Основная информация

Дата опубликования: 09 января 2020г.
Номер документа: RU93000202001034
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

П Р И К А З

«09» января 2020 г.

№ 2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Во исполнение пункта 3.1 мероприятия 3 плана мероприятий («дорожной карты») внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Республике Крым, утвержденного распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.06.2019 № 744-р

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1.1. Примерное положение о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров (приложение 1).

1.2. Примерное положение о наставничестве (приложение 2).

1.3. Примерное положение о базовой кафедре (приложение 3).

2. Образовательным учреждениям при организации работы в рамках практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров руководствоваться документами, указанными в пункте 1 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на управление науки, среднего профессионального и высшего образования (Сергеева Н.В.).

Министр                                                                                                                                             В.В. Лаврик

Приложение 1
к приказу Министерства образования, науки и высшего образования Республики Крым
от 09.01.2020 г. № 2

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров

I. Общие положения

1.1. Положение о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров (наименование образовательной организации) (далее – Положение) разработано в целях:

- достижения сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей работодателей;

- развития социального партнерства и механизмов сетевого взаимодействия между (наименование образовательной организации) (далее – ОО) и организациями/предприятиями региона (далее – организации-партнеры);

- повышения качества подготовки конкурентоспособного выпускника в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и соответствующих профессиональных стандартов, а также на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Настоящее Положение определяет порядок подготовки кадров в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы реализации основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП, образовательная программа) в очной форме совместно в ОО и профильных организациях-партнерах, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ОПОП, с которыми заключены договоры о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров (прилагается).

1.3. Дуальное обучение – это форма реализации ОПОП с сетевым взаимодействием, построенная на условиях социального партнерства, максимально нацеленная на формирование новой модели профессиональной подготовки кадров в соответствии с реальными требованиями работодателей, основанная на взаимодействии ОО и организаций-партнеров.

1.4. Образовательная программа разрабатывается ОО, согласовывается с организациями-партнерами в соответствии с действующим законодательством и предусматривает:

освоение студентами общих и профессиональных компетенций по специальности (профессии) в соответствии с ФГОС и рабочими программами учебных дисциплин;

приобретение студентами практического опыта с учетом содержания дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с ФГОС;

возможность совмещения обучения в ОО и на базе организаций-партнеров согласно графику учебного процесса при условии обеспечения выполнения ФГОС.

1.5. Целью организации образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров является качественное освоение студентами общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС.

1.6. Ответственность за организацию и проведение дуального обучения студентов несет ОО.

II. Организация-партнер в практико-ориентированной (дуальной) системе подготовки кадров

2.1. Организация-партнер в своей деятельности в рамках практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров руководствуется настоящим Положением и договором о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров.

2.2.              Организацией-партнером может быть предприятие (или организация):

2.2.1. обладающее:

необходимыми кадровыми ресурсами;

оборудованием, необходимым для осуществления практического обучения и иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой;

2.2.2. заключившее

с ОО договор о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров;

2.2.3. готовое:

создавать и развивать институт наставничества на рабочем месте и развивать корпоративные стимулы для наставников (материальное, нематериальное вознаграждение);

формировать единую нормативно-правовую основу функционирования производственно-образовательной среды;

принимать участие в переподготовке педагогических работников ПОО, в том числе обеспечивать стажировку преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения ОО в установленном порядке;

осуществлять практическое обучение студентов и оказывать всестороннюю практическую помощь ОО в создании необходимых условий для формирования личностных качеств будущего специалиста;

участвовать в модернизации материально-технической базы ОО и оказывать помощь в обеспечении ОО методической литературой, участвовать в разработке рабочих программ учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, программ учебной и производственной практики студентов;

осуществлять меры поддержки студентов от предприятия: предоставлять на бесплатной основе студенту средства обучения, оборудование, специальную одежду (форму) по действующим нормативам, расходные материалы, необходимые для освоения программы практики, на период прохождения обучения и проведения промежуточной и итоговой аттестации.

2.3.  Организация-партнер имеет право:

осуществлять материальное стимулирование студентов при прохождении длительной производственной практики, за успехи в конкурсах профессионального мастерства и за работу по реализации проектов;

зачислять при наличии вакантных должностей практиканта в штат работников, по окончании обучения в ОО зачислять в штат на постоянной основе;

трудоустраивать выпускников, успешно завершившим образование в рамках практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров;

осуществлять доставку своим транспортом до места обучения;

организовывать питание студентов в период нахождения на предприятии;

принимать участие в педагогическом аудите качества теоретического обучения в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональными стандартами, контролировать максимальное использование на занятиях учебно-материальной базы мастерских, лабораторий, кабинетов;

совместно с ОО разрабатывать и осуществлять планы совместной работы по проведению конкурсов профессионального мастерства, профессиональных праздников, научно-практических конференций и других мероприятий, имеющих воспитательный характер и направленных на формирование компетентной, социально ответственной личности;

совместно с ОО принимать участие в профориентации молодежи, предоставляя актуальную информацию об организации-партнере; знакомить обучающихся образовательных организаций с основами востребованных профессий, перспективами трудоустройства; проводить на своей базе профориентационные экскурсии.

2.4. Руководитель организации-партнера несет ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда студентов ОО, соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности в период их обучения на своей базе.

III. Организация образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров

3.1. Организация образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров в организациях-партнерах регламентируется:

настоящим Положением;

образовательной программой, рабочим учебным планом по программе, соответствующими приказами;

договорами о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров между ОО и организациями-партнерами.

3.2. В договоре о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров указывается:

вид, уровень и (или) направленность ОПОП, реализуемой с использованием сетевой формы;

статус студентов, направляемых на дуальное образование в организации-партнеры, порядок организации академической мобильности студентов;

условия и порядок осуществления образовательной деятельности по программе дуального образования, в том числе распределение обязанностей между колледжем и организациями-партнерами, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей программы дуального образования;

выдаваемые документы об образовании и (или) о квалификации (в случае, если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности по результатам освоения модуля ОПОП предусмотрено освоение рабочей профессии);

срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

3.3. Для организации образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров:

3.3.1.  Образовательная организация:

разрабатывает и утверждает Положение о практико-ориентированной (дуальной) системе подготовки кадров (наименование образовательной организации);

обеспечивает информирование студентов о практико-ориентированной (дуальной) форме реализации образовательной программы;

организует заключение договоров о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров между ОО и организациями-партнерами, а также договоров об обучении в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров между студентами и организациями-партнерами;

издает приказы об организации образовательного процесса, о направлении студентов в организации-партнеры, закреплении за каждой группой обучающихся кураторов (мастеров производственного обучения или преподавателей);

несёт ответственность за получение студентами в полном объеме образования в соответствии с ФГОС и ОПОП, выдачу документа об образовании и (или) квалификации в случае успешной сдачи квалификационного экзамена студентами;

обеспечивает выполнение студентами указаний мастера производственного обучения, преподавателя, наставника, касающихся процесса обучения и производственной практики;

обеспечивает выполнение куратором (мастером производственного обучения, преподавателем) ФГОС, ОПОП, рабочих программ учебных дисциплин, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по заполнению журнала учета проводимых занятий, контролю за ведением дневника студентами, систематическому внесению данных об успеваемости студентов в групповой журнал и дневник производственной практики);

3.3.2.  ОО совместно с организациями-партнерами:

согласовывает образовательную программу, в том числе рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и учебно-методические комплексы к ним, включая программы практик на базе организаций-партнеров и оценочные средства;

организует и контролирует самостоятельную работу студентов;

согласовывает с организациями-партнерами сроки реализации образовательной программы и списочный состав студентов, направляемых на обучение;

организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студентов по ОПОП в соответствии с ФГОС и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

обеспечивает учет результатов освоения студентами видов профессиональной деятельности на предприятии;

3.3.3.  Организация-партнер:

заключает договор о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров с ОО в срок до 1 сентября текущего года;

согласовывает разработанные ОО ОПОП, в том числе рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и учебно-методические комплексы к ним, включая программы практик на базе организаций-партнеров и оценочные средства;

согласовывает сроки реализации образовательной программы и списочный состав студентов, направляемых на обучение;

принимает студентов на обучение в количестве и в сроки, согласованные с ОО;

издает приказ о зачислении студентов на производственное обучение и производственную практику с указанием специальностей/профессий, конкретных рабочих мест, видов выполняемых работ;

заключает со студентами договоры об обучении в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров;

знакомит студентов с правилами внутреннего распорядка и иными общеобязательными нормами и правилами;

закрепляет за студентами наставников из числа наиболее квалифицированных специалистов для обучения их практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению ОПОП;

предоставляет студентам рабочие места, соответствующие требованиям учебных программ и квалификационных характеристик, на время, отводимое учебным планом;

не допускает перевод студентов на работы, не предусмотренные программой производственной практики;

знакомит студентов с формами организации и стимулирования труда в рыночных экономических условиях, с новым оборудованием и технологиями, с передовыми методами труда, с возможностями трудоустройства;

обеспечивает студентов на период реализации ОПОП методической литературой, технической документацией, материалами, инструментами, приспособлениями, оборудованием, расходными материалами;

в соответствии с целями и задачами образовательной программы обеспечивает студентам доступ к практическим материалам и процессам за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну;

обеспечивает безопасные условия реализации ОПОП для студентов на своей базе, отвечающие санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности;

обеспечивает выполнение наставником ОПОП в части освоения программы производственной практики и обязанностей по организации участия студентов в производственном процессе, проведению инструктажа студентов;

совместно с ПОО организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студентов, освоенных им на предприятии в соответствии с ФГОС;

участвует в работе комиссии по присвоению студентам квалификации по рабочей профессии.

Приложение к примерному положению о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР

о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров

г.______________                                                                «___»_________20__г.

(Наименование образовательной организации), именуемое(ая) в дальнейшем Образовательная организация, в лице (должность, Ф.И.О. руководителя), действующая на основании Устава,

и (наименование предприятия), именуемое в дальнейшем Предприятие, в лице (должность, Ф.И.О. руководителя), действующего на основании _________________, именуемые в дальнейшем Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Стороны обязуются совместно организовывать и осуществлять образовательный процесс в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров в отношении студентов очной формы обучения _______ курса(ов) _______ группы(ах) по профессии/специальности _______________________.

1.2. Целью осуществления образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров является достижение сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке груда, а также развития социального партнерства и механизмов взаимодействия между Образовательной организацией и Предприятием.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Образовательная организация обязуется:

2.1.1. Согласовать с Предприятием основную профессиональную образовательную программу (далее – ОПОП), рабочий учебный план, сроки обучения и списочный состав студентов, направляемых на Предприятие.

2.1.2. Организовать заключение договоров об обучении в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров между студентами и Предприятием.

2.1.3. Обеспечить реализацию ОПОП, получение студентами в полном объеме образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), учебным планом; выдачу документа об уровне квалификации в случае успешной сдачи квалификационного экзамена студентами; соблюдение студентами действующих на Предприятии правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иных локальных актов, действующих на Предприятии, требований по использованию имущества Предприятия.

2.1.4. Контролировать выполнение куратором (мастером производственного обучения, преподавателем) ФГОС, ОПОП, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, должностной инструкции и обязанностей.

2.1.5. Совместно с Предприятием организовать процедуру оценки общих и профессиональных компетенций по профессии/специальности в соответствии с ФГОС и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей студентов, освоенных ими в процессе реализации ОПОП.

2.2.  Предприятие обязуется:

2.2.1. Согласовывать разработанные Образовательной организацией ОПОП, рабочий учебный план, сроки реализации ОПОП и списочный состав студентов, направляемых на Предприятие.

2.2.2. Принять студентов на обучение в количестве и в сроки, согласованные с Образовательной организацией.

2.2.3. Заключить со студентами договоры об обучении в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров.

2.2.4. Обеспечить реализацию ОПОП; получение студентами в полном объеме образования в соответствии с ФГОС, учебным планом.

2.2.5. Обеспечить безопасные условия реализации ОПОП для студентов на Предприятии, отвечающие санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.

2.2.6. Закрепить за группой обучающихся наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов для обучения практическим навыкам и приемам в работе по каждому направлению ОПОП.

2.2.7. Обеспечить студентов на период реализации ОПОП (доставкой на Предприятие, питанием, специальной одеждой (формой), средствами обучения и т.п.).

2.2.8. Обеспечить студентам доступ к практическим материалам и процессам, за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну.

2.2.9. Обеспечить выполнение наставником ОПОП, должностной инструкции и обязанностей, в том числе по организации участия студентов в производственном процессе, проведению инструктажа со студентами.

2.2.10. Совместно с Образовательной организацией организовать процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студентов, освоенных ими в процессе реализации ОПОП, в соответствии с ФГОС и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей.

2.2.11. Участвовать в работе комиссии по присвоению квалификации студентам по рабочей профессии.

3. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

3.1.              Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами.

3.2.              Договор действует в течение ____ лет с даты его подписания.

3.3. Дополнительные условия и изменения к договору рассматриваются Сторонами в десятидневный срок со дня подписания договора и оформляются дополнительными соглашениями.

3.4.              Дополнения к договору являются его неотъемлемой частью.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Стороны несут ответственность за невыполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если это явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

5. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

5.1. Вопросы, не урегулированные настоящим договором, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Споры и разногласия, возникающие в процессе выполнения условий настоящего договора, разрешаются по соглашению Сторон.

5.3. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

Реквизиты сторон:

Образовательная организация

Предприятие

Должность руководителя

Должность руководителя

Подпись, инициалы, фамилия руководителя

Подпись, инициалы, фамилия руководителя

___ ______________ 20____ г.

___ ______________ 20____ г.

МП

МП

Приложение 2

к приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.01.2020 г. № 2

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

Общие положения

1.1. Положение разработано в соответствии с

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 27.11.2015 № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;

- методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года № АК-2563/05);

- методическими рекомендациями по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (версия 2, Москва, 2016 год, Агентство стратегических инициатив, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральный институт развития образования).

1.2. Настоящее Положение определяет понятия, цель, задачи и порядок организации наставничества в организациях работодателей при реализации образовательных программ с использованием сетевых форм реализации.

1.3. Наставничество представляет собой непрерывный процесс передачи знаний, умений, навыков наиболее квалифицированными работниками организации работодателя обучающимся (практикантам) в период реализации программы дуального обучения.

1.4. Наставник – высококвалифицированный работник организации работодателя, проводящий в индивидуальном порядке работу с практикантом по их адаптации к производственной деятельности.

1.5. Практикант – обучающийся по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы реализации, в период пребывания в организации работодателя.

2. Цель и задачи наставничества

2.1. Цель наставничества – повышение качества профессиональной подготовки обучающихся, осваивающих образовательную программу с использованием сетевой формы реализации, через передачу наставником личного опыта.

2.2. Задачи наставничества:

2.2.1. Комплексное освоение практикантами всех видов профессиональной деятельности по получаемой профессии, специальности при оптимальном использовании времени и ресурсов.

2.2.2. Мобильная корректировка профессиональных навыков практикантов, передача им современных рациональных приемов выполнения трудовых функций.

2.2.3. Вовлечение практикантов в трудовой процесс организации работодателя с учетом его индивидуальных склонностей, повышение мотивации практикантов к установлению длительных трудовых отношений с организацией работодателя.

2.2.4. Адаптация практикантов в трудовом коллективе, освоение ими корпоративной культуры, принятие традиций и правил поведения организации работодателя.

2.2.5. Формирование у практикантов высоких нравственных принципов, ответственности, уважения к получаемой профессии, специальности, добросовестного отношения к труду.

3. Механизм реализации наставничества

3.1. На период пребывания обучающегося, осваивающего образовательную программу с использованием сетевой формы реализации, в организации работодателя за ним закрепляется наставник.

3.2. Подбор наставников организует работник организации работодателя, на которого возложено общее руководство образовательным процессом. Кандидатуры наставников выдвигаются руководителями структурных подразделений, в которых будут проходить практическое обучение практиканты, с участием кадровых служб, профсоюзным комитетом и комиссией по работе с молодыми специалистами (при наличии).

3.3. Наставники подбираются из наиболее квалифицированных работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о своем участке работы и работе организации в целом, поддерживающих ее стандарты и правила поведения, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

3.4. За каждым наставником закрепляется не более 3 практикантов.

3.5. Наставничество организуется на основании приказа руководителя организации работодателя. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и практиканта.

3.6. Организует работу наставников и контролирует их деятельность работник организации работодателя, на которого возложено общее руководство образовательным процессом, или другой работник, назначенный приказом руководителя.

4. Права и обязанности наставника

4.1. Наставник имеет право:

4.1.1. Требовать от практиканта выполнения производственных заданий, контролировать соблюдение им устава организации работодателя, правил внутреннего распорядка, санитарных, противопожарных правил, норм охраны труда и техники безопасности.

4.1.2. Требовать от руководства создание условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности закрепленного за ним практиканта.

4.1.3. С согласия руководителя структурного подразделения привлекать для обучения практиканта других работников организации.

4.1.4. Участвовать в обсуждении профессиональной карьеры практиканта.

4.2. Наставник обязан:

4.2.1. Ознакомить практиканта с целями и задачами деятельности организации, производственными и социально-бытовыми условиями структурного подразделения, правилами внутреннего трудового распорядка, основами корпоративной культуры.

4.2.2. Организовать прохождение практикантом инструктажей по охране труда и технике безопасности.

4.2.3. Проводить обучение, предусмотренное образовательной программой, и контролировать выполняемую практикантом работу, оказывать необходимую помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

4.2.4. Способствовать рациональной организации труда практиканта, эффективному использованию оборудования, материалов, инструментов, информации, технологических приемов.

4.2.5. Личным примером развивать положительные качества практиканта, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

4.2.6. Подводить итоги профессиональной адаптации практиканта, составлять предусмотренные образовательной программой документы о промежуточных результатах ее освоения.

4.3. Наставник несет персональную ответственность за качество обучения практиканта и за его действия в период наставничества, связанные с трудовой деятельностью в организации.

5. Права и обязанности практиканта

5.1. Практикант имеет право:

5.1.1. Обращаться за помощью к наставнику по любым вопросам, возникающим в период его пребывания в организации работодателя.

5.1.2. Вносить предложения по совершенствованию процесса прохождения практики в организации работодателя.

5.1.3. Участвовать в обсуждении промежуточных результатов освоения образовательной программы.

5.1.4. Выходить с ходатайством к руководству организации работодателя о смене наставника.

5.2. Практикант обязан:

5.2.1. Знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность.

5.2.2. Выполнять производственные задания, соблюдать устав организации работодателя, правила внутреннего распорядка, санитарные, противопожарные правила, нормы охраны труда и техники безопасности.

6. Заключительные положения

6.1. Показателями оценки эффективности работы наставника является освоение практикантом образовательной программы, его безаварийная работа, качественное выполнение производственного задания.

6.2. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей приказом руководителя организации в случаях: письменного мотивированного ходатайства наставника или практиканта, ненадлежащего выполнения возложенных на него обязанностей, по производственной необходимости.

Приложение 3
к приказу Министерства образования, науки и высшего образования Республики Крым
от 09.01.2020 г. № 2

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение о базовой кафедре ______________ определяет и регламентирует общий порядок деятельности базовой кафедры _____________________ (далее – Базовая кафедра) _______________ (далее – Образовательная организация), обеспечивающей практическую подготовку обучающихся по профилю соответствующей образовательной программы на базе ________________ (далее – Базовая организация).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядком создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958;

- Порядком создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.03.2013 № 159;

- Уставом Образовательной организации;

- Договором о создании Базовой кафедры, заключенным между Образовательной организацией и Базовой организацией от (дата заключения);

- Решением Ученого совета Образовательной организации о создании Базовой кафедры (протокол №___ от _____________).

1.3. Базовая кафедра создается приказом ректора Образовательной организации на основании решения Ученого совета Образовательной организации.

1.4. Базовая кафедра создается в целях практической подготовки обучающихся по образовательной программе ________________ путем реализации Образовательной организацией части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций.

1.5. Адрес местонахождения Базовой кафедры: ____________________.

1.6. Базовая кафедра является подразделением Образовательной организации без статуса, входит в состав (подразделение Образовательной организации) и подчиняется декану ____________.

1.7. Базовая кафедра для обеспечения своей деятельности может использовать учебно-лабораторную, научную и материально-техническую базу Образовательной организации и Базовой организации. Деятельность Базовой кафедры в части обеспечения необходимым имуществом, оборудованием, инвентарем, создание безопасных условий для обучения координируется руководителем Базовой организации. Стороны юридически не обособляют имущество, используемое в деятельности Базовой кафедры.

1.8. В своей деятельности Базовая кафедра руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Образовательной организации, решениями Ученого совета Образовательной организации, приказами ректора Образовательной организации, иными локальными нормативными актами Образовательной организации, правилами внутреннего трудового распорядка Базовой организации и настоящим Положением.

II. Цели создания Базовой кафедры

2.1. Базовая кафедра создается в целях:

- адаптации образовательных программ и создания благоприятных условий для подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями комплексного социально-экономического развития Республики Крым;

- практической подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, и включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности;

- совершенствования качества образования путем использования при практической подготовке результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности;

- комплексного взаимодействия в образовательной, научной и инновационной сферах с Базовой организацией - стратегическим партнером.

III. Задачи и функции Базовой кафедры

3.1. К основным задачам Базовой кафедры относятся:

3.1.1. Участие в разработке учебных планов подготовки специалистов, бакалавров и магистров по соответствующим направлениям;

3.1.2. Разработка и внедрение новых технологий обучения планов и рабочих программ учебных дисциплин по направлениям Базовой кафедры с привлечением высококвалифицированных работников Базовой организации;

3.1.3.Проведение в Базовой организации практики обучающихся;

3.1.4. Привлечение к практической подготовке высококвалифицированных работников Базовой организации;

3.1.5. Подготовка предложений по проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

3.1.6. Участие в оснащении совместных учебных и научно-учебных лабораторий по профилю Базовой организации для выполнения научных исследований, обеспечения учебного процесса и привлечения к научной работе обучающихся.

3.1.7. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по заказам Базовой организации.

3.1.8. Проведение совместных научно-технических мероприятий (семинаров, конференций) по приоритетным направлениям. Организация совместных научных и научно-методических публикаций.

3.1.9. Сотрудничество с аналогичными кафедрами других вузов, с профильными организациями и предприятиями по всем видам деятельности Базовой кафедры.

3.1.10. Проведение информационной работы в Базовой организации и других предприятиях отрасли, с целью формирования контингента обучающихся и слушателей.

3.2. Для реализации целей и задач, предусмотренных настоящим Положением, договором между Базовой организацией и Образовательной организацией Базовая кафедра с привлечением уполномоченных работников Базовой организации может выполнять функции, которые включают проведение учебной, учебно-методической, научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы с обучающимися и повышение профессиональной квалификации преподавателей, в том числе:

- проведение совместных научных исследований по приоритетным направлениям науки с привлечением обучающихся и преподавателей Образовательной организации;

- руководство самостоятельной работой обучающихся;

- эффективное использование инновационного потенциала Базовой организации и Образовательной организации;

- осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня научно-педагогических работников Базовой кафедры.

- обеспечение проведения практики для обучающихся Образовательной организации по профилю Базовой организации;

- обеспечение сотрудниками Базовой организации научного руководства и рецензирования выпускных квалификационных и иных работ по профилю Базовой кафедры;

- организация и проведение практико-ориентированных занятий в инновационных формах по актуальным проблемам науки и образования;

- осуществление совместных научных и научно-методических публикаций.

3.3. В интересах оптимизации деятельности Базовой кафедры Ученым советом Образовательной организации по согласованию с Базовой организацией могут уточняться функции и задачи, решаемые Базовой кафедрой.

3.4. Реализация практической подготовки обучающихся Базовой кафедрой осуществляется в соответствии с миссией, политикой и стратегией Образовательной организации, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, учебными планами и рабочими программами дисциплин, разработанными при ее участии в установленном в Образовательной организации порядке.

IV. Порядок работы Базовой кафедры

4.1. Базовая кафедра при осуществлении своей деятельности:

- обеспечивает практическую подготовку обучающихся;

- обеспечивает условия для подготовки обучающимися выпускных, квалификационных и иных видов работ, учитывая практическую деятельность и современные тенденции развития науки и техники;

- организовывает научно-исследовательскую и учебно-воспитательную работу с учетом специфики Базовой кафедры;

- утверждает списки примерных тем курсовых работ по профилю Базовой кафедры, список рецензентов выпускных квалификационных работ, список примерных тем выпускных квалификационных работ;

- запрашивает информацию у других структурных подразделений Образовательной организации и предоставляет им информацию для координации своей деятельности. Привлекает с согласия ректора Образовательной организации работников других подразделений для решения задач, связанных с направлениями деятельности Базовой кафедры.

4.2. При реализации деятельности Базовой кафедры обеспечивается:

- безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки работ, предусмотренных программой практики;

- обеспечение доступа к учебно-лабораторной, научной, информационной, производственной и лабораторно-технической базе Базовой организации;

- обеспечение безопасных условий обучения;

- соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

V. Управление Базовой кафедрой

5.1. Координацию деятельности Базовой кафедры осуществляет лицо, назначенное ректором Образовательной организации.

5.2. Непосредственное руководство Базовой кафедрой осуществляет заведующий Базовой кафедрой, который избирается Ученым советом Образовательной организации из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, соответствующих единым квалификационным требованиям, согласно установленному в Образовательной организации порядке.

5.3. Заведующий Базовой кафедрой руководит всей деятельностью Базовой кафедры, в том числе:

- обеспечивает выполнение приказов ректора, решений Ученого совета Образовательной организации, правил внутреннего трудового распорядка Базовой организации;

- обеспечивает взаимодействие Базовой кафедры и Базовой организации в выполнении стоящих перед Базовой кафедрой задач;

- определяет направления деятельности Базовой кафедры;

- заслушивает отчеты о работе сотрудников на заседаниях Базовой кафедры;

- распределяет поручения среди сотрудников Базовой кафедры;

- контролирует качество практической подготовки сотрудниками Базовой кафедры;

- контролирует соблюдение сотрудниками Базовой кафедры Правил внутреннего трудового распорядка Базовой организации;

- обеспечивает ведение документации на Базовой кафедре;

- организует взаимодействие Базовой кафедры с другими структурными подразделениями (филиалами), иными подразделениями Образовательной организации;

- организует проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности сотрудников Базовой кафедры и сохранности имущества, закрепленного за Базовой кафедрой.

5.4. Распоряжения заведующего Базовой кафедрой, связанные с деятельностью Базовой кафедры, обязательны для всех работников Базовой кафедры. Конкретные обязанности, права и ответственность заведующего Базовой кафедрой отражены в его должностной инструкции.

VI. Работники Базовой кафедры

6.1. Состав Базовой кафедры может включать профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал.

6.2. Содержание и регламентацию работы профессорско-преподавательского состава Базовой кафедры определяют должностные инструкции, индивидуальные планы работы преподавателя, графики работы преподавателя. Содержание и регламентацию работы других сотрудников Базовой кафедры определяют должностные инструкции и графики работы.

VII. Финансово-хозяйственная деятельность Базовой кафедры

7.1. Финансирование деятельности Базовой кафедры осуществляется согласно плану финансово-хозяйственной деятельности и иным нормативным локальным актам Образовательной организации, а также в соответствии с условиями Договора о создании Базовой кафедры.

7.2. Оплата труда работников Базовой кафедры осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели Образовательной организацией.

VIII. Взаимодействие Базовой кафедры с другими подразделениями Образовательной организации

8.1. Сотрудники Базовой кафедры взаимодействуют с руководством Образовательной организации, а также с другими структурными подразделениями(филиалами) Образовательной организации в пределах своей компетенции и по вопросам работы Базовой кафедры.

IX. Порядок принятия, утверждения и изменения настоящего Положения

9.1. Настоящее Положение принимается на заседании Учёного совета Образовательной организации и утверждается приказом ректора Образовательной организации после согласования с Базовой организацией.

9.2. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые принимаются на Ученом совете Образовательной организации и утверждаются приказом ректора Образовательной организации после согласования с Базовой организацией.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 27.08.2020
Рубрики правового классификатора: 021.000.000 Образование. Наука. Культура. Спорт. Туризм.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать