Основная информация

Дата опубликования: 08 июля 2009г.
Номер документа: ru70000200900455
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Томская область
Принявший орган: Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу в соответствии с приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 11.04.2011 г. № 99/2-3п

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ № 154-п от 08.07.2009 г.

Об утверждении минимальных стандартов социальных услуг по профилактике социального сиротства «Реабилитационный досуг для детей групп риска», «Социальная гостиная для детей групп риска», «Сопровождение опекунских, приемных и др. замещающих семей

В целях реализации п. 1.2. «Внедрение услуг в сфере профилактики социального сиротства («Реабилитационный досуг», «Сопровождение опекунской семьи», «Образовательный центр» и др.) среди организаций всех форм собственности в муниципальных образованиях Томской области» подпрограммы «Дети и семья» областной целевой программы «Дети Томской области», утвержденной Законом Томской области от 17.05.2007 №92-ОЗ,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1.Утвердить минимальные стандарты социальных услуг по профилактике социального сиротства:

1.1.минимальный стандарт социальной услуги по профилактике социального сиротства «Реабилитационный досуг для детей групп риска» (согласно приложению №1);

1.2.минимальный стандарт социальной услуги по профилактике социального сиротства «Социальная гостиная для детей групп риска» (согласно приложению №2);

1.3. минимальный стандарт социальной услуги по профилактике социального сиротства «Сопровождение опекунских, приемных и др. замещающих семей» (согласно приложению №3).

2. Отделу координации и мониторинга услуг в сфере основных гарантий, защиты прав и законных интересов семьи и детей (Морозова) организовать их внедрение на территории Томской области.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Начальник Департамента

Л.Е. Эфтимович

Минимальный стандарт социальной услуги по профилактике социального сиротства УСЛУГА «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РИСКА»

Пояснительная записка

Наименование услуги Реабилитационный досуг для детей групп риска

Цель услуги: Отрыв от асоциальной среды и регулярные занятия продуктивной досуговой деятельностью.

Описание целевой группы:

Дети и подростки школьного возраста (7-17 лет), состоящие на учете в КДН и внутришкольных учетах, не имеющие противопоказаний к данному виду активности; на этапе реабилитации, не нуждающиеся в специализированной помощи, которая не предусмотрена в данном учреждении.

Целевая группа включается в интегрированную группу в количестве, не превышающем 30 % от общего количества детей в группе.

Реабилитационные задачи в области коррекции эмоционально-волевой сферы, развития межличностных отношений и привития социальной нормативности, отраженные в стандарте, должны быть скорректированы исполнителями с учетом особенностей психологического возраста детей целевой группы.

Правовая основа:

международные правовые нормы. Конвенция о правах ребенка. Право на доступ ко всем видам образования. Право на доступ ко всем видам образования, профессиональной ориентации. Право быть подготовленным к активной и ответственной гражданской жизни посредством игр, спорта, культурной деятельности, неформального образования и возрастающей ответственности.

федеральные и локальные правовые акты. «Федеральная целевая программа "Молодежь России: эффективность и перспективы»; распоряжение главы администрации (губернатора) Томской области от 25.11.2005 №693-р «О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области».

нормы учреждений и организаций. В рамках уставной деятельности организации и на основании внутреннего приказа учреждения формируется педагогическая команда, работающая по реабилитационному досугу

Требования к кадровому обеспечению:

Преподаватели, имеющие необходимую квалификацию для данного вида досуговой деятельности, должны иметь опыт работы с детьми группы риска не менее 1 года.

Надбавка специалисту за работу с одной интегрированной группой рассчитывается по следующей формуле:

Надбавка = оклад (руб)/ количество групп * 0, 25.

Материальное обеспечение услуги, включает в себя следующие виды расходов:

Расходы на ребенка. Данный вид расхода должен формироваться из расчета 500 руб./мес. на 1 ребенка целевой группы.

Расходы (канцелярские принадлежности и др. расходные материалы, транспортные расходы, расходы на организацию чаепитий и т.п.) формируются исходя из запланированной деятельности, должны ей соответствовать и быть обоснованными с точки зрения требований к материальному обеспечению минимального стандарта.

Стартовые расходы на организацию деятельности по оказанию услуги. Расходы (оборудование, мебель и т.п.) включаются в стоимость услуги, в том случае, если они являются необходимыми с точки зрения требований минимального стандарта, соответствуют запланированной деятельности и обоснованны.

Все расходы (расходные материалы, оборудование, мебель и т.п.) должны соответствовать виду реабилитационной деятельности (не виду учреждения, а виду реабилитационного досуга по предполагаемому стандарту).

Режим оказания услуг:

Каждый ребенок, находящийся на реабилитации, должен посещать учреждение 2-3 раза в неделю по 1,5 часа. Недельная продолжительность реабилитационной программы 4-6 часов.

Конфиденциальность:

Доступ к информации имеет ответственный в организации за досуговую деятельность. Он определяет ограничения в доступе к информации третьим лицам. Также доступ к информации имеет ответственное лицо, осуществляющее мониторинг и супервизию деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ, НОРМЫ И НОРМАТИВЫ

Невозможно отобразить таблицы по техническим причинам.

Минимальный стандарт социальной услуги по профилактике социального сиротства «Социальная гостиная»

1. Цель услуги

Цель услуги «Социальная гостиная» - адаптация детей из неблагополучных семей к школе путем создания пространства, которое позволяет детям удерживаться в школе, получать педагогическую, психологическую и социальную помощь, и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.

Услуга ориентирована на сопровождение детей из неблагополучных семей в образовательном пространстве, и подразумевает оказание помощи семьям за рамками данного стандарта. В случае необходимости организации работы с семьей, следует передавать информацию в другие организации, оказывающие социальные услуги населению.

2. Целевая группа

Дети из семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Прежде всего, это дети, о которых не заботятся в семьях и/или которые часто подвергаются насилию дома со стороны родителей или опекунов. Фактически, целевой группой социальной гостиной являются дети, которые в силу тех или иных причин не могут находиться дома и, если им не оказать помощь, после школы будут проводить время на улице.

Кроме того, в целевую группу могут включаться дети, имеющие выраженные проблемы адаптации к школе («отверженные» в классе; имеющие поведенческие проблемы; остро нуждающиеся в педагогической помощи, которую не могут получить дома; проживающие в удалении от школы, нуждающиеся в организации занятости после окончания уроков).

Количество детей в социальной гостиной:

15 детей целевой группы.

Если в группу включаются дети, которые вынуждены находится в школе долгое время после окончания уроков, не имеющие серьезных поведенческих и других проблем, а остающиеся в школе из-за того, что они живут далеко от школы, то количество детей в группе может быть увеличено до 17-ти. В этом случае такая группа может рассматриваться как группа хорошо адаптированных детей, в которую могут быть интегрированы дети целевой группы в соотношении 3:1.

Подбор детей осуществляется по возрасту и схожим интересам. Дети должны быть отобраны по возрасту (например, начальная школа, младшие подростки, старшеклассники), с тем, чтобы для них можно было организовывать коллективные игры, досуг и педагогические занятия с учетом их возрастных особенностей.

Противопоказания для оказания услуги: в социальной гостиной не могут находиться дети, страдающие серьезными психическими заболеваниями, либо такими особенностями поведения и эмоционального реагирования, которые исключают организацию взаимодействия с другими детьми (очень высокая агрессивность, которая создает реальную опасность для других детей, эпилептические приступы, или наличие других актуальных психических расстройств).

Основания для досрочного завершения оказания услуги

Смена места жительства и учебного заведения

Заболевание ребенка

Эвакуация ребенка в приют или иное учреждение

Решение о включении ребенка в социальную гостиную принимает руководитель социальной гостиной, исходя из указанных выше критериев и по согласованию с администрацией школы.

Разработка программы социальной гостиной

Правовая основа:

Международные правовые нормы. Конвенция о правах ребенка. Право на доступ ко всем видам образования. Право на доступ ко всем видам образования, профессиональной ориентации. Право быть подготовленным к активной и ответственной гражданской жизни посредством игр, спорта, культурной деятельности, неформального образования и возрастающей ответственности.

Федеральные и региональные правовые нормы. Закон Томской области от 16 ноября 1998 г. N 27-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав".

Нормативные документы, принятые в учреждении.

3. Условия открытия социальной гостиной в школе

Закрепление администрацией дополнительных часов для занятий педагогов-предметников с детьми целевой группы (за счет факультативных часов или оплаты из средств школы)

Наличие досуговой деятельности в школе, позволяющей обеспечить занятия с детьми из социальной гостиной

4. Содержание деятельности

Социальная гостиная в отличие от текущей работы в школе с детьми, в том числе и детьми целевой группы, позволяет уделить специальное внимание данной группе детей, обеспечивая им условия (отдельное время и помещение, персональное внимание взрослого, создание психологически и социально безопасной среды) для удержания ребенка в школе и оказания ему помощи. Организация подобной среды для детей, в том числе и детей целевой группы в рамках типовой школьной среды (в том числе и в группе продленного дня) не достаточна для всестороннего сопровождения детей.

Основными компонентами социальной гостиной являются:

Безопасное пространство. Оно включает в себя оборудованное помещение, где постоянно находится педагог, который занимается с детьми и заботится о поддержании доброжелательной атмосферы. Помещение должно быть оборудовано таким образом, чтобы можно было обеспечить детям помощь с уроками, досуговую и игровую деятельность.

Психологическая помощь. Задачами психологической помощи являются: разрешение актуальных психологических проблем; отработка травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее; налаживание отношений со сверстниками и педагогами.

Педагогическая помощь. В отличие от групп продленного дня включает в себя как помощь в выполнении домашних заданий, так и специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка (задолженности по отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). Задачей педагогической помощи в социальной гостиной является не только приобретение знаний, но и формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и т.п.).

Досуговая деятельность (игры, кружки, другие занятия) должна соответствовать возрасту и интересам современных детей, сочетать структурированные занятия и отдых (свободное время).

Важным условием работы социальной гостиной является создание доброжелательной обстановки, внимательное отношение со стороны взрослых. Это особенно значимо для детей, которые часто испытывают на себе отвержение и негативизм со стороны родителей, педагогов, сверстников и нередко подкрепляют это негативное отношение своим поведением.

5. Кадровое обеспечение

В социальной гостиной работают педагоги и психологи не ниже 11 разряда.

Состав:

Руководитель: 0,5 ставки

Воспитатель: 1 ставка

Социальный педагог: 0,5 ставки

Психолог: 0,5 ставки

Педагоги дополнительного образования (или педагоги-предметники, которые ведут кружки в школе): привлекается к работе с детьми, посещающими социальную гостиную, по договоренности с директором школы. Объем их занятости зависит от программ индивидуального сопровождения детей. Специальная оплата их работы не предполагается, т.к. дети целевой группы должны быть включены в уже проводимые занятия.

Функциональные обязанности специалистов представлены в приложении 1.

Материальное обеспечение услуги, включает в себя следующие виды расходов:

Расходы на ребенка. Данный вид расхода должен формироваться из расчета 500 руб./мес. на 1 ребенка целевой группы.

Расходы (канцелярские принадлежности и др. расходные материалы, транспортные расходы, расходы на организацию чаепитий и т.п.) формируются исходя из запланированной деятельности, должны ей соответствовать и быть обоснованными с точки зрения требований к материальному обеспечению минимального стандарта.

Стартовые расходы на организацию деятельности по оказанию услуги. Расходы (оборудование, мебель и т.п.) включаются в стоимость услуги, в том случае, если они являются необходимыми с точки зрения требований минимального стандарта, соответствуют запланированной деятельности и обоснованны.

7. Этапы оказания помощи:

1. Отбор детей и формирование целевой группы (ЦГ)

Задачи

Отобрать ЦГ. Осуществляет руководитель социальной гостиной.

Сформировать группу в целом. Провести мероприятия на сплочение группы, выработку групповых норм и правил взаимодействия в гостиной. Ответственные - воспитатель и психолог.

Требуемые от участников качества

Для руководителя социальной гостиной - владение первичной информацией о семье и ребенке. Необходимо умение работать с документацией, получать сведения от педагогов, детей, родителей. Для воспитателя - понимание групповой работы с детьми данной возрастной группы.

Порядок отбора целевой группы

Составление списка детей, соответствующих критериям целевой группы (по возрасту и критериям отбора).

Сбор сведений о ребенке и его семье путем изучения документации, получения информации у учителей, детей, родителей.

Уточнение и исключение детей с противопоказаниями для нахождения в социальной гостиной.

Информирование родителей о зачислении ребенка в социальную гостиную и заключение с ними контракта о помощи ребенку.

Достижение договоренности с ребенком о том, что он будет посещать социальную гостиную

Составление окончательного списка группы

Заполнение информационной части реабилитационной карты на основе собранных данных.

Ребенок может быть исключен из социальной гостиной в связи с болезнью, или сменой места жительства. В таких случае на его место должен поступить другой ребенок из неблагополучной семьи, либо остро нуждающийся в помощи.

Формирование группы

Сбор всех детей и сотрудников социальной гостиной

Знакомство

Совместное обсуждение правил и норм пребывания в гостиной, возможных видов деятельности, формирование активной позиции ребенка

Сроки проведения этапа

Отбор целевой группы - первые две недели работы социальной гостиной

Формирование группы - в течение месяца

Документация

Список группы и обоснование выбора данных детей в ЦГ

Реабилитационная карта на каждого ребенка

План работы и учет мероприятий

Промежуточные результаты

Сформирована группа

Сформулированы правила и написан план работы

Критерии оценки результатов

Набраны дети из неблагополучных семей, имеющие проблемы адаптации в школе

Обеспечена стабильность и безопасность группы

2. Работа социальной гостиной

Задачи:

1. Образовательная поддержка детей

2. Организация занятий по выбору (развитие творческих способностей ребенка, обеспечение его занятости, развитие коммуникативных навыков)

3. Оказание психологической помощи детям (решение коммуникативных проблем, решение актуальных проблем, разрешение конфликтов в группе).

4. Разрешение проблем ребенка в отношениях со сверстниками, педагогами (индивидуальное сопровождение ребенка, испытывающего трудности в учебе и общении, налаживание контакта между детьми и учителем. улучшение взаимопонимания между детьми и родителями, педагогами и родителями).

Порядок работы социальной гостиной

1. Образовательная поддержка

Помощь в подготовке домашнего задания (воспитатель)

Преодоление пробелов в знаниях, повышение самооценки в учебной деятельности (педагоги школы в рамках факультативных часов)

2. Занятия по выбору

Индивидуальная программа занятий по выбору, обеспечение ситуации успеха и заинтересованности в кружках внутри и вне школы. Осуществляют педагоги дополнительного образования в рамках кружковой работы в школе и педагог социальной гостиной. Важная задача педагогов дополнительного образования -обеспечить интеграцию детей в среду сверстников.

Обязательно наличие кружков и досуговой деятельности в школе (открытие соц.гостиной возможно только в школах, где есть кружки или иные виды деятельности, позволяющие организовать реабилитационный досуг для детей из ЦГ)

Требуемые качества воспитателя и педагогов

Знание сложностей, которые имеются у детей целевой группы в процессе обучения

Умение создавать ситуацию успеха, хвалить, подбадривать, заинтересовывать ребенка

Представление о причинах и механизмах формирования поведенческих нарушений у детей ЦГ

3. Психологическая помощь

18 часов психологических занятий в неделю (0,5ставки) осуществляет психолог

Занятия с психологом в группе и индивидуальное консультирование

Психологическая поддержка команде социальной гостиной и работающих в школе учителей

Требуемые качества психолога

Знание возрастной психологии детей,

Умение выявлять признаки насилия и пренебрежения и оказывать детям, пострадавшим от насилия, психологическую помощь

Знания особенностей детей ЦГ; навыки консультирования детей и родителей

Представление о причинах и механизмах формирования поведенческих нарушений у детей ЦГ

Понимание реалистичных сроков разрешения проблем

4. Разрешение проблем ребенка в отношениях со сверстниками, педагогами

Осуществляют воспитатель, руководитель социальной гостиной, психолог

Налаживание контакта между ребенком и педагогами школы

Разрешение конфликтов между ребенком и одноклассниками

Вовлечение ребенка в школьные мероприятия

5. Социальная помощь

Посещение на дому с целью сбора информации о положении ребенка и выявления случаев жестокого обращения.

Поддержание связей с родителями и работа с ними по прекращению жестокого обращения с ребенком (в школе и в ходе посещений на дому)

Информирование других организаций о выявленных случаях жестокого обращения для принятия мер по его прекращению (органы опеки, учреждения соц.защиты и др.); получение информации о принятых мерах и дальнейшее отслеживание ситуации ребенка

Сопровождение ребенка в других учреждениях (поликлиники, дополнительное образование, приют и т.п.)

Организация летнего отдыха, санаторного лечения, медицинского обследования (при необходимости).

Оказание ребенку по возможности социальной помощи (питание, одежда, школьные принадлежности и т.п.)

18 часов в неделю, осуществляет социальный педагог.

Требуемые качества социального педагога

Умение устанавливать контакты с родителями детей.

Умение налаживать связи с другими организациями по поводу проблем ребенка.

Умение оценивать риск жестокого обращения с ребенком

Навыки работы в команде, ведения документации

Документация

План работы социальной гостиной

Индивидуальный реабилитационный план (включая описание педагогических, социальных и психологических проблем ребенка и программу их преодоления) для каждого ребенка

Записи о проведенной работе в журнале работы социальной гостиной

Сроки проведения 2 этапа

Октябрь - май.

Показатели доля промежуточных результатов

Динамика успеваемости (по месяцам)

Посещение кружков

Понижение тревожности и агрессивности у детей и педагогов

Уменьшение конфликтов

Разрешение личных проблем ребенка

Вовремя оказанная помощь ребенку

Критерии оценки результатов

Аттестация за год

Социально приемлемое поведение в школе

Наличие друзей

Улучшение взаимоотношений с взрослыми

Хорошее самочувствие ребенка в школе

3. Завершение работы с ребенком и вывод его из услуги

Задача

Подведение итогов работы и достигнутых результатов

Порядок действия

Обсуждение с командой специалистов достигнутых ребенком результатов.

Обсуждение с ребенком результатов и дальнейших планов.

Принятие решение об окончании или продолжении работы с ребенком в социальной гостиной.

Ответственный - руководитель социальной гостиной

Сроки проведения 3 этапа

Май - июнь.

Документация

Записи в реабилитационных картах и журнале (примеры форм фиксации динамики состояния ребенка представлены в приложении 2).

Промежуточные результаты

С командой и ребенком подведены итоги работы за год, принято решение об оставлении или выводе ребенка из соц.гостиной.

Критерии оценки результатов

Посещение занятий, нормализация отношений и учебы в классе

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ, НОРМЫ И НОРМАТИВЫ

Невозможно отобразить таблицу по техническим причинам.

5.1. Функциональные обязанности руководителя проекта:

Отбор детей целевой группы

Планирование деятельности социальной гостиной

Координация работы сотрудников

Отслеживание динамики состояния детей

Достижение договоренности с администрацией школы о выделении дополнительных педагогических часов для занятий с детьми и посещении детьми школьных кружков.

Осуществление взаимодействия с администрацией школы

Отслеживание правильности ведения документации

Подготовка отчетов

5.2. Функциональные обязанности воспитателя:

Создание доброжелательной обстановки в социальной гостиной.

Организация работы социальной гостиной; поддержание режима.

Оказание помощи детям в выполнении домашних заданий.

Воспитатель ежедневно отслеживает посещаемость и состояние детей.

При обнаружении признаков жесткого обращения фиксирует их, привлекает социального педагога, содействует ребенку в получении помощи.

Поддерживает контакты с классным руководителем, получает информацию об учебных проблемах ребенка.

Совместно с психологом и социальным педагогом разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.

5.3. Функциональные обязанности социального педагога:

Поддерживает контакты семьи и школы

Устанавливает связь между родителями ребенка и социальной службой (например, центром по работе с населением)

При необходимости сопровождает ребенка в медицинские учреждения и социальные службы

Организует получение необходимых для обучения принадлежностей

Находится в курсе семейной ситуации и условий жизни ребенка

При выявлении случаев жестокого обращения с ребенком осуществляет первичный контакт с семьей или организовывает помощь ребенку через другие службы

При выявлении высокого риска для жизни и здоровья ребенка информирует соответствующие органы об этом (опеку, правоохранительные органы, комиссию по делам несовершеннолетних) и совместно с ними обеспечивает безопасность ребенка (направление в больницу, приют и т.п.)

Вместе с психологом и воспитателем разрабатывает индивидуальную программу реабилитации

Организует реабилитационный досуг для детей вне школы.

5.4. Функциональные обязанности психолога:

Разрешение актуальных психологических проблем; повышение самооценки и уверенности в себе, отработка травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее; налаживание отношений со сверстниками и педагогами. В том числе: помощь в формировании группы, ее правил и норм; психологическая диагностика проблем ребенка; индивидуальные психологические занятия с ребенком, групповые занятия с детьми с целью повышения их коммуникативных навыков. Не менее двух третей времени работы психолога в социальной гостиной должно отводиться на индивидуальную психологическую работу с ребенком. Помогает воспитателю и социальному педагогу в понимании проблем ребенка.

Минимальный стандарт социальной услуги по профилактике социального сиротства УСЛУГА «сопровождение опекунских, приемных и др. замещающих семей»

Пояснительная записка

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Семьи, имеющие под опекой детей, оставшихся без попечения, или детей-сирот в возрасте от рождения до 18 лет.

Замещающие семьи, воспитывающие детей в возрасте от рождения до 18 лет.

Педагогический компонент сопровождения рассчитан на детей в возрасте от 5 лет (подготовка к обучению в школе) до 18 лет. Количество детей в целевой группе 10-12 человек.

Сопровождение опекунских/приемных и др. замещающих семей необходимо осуществлять на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье, так как сложности связанные с адаптацией ребенка и родителей, возрастными кризисами ребенка, а также с последствиями негативного жизненного опыта ребенка в предшествующие годы могут возникать на разных этапах развития ребенка. И в этот момент приемные родители и опекуны начинают нуждаться не просто в добром слове и моральной поддержке, но и в поддержке профессиональной. Ограничение возраста для оказания педагогической поддержки обуславливается тем, что в это время закладываются основы успешного обучения ребенка в школе, что является важным с точки зрения жизненных перспектив ребенка. Здесь семьям так же нужна поддержка. Верхняя возрастная граница определена совершеннолетием и окончанием обучения в средней школе. Что касается объединения в одну категорию различных замещающих семей, то это обусловлено тем, что во всех них проявляются схожие проблемы, опекуны и приемные родители имеют, как правило, одинаковый уровень родительской компетентности в отношении воспитания детей, имеющих сложности в поведении, проблемы в личностной и эмоциональной сферах, что, как правило, свойственно детям из неблагополучных семей и детям, имеющим опыт пребывания в интернатных учреждениях. Специфические компоненты работы с каждой семьей будут отражаться в плане сопровождения семьи, исходя из ее индивидуальных особенностей

ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Международная Конвенция о правах ребенка, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О социальной поддержке детей-сирот», «Об основных гарантиях прав ребенка», Закон Томской области от 16 ноября 1998 г. N 27-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав".

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Доступ к персональной информации о членах семей и детях регламентируется специальными документами уполномоченного осуществлять услугу учреждения (организации). Правила хранения информации утверждены руководителем учреждения (организации).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА:

заключение договора со школами об организации дополнительных занятий для детей целевой группы (за счет факультативных часов или оплаты из средств школы);

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Профилактика повторных отказов от ребенка, сохранение целостности опекунской и приемной др. семей

Условия достижения цели

Главными условиями сохранения целостности любой семьи является Удовлетворенность отношениями и обеспечение базовых потребностей в безопасности, любви и принятии для ее членов. Для обеспечения этих условий в опекунской и приемной и др. замещающих семьях необходимо:

- Предъявление ясных и реалистичность требований к опекаемому ребенку со стороны замещающего родителя и других взрослых членов семьи (наличие прозрачных и выполнимых семейных правил и норм)

- Соблюдение опекаемым ребенком семейных правил и норм

- Удовлетворенность замещающего родителя школьной успеваемостью опекаемого ребенка

- Возможность для опекаемого ребенка чувствовать себя на территории, где живет семья и в отношениях внутри семьи в безопасности

- Проявление замещающим родителем и другими членами замещающей семьи уважение к личности опекаемого ребенка, так же, как и им по отношению к родителям

- Наличие возможности для опекаемого ребенка получить психологическую поддержку в семье или в ближайшем окружении (наличие теплых доверительных отношений с другим человеком)

- Способность членов семьи конструктивно решать возникающие конфликты, в том числе и с привлечением внешних ресурсов

Таким образом, данная услуга направлена на то, чтобы помочь приемным и опекунским и др. замещающим семьям поддерживать необходимые для сохранения целостности семьи условия.

Виды деятельности в рамках услуги:

- Психологическая диагностика индивидуальных особенностей и сети социальных контактов ребенка.

- Исследование особенностей функционирования семейной системы

- Информирование замещающего родителя об особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка с рекомендациями по его обучению и воспитанию

- Осуществление образовательных программ для замещающих родителей, направленных на повышение их родительской компетентности и индивидуальных консультаций по вопросам педагогической поддержки ребенка

- Организация условий для неформального общения опекаемого ребенка и членов замещающей семьи в рамках клубной деятельности

- Коррекционно-развивающие занятия с детьми по развитию навыков саморегуляции и самоконтроля

- Занятия по развитию учебных навыков ребенка и ликвидации дефицита знаний по отдельным предметам

- Организация социальной и правовой поддержки семьи

- Мониторинг динамики изменений в семье и поддержка позитивных изменений

НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ

Основанием для начала оказания услуги является факт установления (наличия) опеки или другой формы семейного устройства ребенка. Началом оказания услуги считается дата назначения куратора семьи и определение срока первого посещения. Что касается окончания оказания услуги, то сопровождение, по своей сути, процесс постоянный, и может продолжаться до тех пор, пока ребенок не достигнет совершеннолетия. На протяжении оказания услуги могут меняться формы работы с семьей, в соответствии с динамикой ее потребностей и развитием отношений, но сохранение сопровождения как формы патронажа над семьей необходимо для обеспечения безопасности ребенка.

ПЕРСОНАЛ (занятость в расчете на 10 детей)

Руководитель/администратор, 15% занятости, квалификация не ниже 12 разряда ЕТС. Отвечает за организацию работы специалистов в рамках оказания услуги и материальное оснащение. Проводит совещания и консилиумы, отвечает за планирование деятельности. Осуществляет мониторинг и контроль деятельности специалистов. Руководит работой клуба, участвует в разработке и проведении мероприятий. Поддерживает связи с другими организациями и учреждениями. Составляет и распределяет бюджет, ведет финансовую отчетность.

Квалификационные требования: Высшее или среднее специальное образование, опыт административной/организаторской работы, умение вести финансовую отчетность, управленческие навыки, знание основ педагогики и семейной психологии. Развитые коммуникативные умения. Имеет навыки организации и проведения семейного досуга.

Может выступать в качестве администратора (руководителя) деятельности либо нескольких учреждений, работающих по сопровождению опекунских/приемных и замещающих семей; либо в качестве администратора (руководителя) деятельности по оказанию нескольких услуг в соответствии со стандартами социальных услуг по профилактике социального сиротства (например, стандарт социальной услуги по профилактике социального сиротства «социальная гостиная в школе»).

Куратор семьи/сотрудник службы сопровождения, 1 ставка на 10 детей, 100% занятости, квалификация не ниже 12 разряда ЕТС. Организует оказание семье различных видов помощи в соответствии с планом реабилитации ребенка в период предоставления семье услуги. Мотивирует на сотрудничество, составляет и подписывает с семьей договор на оказание услуги, проводит первичную семейную диагностику, оценивает риск нарушения целостности семьи, информирует семью о предоставляемых услугах. Помогает семье в решении юридических и социально-бытовых вопросов. Составляет план сопровождения семьи, проводит мониторинг изменений в семье, ведет документацию. Готовит и проводит мероприятия в рамках работы клуба опекунских и др. замещающих семей. Проводит оценку уровня сформированности учебных навыков и запаса знаний ребенка. Координирует работу педагогов-предметников. Обучает замещающего родителя методам педагогической поддержки ребенка.

Квалификационные требования: Высшее или среднее специальное образование в сфере педагогики, психологии или социальной работы или переподготовка в одной из этих областей. Знает и умеет сознательно применять приемы эффективной коммуникации. Знает основы педагогики и семейной психологии. Знает законы функционирования семейной системы и умеет выявлять параметры семейной системы. Умеет проводить интервью и составлять Карту социальных связей семьи. Имеет навыки организации и проведения семейного досуга.

Психолог или педагог-психолог, квалификация не ниже 12 разряда ЕТС. Проводит психологическую диагностику индивидуальных особенностей ребенка. Консультирует ребенка и замещающего родителя, разрабатывает рекомендации по общению в семье, воспитанию и обучению ребенка. Проводит групповые занятия для замещающих родителей. Проводит развивающие и коррекционные занятия с детьми. Участвует в разработке плана сопровождения семьи, консилиумах и совещаниях.

Квалификационные требования: Высшее образование или переподготовка в области психологии. Развитые коммуникативные умения. Владеет методами психодиагностики индивидуальных особенностей ребенка. Умеет составлять письменное заключение по результатам обследования и разрабатывать рекомендации для не специалистов. Знает основы семейной и педагогической психологии. Владеет методикой психологического консультирования. Умеет планировать и проводить групповые занятия с взрослыми. Имеет знания об особенностях протекания нормативных кризисов и межличностных конфликтов и способах их преодоления. Владеет методами саморегуляции и методикой обучения этим методам.

Занятость: Занятость психолога составляет (при расчете на 10 детей) - 15%. Привлечение психолога возможно на различных условиях:

Психолог может быть привлечен для работы в проекте на условиях совмещения этой деятельность с другой работой, участия в реализации нескольких проектов, а при условии его 100% занятости по основному месту работы и невозможности расширения функциональных обязанностей на дополнительное время с доплатой.

Школьный психолог может совмещать участие в реализации стандарта с работой в школе (по договору со школой) в рамках выполнения своей основной деятельности, в случае если дети, являющиеся целевой группой стандарта, испытывают сложности в учебе и адаптации в школе, и им, так или иначе, требуются помощь психолога. В рамках же реализации стандарта предполагается, что психолог, продолжая работу с данной группой, проводит ее в соответствии с планом сопровождения семьи.

Педагог-предметник, квалификация не ниже 12-13 разряд ЕТС. Проводит оценку уровня сформированности учебных навыков и запаса знаний ребенка. Составляет план ликвидации пробелов в освоении школьной программы. Обучает замещающего родителя методам педагогической поддержки ребенка. Проводит с ребенком занятия по преодолению дефицита знаний и умений по отдельным предметам, развитию учебных навыков ребенка в соответствии с планом ликвидации пробелов в освоении школьной программы.

Квалификационные требования: Высшее или среднее специальное (учитель начальной школы) педагогическое образование. Владеет методами педагогической диагностики и коррекции. Знает основы семейной и педагогической психологии. Владеет методикой преподавания предмета и преодоления учебных трудностей. Знает методы эффективного взаимодействия с ребенком.

Занятость: Занятость педагога/ов-предметника/ов (в среднем при расчете на 10 детей) - 100%, число педагогов зависит от индивидуальных планов ликвидации пробелов в освоении школьной программы детей целевой группы. Привлечение педагога-предметника возможно на различных условиях:

Педагог/и-предметник/и может/гут быть привлечен/ы для работы в проекте на условиях совмещения этой деятельности с другой работой, участия в реализации нескольких проектов, а при условии 100% занятости в школе и невозможности расширения функциональных обязанностей на дополнительное время с доплатой.

Педагог-предметник может совмещать участие в реализации стандарта с работой в школе (по договору со школой) в рамках выполнения своей основной деятельности, т.к. дети, являющиеся целевой группой стандарта, испытывают сложности в учебе в школе, и педагог-предметник должен проводить с ними дополнительные занятия в рамках своих функциональных обязанностей. В рамках же реализации стандарта предполагается, что педагог-предметник будет строить эту работу в соответствии с планом ликвидации пробелов в освоении школьной программы.

Методист-супервизор, 10% занятости, 14 разряд ЕТС. Является привлеченным извне специалистом. Имеет высшее образование в области педагогики, медицины, психологии или социальной работы, или прошел переподготовку в одной из этих областей. Имеет стаж работы в сфере психологической помощи или социальной работы не менее 5 лет. Имеет развитые коммуникативные умения. Знает основы семейной и педагогической психологии. Прошел подготовку в области супервизии в социальной работе, владеет методикой проведения индивидуальной и групповой супервизии.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УСЛУГИ

ЖУРНАЛ УЧЕТА СЕМЕЙ - дата поступления, ФИО членов семьи и степень родства, дата прекращения работы с семьей, причина прекращения работы - ведет руководитель услуги

ЖУРНАЛ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТА (КУРАТОРА, ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГА-ПРЕДМЕТНИКА) - должен содержать следующие графы: дата проведения, время начала и окончания работы, вид деятельности, с кем проводится, тема/содержание мероприятия - ведет каждый специалист, проверяется руководителем услуги 1 раз в квартал

ЖУРНАЛ ПРОТОКОЛОВ СОВЕЩАНИЙ - ведет руководитель услуги

КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ (представляет собой папку с файлами) - содержит данные о посещениях семьи, Акты обследования, описание всех проводимых с семьей мероприятий, заключения специалистов и консилиумов, План сопровождения семьи, Карту динамики изменений семьи, План ликвидации пробелов в освоении школьной программы - ведет куратор семьи

ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ - содержит информацию о мероприятиях в рамках Услуги, запланированных к проведению с данной семьей. Содержит следующие графы: Дата проведения, название мероприятия, ответственный специалист, отметка о проведении, замечания - ведет куратор семьи.

КАРТА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ СЕМЬИ - содержит информацию о состоянии семейной системы в момент начала работы с семьей: семейные нормы и правила, границы, стереотипы взаимодействия, характеристику ребенка (детей) и опекуна, их удовлетворенность поведением друг друга, и данные об изменениях этих параметров семейной системы в процессе сопровождения - ведет куратор семьи.

ПЛАН ЛИКВИДАЦИИ ПРОБЕЛОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ - содержит информацию о пробелах в освоении школьной программ, необходимых мероприятиях по их ликвидации - ведет педагог-предметник.

ПАПКА СПЕЦИАЛИСТА (ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГА-ПРЕДМЕТНИКА) - содержит расписание работы специалиста, протоколы обследований, консультаций и заключения и рекомендации по их результатам, программы проводимых занятий и используемые методики - ведет Специалист, проверяется методистом-супервизором 1 раз в год

ПАПКА «СУПЕРВИЗИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ» - содержит План-график и протоколы супервизий и консультаций специалистов услуги супервизором или привлеченными специалистами - ведет методист-супервизор

ПАПКА «КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» - содержит План работы клуба, график мероприятий, программы мероприятий, отчеты о проведенных мероприятиях

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛУГИ

ОФИСНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ - должно иметь шкаф для хранения документации. Если это помещение используется не только как офис, но и для проведения мероприятий с участием посторонних лиц, то шкафы для хранения документов должны запираться на ключ, доступ к которому имеют только специалисты. Финансовые документы хранятся в сейфе, доступ к ним имеет Руководитель.

КАБИНЕТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕЩАНИЙ И КОНСИЛИУМОВ - должен быть достаточно просторным, чтобы вместить одновременно всех специалистов. Для этих целей может использоваться офис, кабинет психолога, или помещения в других учреждениях

КАБИНЕТ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЙ, ЗАНЯТИЙ И КОНСУЛЬТАЦИЙ ПСИХОЛОГА - должен находиться в тихом месте или иметь звукоизоляцию. Необходим письменный стол, стулья, пространство для игровых занятий. Возможно использование кабинета в школе или в других учреждениях.

КАБИНЕТ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЙ, ЗАНЯТИЙ И КОНСУЛЬТАЦИЙ ПЕДАГОГА - должен находиться в тихом месте или иметь звукоизоляцию. Необходим письменный стол и стулья. Возможно использование кабинета в школе или в других учреждениях.

КАБИНЕТ (ЗАЛ) ДЛЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВОК И ПРАЗДНИКОВ - площадь определяется из рассчета минимум по 2 кв. м на человека и имеет хорошую вентиляцию. Может использоваться школьный класс или другие подходящие помещения.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ:

РАСХОДЫ НА РЕБЕНКА. ДАННЫЙ ВИД РАСХОДА ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ ИЗ РАСЧЕТА 500 РУБ./МЕС. НА 1 РЕБЕНКА ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ.

Расходы (канцелярские принадлежности и др. расходные материалы, транспортные расходы, расходы на организацию чаепитий и т.п.) формируются исходя из запланированной деятельности, должны ей соответствовать и быть обоснованными с точки зрения требований к материальному обеспечению минимального стандарта.

СТАРТОВЫЕ РАСХОДЫ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГИ. Расходы (оборудование, мебель и т.п.) включаются в стоимость услуги, в том случае, если они являются необходимыми с точки зрения требований минимального стандарта, соответствуют запланированной деятельности и обоснованны.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ, НОРМЫ И НОРМАТИВЫ

Невозможно отобразить таблицы по техническим причинам

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать