенной оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья экономического класса;

е) гарантийное письмо, подтверждающее принятие Застройщиком обязательств, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящего Порядка, а также информацию по обеспечению выполнения обязательств согласно пункту 12 настоящего Порядка, в случае признания его прошедшим Отбор;

ж) копии документов и информация, подтверждающая соответствие Застройщика критериям, предусмотренным пунктами 13 - 18 настоящего Порядка;

з) сведения о наличии в Проекте условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации;

и) копии документов и информация, подтверждающая соответствие Проекта критериям, предусмотренным пунктами 21 - 24 настоящего Порядка;

к) информация по обеспечению объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением, электроснабжением и газоснабжением (при необходимости обеспечения газоснабжением), которая предусматривает сведения об объеме затрат на подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства и источники финансирования таких затрат.

37. Копии документов, указанные в пункте 36 настоящего Порядка, заверяются Застройщиком.

38. Застройщик, которому необходимы разъяснения по содержанию и требованиям, установленным настоящим Порядком, к оформлению и предоставлению в связи с проведением Отбора документов, может обратиться с соответствующим письменным запросом к Организатору отбора по адресу, указанному в извещении о проведении Отбора.

Запрос также может быть дополнительно направлен по факсу либо по электронной почте, указанным в извещении о проведении Отбора.

39. Организатор отбора в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения запроса направляет ответ на запрос.

40. Заявка представляется в одном экземпляре и оформляется в следующем порядке:

а) Заявка, в том числе документы и информация, указанные в пункте 36 настоящего Порядка, формируются в папку, со списком документов, содержащихся в папке и с указанием номера страницы, на которой находится соответствующий документ;

б) на 1-й странице папки указываются:

слова: «На отбор земельных участков, которые на день отбора находятся в собственности или в аренде у застройщиков, а также таких застройщиков и реализуемых ими проектов для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

наименование Застройщика;

в) документы, содержащиеся в папке должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью организации.

41. Датой получения Заявки, в том числе документов и информации, считается дата, проставленная Организатором отбора при их получении.

42. Застройщик может внести изменения в Заявку, в том числе в документы и информацию, при условии предоставления Организатору отбора письма, оформленного в свободной форме, до истечения установленного срока подачи Заявок.

43. Застройщик вправе в любой момент проведения Отбора до подписания итогового протокола Комиссией отозвать Заявку, в том числе документы и информацию, направив Организатору отбора письмо, оформленное в свободной форме.

44. Заявка, в том числе документы и информация, считается отозванной со дня получения Организатором отбора письма, предусмотренного пунктом 43 настоящего Порядка.

45. Заявка, в том числе документы и информация, представленные на Отбор, не отозванная в срок, установленный пунктом 43 настоящего Порядка, Застройщику не возвращается.

46. Застройщик несет все расходы, связанные с подготовкой и предоставлением Заявки, в том числе документов и информации.

47. В случае получения Организатором отбора Заявки, в том числе документов и информации, по истечении установленного в извещении о проведении Отбора срока, данная Заявка, в том числе документы и информация, комиссией по принятию Заявок к Отбору или об отказе в принятии Заявок к Отбору (далее – Комиссия по принятию Заявок к Отбору) не рассматривается и не передается для оценки в Комиссию.

48. Состав Комиссии по принятию Заявок к Отбору и положение о ней утверждаются приказом Организатора отбора.

49. Комиссия по принятию Заявок к Отбору не позднее пяти рабочих дней со дня завершения приема Заявок, в том числе документов и информации, рассматривает Заявки, в том числе документы и информацию, на предмет их соответствия критериям, установленным пунктами 35-37, 40 настоящего Порядка, наличия ошибок, а также проверяет правильность оформления Заявок, в том числе документов и информации, в целом.

50. При выявлении Организатором отбора в Заявке, в том числе документах и информации, технических ошибок или неточностей, устранение которых не приведет к изменению сущности Заявки, в том числе документов и информации, Организатор отбора предлагает Застройщику представить уточнения в течение четырех рабочих дней со дня завершения приема Заявок.

51. В случае если уточнения в установленный пунктом 50 настоящего Порядка срок не представлены, Заявка, в том числе документы и информация, признается не соответствующей требованиям Отбора и не подлежит передаче в Комиссию для оценки.

52. Заявка, в том числе документы и информация, не соответствующая критериям, установленным пунктами 5-26, 35-37, 40 настоящего Порядка, признается не соответствующей требованиям Отбора и не подлежит передаче в Комиссию для оценки.

53. Заявка, в том числе документы и информация, соответствующая критериям, установленным пунктами 35-37, 40 настоящего Порядка, признается соответствующей требованиям Отбора и подлежит передаче в Комиссию для оценки.

54. По результатам рассмотрения Комиссией по принятию Заявок к Отбору Заявок, в том числе документов и информации, составляется протокол о принятии Заявок к Отбору или об отказе в принятии Заявок к Отбору.

Указанный протокол размещается на сайте не позднее дня, следующего за днем составления протокола.

Принятые к Отбору Заявки, в том числе документы и информация, передаются Организатором отбора в Комиссию для оценки.

55. В ходе проведения работы по изучению принятых к Отбору Заявок, в том числе документов и информации, Организатором отбора у Застройщика могут быть запрошены необходимые разъяснения и пояснения по представленным документам и информации.

Организатор отбора в целях изучения принятых к Отбору Заявок ведет переписку с исполнительными органами государственной власти Ивановской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области и иными организациями, которые располагают необходимыми сведениями и информацией.

56. Оценка Заявок, в том числе документов и информации, осуществляется Комиссией на основании методики начисления баллов, представленной в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Показатели соответствия

критериям Отбора

Методика присвоения балльных оценок

1

2

3

1. Критерии оценки земельных участков

1.1

Земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Ивановской области, в отношении которой утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

утверждены – 1 балл;

отсутствуют – 0 баллов

1.2

Земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Ивановской области, в отношении которой утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

утверждена – 1 балл;

отсутствует – 0 баллов

2. Критерии оценки застройщиков

2.1

Застройщики, предложившие наименьшую цену продажи 1 кв. метра жилья экономического класса

от 25 000,0 руб. до 29 000,0 руб. – 5 баллов;

от 29 001,0 руб. до 29 500,0 руб. – 3 балла;

от 29 501,0 руб. до 30 000,0 руб. – 1 балл

2.2

Застройщики, предложившие наибольший объем ввода жилья экономического класса в рамках реализации программы

от 25 000,0 кв. м до 30 000,0 кв. м – 1 балл;

от 30 001,0 кв. м до 50 000,0 кв. м – 2 балла;

свыше 50 000,0 кв. м – 4 балла

3. Критерии оценки проектов

3.1

Проекты, не предусматривающие или предусматривающие наименьший размер обязательств третьих лиц по выкупу у Застройщика жилья экономического класса, которое будет построено в рамках проекта и не будет приобретено гражданами - участниками программы, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области на условиях и в сроки, которые указаны в пункте 11 настоящего Порядка (в случае предоставления таких обязательств третьими лицами)

обязательства третьих лиц по выкупу жилья не предусмотрены – 4 балла;

обязательства третьих лиц по выкупу жилья предусмотрены – 0 баллов

3.2

Проекты, получившие наилучшие оценки градостроительных и архитектурно-строительных решений индустриального домостроения в сегменте жилья экономического класса энергоэффективных, экологически безопасных и комфортных жилых помещений с возможностью доступа к телекоммуникационным и информационным услугам, в том числе проекты малоэтажной (многоквартирные дома не более 3 этажей, коттеджная застройка, блокированная застройка) или смешанной застройки

при наличие подтверждающих документов – 4 балла;

при отсутствии подтверждающих документов – 0 баллов

57. По итогам оценки Заявок, в том числе документов и информации Комиссия формирует список Застройщиков по рейтингу, начиная с большего значения сводной оценки Заявки, в том числе документов и информации.

58. В случае если несколько Заявок, в том числе документов и информации, получили одинаковое количество баллов, меньший порядковый номер присваивается Заявке, в том числе документам и информации которая подана на Отбор ранее других.

59. Информация относительно изучения, рассмотрения, оценки и сопоставления Заявок, в том числе документов и информации, не подлежит разглашению до официального объявления результатов Отбора.

60. Протокол Комиссии о результатах Отбора не позднее, чем в пятидневный срок после его подписания публикуется на сайте.

61. На основании протокола Комиссии о результатах Отбора, Организатор отбора издает приказ о Застройщиках, прошедших Отбор, и в десятидневный срок после опубликования такого приказа направляет предложение данным Застройщикам о подписании договора, предусмотренного пунктом 30 настоящего Порядка.

62. Любой участник Отбора вправе обжаловать действия (бездействия) Организатора отбора в судебном порядке.

Порядок проведения отбора земельных участков, не предоставленных в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, не обременённых правами третьих лиц и находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена

63. Организатор отбора утверждает график планируемых сроков проведения Отбора земельных участков (Отборов земельных участков) и размещает такой график и изменения такого графика на сайте не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня утверждения графика или изменений в такой график.

Сообщение о проведении Отбора земельных участков размещается Организатором отбора не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней до дня завершения приема Предложений на Отбор земельных участков на сайте и содержит:

а) настоящий Порядок;

б) извещение о проведении Отбора земельных участков в соответствии с Приложением 4 к настоящему Порядку.

64. В случае изменения сроков проведения Отбора, Организатор отбора в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия такого решения с целью доведения информации до заинтересованных органов размещает на сайте сообщение о произошедших изменениях, содержащее измененное извещение, указанное в подпункте «в» пункта 63 настоящего Порядка.

65. Для участия в Отборе земельных участков заинтересованный орган направляет Организатору отбора Предложение, оформленное на бланке заинтересованного органа в соответствии с Приложением 5 к настоящему Порядку.

66. К Предложению прилагаются документы и информация, содержащая:

а) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что земельный участок не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, не обременён правами третьих лиц и находится в муниципальной собственности либо государственная собственность на такой земельный участок не разграничена;

б) выписку из государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка);

в) выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) информацию, содержащую сведения согласно подпункта «б» пункта 5 и пункта 6 настоящего Порядка;

д) информацию по обеспечению объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением, электроснабжением и газоснабжением (при необходимости обеспечения газоснабжением), которая предусматривает сведения об объеме затрат на подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства и источники финансирования таких затрат.

67. Копии документов, указанные в пункте 66 настоящего Порядка, заверяются заинтересованным органом.

68. Заинтересованный орган, которому необходимы разъяснения по содержанию и требованиям, установленным настоящим Порядком, к оформлению и предоставлению в связи с проведением Отбора земельных участков документов, может обратиться с соответствующим письменным запросом к Организатору отбора по адресу, указанному в извещении о проведении Отбора земельных участков.

Запрос также может быть направлен по факсу либо по электронной почте, указанным в извещении о проведении Отбора земельных участков.

69. Организатор отбора в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения запроса направляет ответ на запрос.

70. Предложение, в том числе документы и информация, представляется в одном экземпляре и оформляется в следующем порядке:

а) Предложение, в том числе документы и информация, указанные в пункте 66 настоящего Порядка, формируются в папку, со списком документов, содержащихся в папке и с указанием номера страницы, на которой находится соответствующий документ;

б) на 1-й странице папки указываются:

слова: «На отбор земельных участков, не предоставленных в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, не обремененных правами третьих лиц и находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

наименование заинтересованного органа;

в) документы, содержащиеся в папке должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью заинтересованного органа.

71. Датой получения Предложения, в том числе документов и информации, считается дата, проставленная Организатором отбора при получении.

72. Заинтересованный орган может внести изменения в Предложение, в том числе документы и информацию, при условии представления Организатору отбора письма, оформленного в свободной форме, до истечения установленного срока подачи Предложений.

73. Заинтересованный орган вправе до подписания итогового протокола Комиссией отозвать Предложение, в том числе документы и информацию, направив Организатору отбора письмо, оформленное в свободной форме.

74. Предложение, в том числе документы и информация, считается отозванным со дня получения Организатором отбора письма, предусмотренного пунктом 73 настоящего Порядка.

75. В случае получения Организатором отбора Предложения, в том числе документов и информации, по истечении установленного в извещении о проведении Отбора земельных участков срока, данное Предложение, в том числе документы и информация, комиссией по принятию Предложений к Отбору земельных участков или об отказе в принятии Предложений к Отбору земельных участков (далее – Комиссия по принятию Предложений к Отбору земельных участков) не рассматривается и не передается для оценки в Комиссию.

76. Состав Комиссии по принятию Предложений к Отбору земельных участков и положение о ней утверждаются приказом Организатора отбора.

77. Комиссия по принятию Предложений к Отбору земельных участков не позднее пяти рабочих дней со дня завершения приема Предложений, в том числе документов и информации, рассматривает Предложения, в том числе документы и информацию, на предмет их соответствия критериям, установленным пунктами 65-67, 70 настоящего Порядка, наличия ошибок, а также проверяет правильность оформления Предложений, в том числе документов и информации, в целом.

78. При выявлении Организатором отбора в Предложении, в том числе в документах и информации, технических ошибок или неточностей, устранение которых не приведет к изменению сущности Предложения, в том числе документов и информации, Организатор отбора предлагает заинтересованному органу представить уточнения в течение четырех рабочих дней со дня завершения приема Предложений.

79. В случае если уточнения в установленный пунктом 78 настоящего Порядка срок не представлены, Предложение, в том числе документы и информация, признается не соответствующим требованиям Отбора земельных участков и не подлежит передаче в Комиссию для оценки.

80. Предложение, в том числе документы и информация, не соответствующее критериям, установленным пунктами 65-67,70 настоящего Порядка, признается не соответствующей требованиям Отбора земельных участков и не подлежит передаче в Комиссию для оценки.

81. Предложение, в том числе документы и информация, соответствующие требованиям, установленным пунктами 5-26, 65 - 67, 70 настоящего Порядка, признается соответствующим требованиям Отбора земельных участков и подлежит передаче в Комиссию для оценки.

82. По результатам рассмотрения Комиссией по принятию Предложений к Отбору земельных участков Предложений, в том числе документов и информации, составляется протокол о принятии Предложений к Отбору земельных участков или об отказе в принятии Предложений к Отбору земельных участков.

Указанный протокол размещается на сайте не позднее дня, следующего за днем составления протокола.

Принятые к Отбору земельных участков Предложения, в том числе документы и информация, передаются Организатором отбора в Комиссию для оценки.

83. В ходе проведения работы по изучению Предложений, в том числе документов и информации, Организатором отбора у заинтересованного органа могут быть запрошены необходимые разъяснения и пояснения по представленным документам и информации.

Организатор отбора в целях изучения Предложений, в том числе документов и информации ведет переписку с исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области и иными организациями, которые располагают необходимыми сведениями и информацией.

84. Оценка Предложений, в том числе документов и информации, осуществляется Комиссией на основании методики начисления баллов, представленной в таблице 2.

                                                     Таблица 2

№ п/п

Показатели соответствия

критериям Отбора земельных участков

Методика присвоения балльных оценок

1

2

3

1

Земельные участки расположены в границах населенного пункта или на территории городского округа, городского поселения, сельского поселения (далее - муниципальное образование)

да – 2 балла;

нет – 0 баллов

2

Земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, в отношении которого утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

утверждены – 1 балл;

отсутствуют – 0 баллов

3

Земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, в отношении которого утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

утверждена – 1 балл;

отсутствует – 0 баллов

85. По итогам оценки Предложений, в том числе документов и информации, Комиссия формирует список заинтересованных органов по рейтингу, начиная с большего значения сводной оценки Предложений, в том числе документов и информации.

86. В случае если несколько Предложений, в том числе документов и информации, получили одинаковое количество баллов, меньший порядковый номер присваивается Предложению, в том числе документам и информации, которое подано на Отбор земельных участков ранее других.

87. Информация относительно изучения, рассмотрения, оценки и сопоставления Предложений, в том числе документов и информации, не подлежит разглашению до официального объявления результатов Отбора земельных участков.

88. Протокол Комиссии о результатах Отбора земельных участков не позднее чем в пятидневный срок после его подписания публикуется на сайте.

На основании протокола Комиссии о результатах Отбора земельных участков, Организатор отбора издает приказ об органе местного самоуправления муниципального образования Ивановской области, признанном прошедшим Отбор земельных участков.

85. Любой участник Отбора земельных участков вправе обжаловать действия (бездействия) Организатора отбора в судебном порядке.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Ивановской области № 49(718) от 23.12.2014
Рубрики правового классификатора: 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 110.020.080 Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать