Основная информация

Дата опубликования: 06 декабря 2013г.
Номер документа: RU76000201301518
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Департамент культуры Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

1

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 06.12.2013 № 52

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Ярославской области от 5 июня 2008 г. № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области», Положением о департаменте культуры Ярославской области, утверждённым постановлением Правительства области от 01.04.2008 № 78 «О департаменте культуры Ярославской области»,

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия регионального значения:

– «Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, 1805–1810 гг., 1848–1851 гг.» (Ярославская обл., Ростовский район, с. Татищев Погост, д. 50);

– «Ансамбль церкви во имя преподобного Сергия Радонежского: церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, 1779–1787 гг., 1906 г.; ограда со Святыми воротами, угловыми башнями и южными воротами, последняя треть XIX в.» (Ярославская обл., Ростовский район, с. Мосейцево, ул. Труда, д. 45).

2. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:

– «Церковь во имя Сергия Радонежского Чудотворца, 1783–1789 гг., 1834 г., 1906–1907 гг.» (Ярославская обл., Ростовский район, с. Деболовское, д. 104а);

– «Дом специалистов» – первый кооперативный жилой многоквартирный дом в Ярославле, 1928–1932 гг.» (г. Ярославль, Народный пер., д. 6);

– «Дом доходный с трактиром Праутиных – Виноградова – Работновых,

рубеж XVIII–XIX вв., 1863 г., 1890-е годы» (г. Ярославль, ул. Свободы, д. 21/67).

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента – председателя комитета историко-культурного наследия департамента Пучкова С.Н.

4. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.

Заместитель

директора департамента                                                                                        М.В. Васильева

УТВЕРЖДЁН

приказом

департамента культуры Ярославской области

от 06.12.2013 № 52

Предмет охраны

объекта культурного наследия регионального значения

«Церковь во имя Сергия Радонежского, 1805–1810 гг.,

1848–1851 гг.» (Ярославская обл., Ростовский район,

с. Татищев Погост, д. 50)

Предметом охраны объекта культурного наследия «Церковь во имя Сергия Радонежского, 1805–1810 гг., 1848–1851 гг.» являются:

композиционные особенности здания, представляющего собой высотную доминанту и композиционный центр села Татищев погост;

объёмно-пространственная композиция сложного здания, состоящего из трёх объёмов: летний храм, расположенный на циркульном стилобате, соединяющем по дуге окружности наружные грани портиков, с двумя прямоугольными в плане выступающими в проекции северного и южного портиков, ограниченными парапетом четырёхступенчатыми стереобатами, представляющий собой двухъярусную ротонду с прямоугольной четырёхколонной апсидой-портиком с востока и двумя четырёхколонными портиками с юга и севера, с плоскими ризалитами второго яруса на осях портиков, с внутренней круговой колоннадой, над которой расположен балкон-хоры; габариты, полусферическая форма пологого купола, перекрывающего весь объём ротонды, габариты и форма широкого повышенного светового барабана-бельведера и небольшой главки, первоначально округлой формы с небольшой «перетяжкой» в нижней части (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации – в настоящее время главка в форме епископской митры), помещённой на тонкой глухой «шее», увенчанной восьмиконечным крестом с яблоком и с трилистными заострённой формы завершениями основных лучей; размеры, форма и материал креста; прямоугольная в плане одноэтажная трапезная, примыкающая восточным фасадом к летнему храму, западным – к колокольне; двухскатная форма, угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой крыши трапезной; трёхъярусная колокольня с прямоугольным в плане первым ярусом с примыкающим к западному фасаду двухколонным портиком и прямоугольными в плане меньшими открытыми вторым (со скошенными углами) и третьим ярусами; габариты, высота, полусферическая форма купола на коротком глухом барабане, увенчанного тонким высоким металлическим шпилем (необходимо восстановить при проведении научной реставрации) на глухом барабане с конусовидным завершением и крупным яблоком в основании шпиля с восьмиконечным крестом с небольшим яблоком в основании и с трилистными заострённой формы завершениями основных лучей; высота, форма и материал шпиля, размеры, форма и материал креста;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов летнего храма: размеры, прямоугольная форма и осевое расположение первоначальных оконных проёмов первого яруса; размеры, форма и расположение строенных, образующих полукруг оконных проёмов второго яруса на осях портиков: прямоугольное со скруглённой перемычкой центральное окно и симметричные треугольные окна со скруглённой гипотенузой, продолжающей по окружности кривизну перемычки центрального окна; дверные проёмы: внутренний западный, первоначальный северный дверной проём (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений оконных проёмов первого яруса: девятичастная с равными ячейками расстекловка нижней рамы окон, цветные витражи в форме мальтийского креста в верхней раме окон: лучи креста оформлены синим стеклом, центральное кольцо и промежутки между ними – белым; оформление окна (восточного) в алтарной части: сложная расстекловка – трёхчастная с равными ячейками в нижней трети окна, крупное «зеркало» с лучковой перемычкой, обрамлённое девятью узкими удлинёнными ячейками: по три прямоугольных ячейки с каждой стороны, три лучковых ячейки над перемычкой, две из которых угловые с небольшими «переломами» в нижней части, «лучевая» расстекловка верхней части окна, витражная роспись «зеркала» «Воскрешение Иисуса Христа»; характер столярных заполнений оконных проёмов второго яруса: дробная расстекловка с небольшими равными ячейками; характер столярных заполнений оконных проёмов светового барабана: дробная девятичастная расстекловка с неравными прямоугольными ячейками, витражи в форме греческих крестов с лучами из белых матовых стёкол (необходимо восстановить при проведении научной реставрации);

местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов трапезной: размеры, прямоугольная форма с арочными перемычками и осевое расположение (по три на северном и южном фасадах) оконных проёмов; габариты, прямоугольная форма, осевое расположение дверных проёмов (внутренних) на западной и восточной стенах, соединяющих трапезную с колокольней и летним храмом; характер столярных заполнений оконных проёмов: дробная пятнадцатичастная с равными ячейками расстекловка нижней рамы, трёхчастная «стрельчатая» расстекловка фрамуги с раздвоенным средником лекальных очертаний;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление проёмов колокольни: расположение в центре фасада, размеры, прямоугольная форма первоначальных дверных проёмов на южном и северном фасадах первого яруса (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); арочные окна над нишами первоначальных южного и северного дверных проёмов (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений первоначальных дверных проёмов: световые фрамуги с дробной девятичастной с равными ячейками расстекловкой (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений арочных окон (северного и южного): дробная веерная расстекловка (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); габариты, прямоугольная форма, осевое расположение и характер первоначального столярного заполнения западного дверного проёма первого яруса; габариты, прямоугольная форма с арочными перемычками, осевое расположение сквозных проёмов второго и третьего ярусов;

материал капитальных стен объёмов – красный глиняный кирпич размером 29 (30) × 12 (13) × 7 (8) см, в том числе лекальный; материал покрытия сферических куполов – металлическая косая шашка; материал покрытия главки – косая металлическая шашка, выполненная в два цвета вертикальными рядами; материал кровли трапезной – металл;

композиция и архитектурно-художественное оформление стилобата летнего храма, включая парапет, состоящий из кирпичных оштукатуренных столбиков, первоначально восьмигранных, сглаженных на квадратном в плане крупном плинте с квадратной в плане базой, отделённой тонким астрагалом (валиком с полочкой), с профилированной тягой, отделяющей восьмигранную абаку, и пирамидальным завершением (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), и кованой решётки: узкие вертикальные прутья прямоугольного профиля, соединённые двумя горизонтальными тягами, нижняя из которых ограничивает решётку снизу, и размещённые между ними по линии тяг, отображённые по вертикали, разомкнутые внутрь омегообразные завитки с сильно скрученными слегка сужающимися концами, соединённые с вертикальными прутьями перехватами, и невысокие пиковидные навершия вертикальных прутьев, образованные центральным стержнем и расходящимися книзу обращёнными наружу симметричными завитками;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов летнего храма, включая рельефно выделенный цоколь; стилизованные портики-сандрики на ионических колоннах с гладкими фризами и треугольными фронтонами с профилированными горизонтальными и наклонными гейсонами в оформлении оконных проёмов, ориентированных на промежуточные направления сторон света; ленточный руст с широкими швами нижней части первого яруса до уровня сандриков, в том числе на алтарной апсиде; триглифно-метопный фриз с округлыми концентрическими розетками в метопах, с гуттами на тонких регулах, размещённых на вертикалях триглифов, и многообломный выносной промежуточный карниз с рядом мутул, отделяющий первый ярус храма от второго; простое обрамление и обработка уступом северного и южного проёмов; лёгкие прямые профилированные сандрики с гладким фризом на удлинённых тонких кронштейнах с лепной горизонтальной «насечкой» в верхней части и акантовыми листьями в нижней части лицевых граней; фигурные накладные доски над сандриками на вертикалях северного и южного проёмов; гладкий рельефно выделенный пояс в основании второго яруса на уровне фронтонов портиков, раскрепованный на вертикалях ризалитов, с узким дополнительным выступом на уровне подоконного пространства между ризалитами; профилированный архивольт строенных окон второго яруса с тонким лепным орнаментом из небольших ромбовидных зубцов (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации) и клинчатым замковым камнем в центре, завершённым полуваликом с полочкой, с помещёнными на них лепными розетками (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); крупные звездчатые семиконечные розетки над боковыми частями строенных окон (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); профилированный карниз и низкий гладкий барабан под сферическим куполом, раскрепованные на вертикалях ризалитов; оформление светового барабана-бельведера: гладкий подоконный пояс; парные пилястры с модульонами в верхней части в простенках; уступчатый венчающий карниз значительного выноса; глухой тонкий барабан узким профилированным пояском и сквозным металлическим подзором под главкой;

композиция и архитектурно-художественное оформление северного и южного портиков, восточного портика-апсиды и сохранившихся фрагментов западного портика: четыре сгруппированных по две колонны ордена, близкого к тосканскому, на невысоких квадратных пьедесталах, с плинтами и базами, с упрощёнными капителями, отделёнными от ствола колонны «ремешками»-астрагалами, с шейками, в нижней части которых размещены с небольшими промежутками вертикально поставленные сильно вырезанные со скруглёнными краями акантовые листья с загнутым наружу верхним краем, с кольцевым орнаментом из мелких заострённых книзу акантовых листьев, выполняющим роль эхина, и профилированной абакой; аналогично оформленные полуколонны у наружных граней портиков и пилястры, примыкающие к стене; узкая архитравная плита; триглифно-метопный фриз с круглыми концентрическими розетками в метопах и гуттами на тонких регулах, размещённых на архитраве на вертикалях триглифов; многообломный выносной карниз с рядом мутул; треугольный фронтон с профилированным гейсоном с рядом мутул и киматием; пятигранная неравносторонняя лепная вставка в тимпанах фронтонов «Всевидящее око» (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации); сомкнутые своды портиков с мелкопрофилированной обработкой оснований с рядом мелкого лепного орнамента (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации); крупная прямоугольная подоконная ниша восточного проёма;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезной, включая рельефно выделенный цоколь; угловые огибающие пилястры с упрощёнными капителями; простые рамочные наличники окон с несколько выступающей по ширине подоконной доской на небольших прямоугольных «камешках»; гладкий фриз и многообломный выносной карниз;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов первого яруса колокольни, включая рельефно выделенный цоколь; горизонтальный руст с широкими швами и клинчатыми квадрами над архивольтами арочных проёмов и ниши; триглифно-метопный фриз с округлыми концентрическими розетками в метопах и многообломный выносной промежуточный карниз с рядом мутул, отделяющий первый ярус колокольни от второго; металлический ажурный подзор карниза; плоская прямоугольная с арочным завершением ниша над входным проёмом на западном фасаде с клинчатым замковым камнем в перемычке, завершённым небольшим валиком; плоские прямоугольные вертикальные повышенные ниши первоначальных северного и южного дверных проёмов; оформленные аналогично колоннам входного портика угловые пилястры на лицевом (западном) фасаде;

композиция и архитектурно-художественное оформление двухколонного входного портика колокольни: колонны близкого к тосканскому ордена на невысоких квадратных пьедесталах, с плинтами и базами, с упрощёнными капителями, отделёнными от ствола колонны «ремешками»-астрагалами, с шейками, в нижней части которых размещены с небольшими промежутками вертикально поставленные сильно вырезанные со скруглёнными краями акантовые листья с загнутым наружу верхним краем (необходимо восстановить при проведении научной реставрации), с кольцевым орнаментом из мелких заострённых книзу акантовых листьев, выполняющим роль эхина, и профилированной абакой; аналогично оформленные пилястры портика; гладкий фриз портика и многообломный выносной карниз с рядом мутул с металлическим ажурным подзором; сомкнутый свод с мелкопрофилированной обработкой основания;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов второго яруса колокольни, включая пилястры коринфского ордена, расположенные на скошенных углах; профилированные импосты в основаниях арок проёмов по периметру простенков; небольшие полуколонны на базах с плинтами высотой до импостов в простенках проёмов; профилированная архитравная тяга, гладкий фриз и уступчатый промежуточный карниз, отделяющий второй ярус от третьего, с рядом мутул, раскрепованные на скошенных углах;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов третьего яруса колокольни, включая широкий пояс в основании яруса с плоскими прямоугольными горизонтальными нишами на вертикалях проёмов; угловые лопатки с крупным валиком в основании и небольшим валиком в завершении; простые рамочные обрамления проёмов, выделенные по вертикали узкими углублениями вдоль лопаток, завершёнными уступами; профилированные импосты в основаниях арок проёмов на внутренних гранях простенков; выделенные простыми выступами архивольты проёмов с укрупнёнными клинчатыми «замками», сильно сужающимися книзу и завершёнными под карнизом полочкой с валиком; гладкий фриз и двухуступчатый венчающий карниз с рядом дентикул; гладкий широкий глухой барабан под куполом; узкий гладкий глухой барабан в основании шпиля с профилированным карнизом значительного выноса (необходимо восстановить при проведении научной реставрации);

характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен всех трёх объёмов;

художественный металл: первоначальные кованые ограждения второго и третьего ярусов звонницы (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации): вертикальные прутья, соединённые кольцами на уровне середины с горизонтальными верхней и нижней связями на втором ярусе; вертикальные прутья, соединённые попарно по дуге на уровне нижней горизонтальной связи, кольцами на уровне середины; через один по дуге между двумя верхними горизонтальными связями;

историческая пространственно-планировочная структура: капитальные стены разделяют внутреннее пространство храма на функциональные объёмы: летний храм, трапезная, колокольня; в трапезной два иконостаса выделяют два престола, расположенных в восточной части, и небольшой проход в летний храм (в пределах первоначального западного портика летнего храма), крупные напольные симметрично расположенные в западных простенках у центральных окон киоты зонируют пространство; в летнем храме иконостас выделяет основной престол в восточной части, круговая шестнадцатиколонная галерея-хоры образует второй ярус храма, крупные симметрично расположенные у колонн на оси север-юг напольные киоты зонируют пространство;

оформление, материал, местоположение лестниц: винтовая лестница на галерею, расположенная в северной части первоначального западного портика летнего храма, состоящая из металлической центральной опорной стойки и простых клинообразных (забежных) деревянных ступеней, опирающихся на стены прямоугольной в плане лестничной шахты и центральную стойку, с простыми деревянными перилами и точёным балясником в ограждении верхней площадки; оформление и материал лестницы колокольни;

конструкция и характер связей капитальных стен и перекрытий интерьера: купольное сферическое перекрытие летнего храма; небольшой коробовый свод над алтарной частью летнего храма со щелыгой, ориентированной по оси восток-запад; коробовый свод трапезной; крестовые своды первого и второго ярусов колокольни; купольное сферическое перекрытие третьего яруса колокольни;

композиция и архитектурно-художественное оформление интерьера летнего храма, в том числе:

архитектурно-художественное оформление галереи: шестнадцать колонн коринфского ордена, облицованные искусственным мрамором (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации) с плинтом, базами, развитыми капителями, отделёнными от ствола колонны «ремешками»-астрагалами, с двумя рядами вертикально поставленных сильно вырезанных округлых акантовых листьев и третьим рядом более узких листьев, повторяющих кривизну нижних частей волют, с восьмью волютами, лицевые грани которых оформлены «дорожками» из рельефных колец, верхняя грань – акантовыми листьями; с несколько вогнутой абакой; с фигурным эхином, в центре вогнутых граней которого на выступающих частях абаки расположены строенные акантовые листья; узкая архитравная тяга, отделённая от фриза профилированной тягой, с мелкими дентикулами; широкий фриз с лепным орнаментом из тонких акантовых листьев, скрученных в разнонаправленные крупные завитки с небольшими цветочными розетками на концах; подкарнизный пояс с рядом ов, украшенных стилизованным ростком – крестообразной с раздвоенным верхним лучом со скруглёнными концами прорезью; выносной карниз, нижняя грань которого оформлена рядом двухуступчатых мутул с верхним уступом, украшенным короткими желобками-проточками и рядом бус внизу, с акантовым листом на нижней грани, чередующихся с лепными цветочными розетками с двумя ярусами лепестков: с шестилепестковым внутренним кольцом и различным количеством лепестков внешнего кольца (чередующиеся двенадцати- и восьмилепестковые розетки), боковая грань которого оформлена лепным орнаментом из чередующихся вертикально поставленных развитых акантовых листьев и небольших вертикально поставленных лавровых веточек, отделённым снизу рядом бус; столярное ограждение галереи, состоящее из квадратных в плане крупных опорных балясин с рельефно выделенным нижним и верхним плинтом, завершённых четырёхгранными пирамидами с лекальными гранями, увенчанными кубкообразными завершениями, точёных круглых в плане промежуточных балясин, нижней горизонтальной связи и точёных поручней;

архитектурно-художественное оформление первого яруса храма: оформленные аналогично колоннам, поддерживающим галерею, пилястры коринфского ордена, расположенные в проекции колонн, кроме алтарной части; шесть прямоугольных круглых с арочными завершениями ниш, расположенных на промежуточных осях между оконными и дверными (в том числе заложенными) проёмами, кроме алтарной апсиды, из которых четыре западные с монументальной живописью, с небольшими профилированными карнизами, выделяющими арочные завершения, и простым обрамлением архивольта; профилированные тонкие тяги по периметру, верхняя из которых проходит на уровне «ремешков»-астрагалов пилястр и повторяет их профиль, нижняя – примерно посредине между верхней тягой и оконными и дверными проёмами, с мелким стилизованным поребриком в верхней части, с треугольными ложными фронтонами над северным и южным проёмами, выполненных аналогичными тягами; профилированные тяги по периметру, ограничивающие плавную широкую падугу, переходящую в нижнюю поверхность галереи; лепные прямоугольные орнаменты, расположенные на падугах в промежутках между пилястрами, разделённые на тридцать небольших ложных кессонов, в центре каждого из которых расположена лепная цветочная розетка с двумя ярусами лепестков: с шестилепестковым внутренним кольцом и различным количеством лепестков внешнего кольца (двенадцати- и восьмилепестковые розетки чередуются в шахматном порядке); оформление алтарной части: сюжетные, орнаментальные и текстовые стеновые росписи, в том числе на своде, помещённые отдельными сюжетами в орнаментально и линейно выделенные «зеркала»; плоские узкие прямоугольные горизонтальные ниши на восточной стене: одна над восточным окном и две симметрично расположенные на уровне нижней трети окна; небольшие лепные цветочные розетки над живописными сюжетами на восточной стене; оформление арочного входного (западного) проёма с укрупнённым внутренним арочным проёмом с росписью на внутренней поверхности архивольта и храмозданной надписью на внутренней поверхности северной стены проёма; столярное заполнение входного (западного) дверного проёма: световая фрамуга с четырёхчастной радиусной расстекловкой, двупольные двери с прямоугольной, близкой к квадрату глухой нижней филёнкой и световой верхней с фигурной расстекловкой: сдвоенные прямоугольные крупные ячейки в середине каждой створки, сдвоенные полуциркульные ячейки в верхней и нижней узких частях, отображённые относительно горизонтальной оси; столярное заполнение внутреннего дверного проёма на лестницу: филёнчатая дверь с нижней и средней глухими филёнками и средней световой с фигурной расстекловкой; столярное заполнение внутреннего арочного оконного проёма лестничной клетки с четырёхчастной радиусной расстекловкой с прямым средником и промежуточными обвязками лекальных очертаний; монументальная живопись

местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление иконостаса: двухъярусный иконостас столярного исполнения, сложной конфигурации в плане, стилизованный под складень: выгнутая центральная часть (в проекции алтаря), незначительно вогнутые боковые части с прямыми узкими (в ширину боковых врат) ризалитами, расположенные под тупым углом к центральной части, глухие боковые стенки, расположенные под острым углом к боковым частям иконостаса, замыкающие алтарное пространство; рельефно выделенные плинтус и высокий цоколь, отделённый тонким пояском с рядом бус и катушек, завершённый небольшим карнизом, с резными симметричными провисающими драпировками на осях; оформление первого яруса: осевое расположение, прямоугольная форма, габариты проёмов: двухстворчатые Царские Врата – в центре иконостаса в обрамлении тонких колонн с упрощённой капителью, базой, каннелюрами в верхней части и фигурным эхином, высотой в первый ярус иконостаса на стилизованных фигурных импостах, спускающихся на цоколь, с лицевой гранью, покрытой горизонтальной «насечкой», с завитком внизу и небольшим «фартуком» округлых очертаний, покрытом диагональной сетки; оформление прямоугольных с выкружкой в верхней части створок Царских врат: резные накладные центрические композиции, расположенные на уровне цоколя: четыре угловых веерных розетки обрамляют крупную композицию растительного орнамента (восемь геометризированных расширяющихся кнаружи сильно вырезанных акантовых листьев-лучей, расходящихся от центральной розетки), вписанную в ромб, оформление верхней части врат: прорезной симметричный растительный орнамент, состоящий из рогов изобилия, лиственных и цветочных тонких ветвей, гирлянд, завитков, розеток и тонких вазонов, с четырьмя (по два на каждой створке) круглыми проёмами в простом обрамлении: в верхних – «Благовещение», в нижних – евангелисты, оформление нащельника линейным вертикальным резным орнаментом в форме горизонтально расположенных трёхлепестковых бутонов; над выкружкой Царских врат помещена резная скульптурная композиция «Святой дух» в форме радиально расходящихся лучей, образующих круг, в центре которого расположено горельефное анфасное изображение голубя; одностворчатые северные и южные врата в центре боковых частей иконостаса (в проекции оконных проёмов), обрамлённые на уровне первого яруса тонким линейным орнаментом из упрощённых акантовых листьев на перемычке и заострённых зубцов на боковинах; осевое расположение (симметрично относительно врат) и габариты крупных прямоугольных вертикальных проёмов, оформленных рамами с тонким линейным орнаментом из заострённых зубцов; небольшие колонны в углах между центральной и боковыми частями иконостаса, каннелированные в верхних двух третях, с квадратными тонким плинтом, базами и упрощёнными капителями с резным растительным орнаментом, на небольших стилизованных фигурных импостах с лицевой гранью, покрытой горизонтальной «насечкой», спускающихся на цоколь; небольшой межъярусный карниз, раскрепованный на вертикалях ризалитов, продолжающийся на глухих боковых стенках, с линейным орнаментом из ряда бус в нижней части и ряда мелких зубчиков в верхней части; оформление второго яруса: осевое расположение, габариты прямоугольных горизонтальных проёмов, оформленных рамами с тонким линейным орнаментом из ряда ов, с цветочными розетками на углах, с помещёнными над рамами треугольными композициями «Всевидящее око» (кроме крупного прямоугольного вертикального проёма над Царскими вратами, не имеющего оформления); вертикальные резные ленточные орнаменты с растительными мотивами и драпировками, размещённые на вертикалях колонн; фриз с резным растительным орнаментом из завитков тонких стилизованных акантовых листьев с вазонами на центральных осях боковых частей иконостаса, с трёхчастным стилизованным изображением рога изобилия на боковых осях центральной части иконостаса; подкарнизный пояс из стилизованных вертикально расположенных, направленных вниз изогнутых листьев-зубцов; оформление стилизованного выносного карниза с разрывом на оси Царских врат, с четырьмя архивольтами над боковыми осями боковых частей иконостаса, в которых помещены арочные проёмы с простым обрамлением, со стилизованными метопами, в которых помещены цветочные восьмилепестковые розетки, разделёнными узкими «дорожками» с поперечной «насечкой» (на глухих боковых стенках – без розеток), с профилированной тягой и поясом из стилизованных вертикально расположенных, направленных вверх, несколько изогнутых упрощённых акантовых листьев-зубцов; расположенные над карнизом резные композиции: симметричные резные орнаментальные композиции из акантовых листьев на боковых осях центральной части иконостаса, фланкирующие центральную резную композицию из растительной розетки, на которой расположена стилизованная подушка, изображённая горизонтальной драпировкой с перехватами по сторонам, с царским венцом, резные композиции на центральных осях боковых частей иконостаса, состоящие из лучей и символического возвышения, на фоне которых изображены справа ветхозаветные символы (слева направо): скрижали, венец (далее элемент утрачен); слева – новозаветные символы (слева направо): Евангелие, потир и крест; отстоящая от лицевой линии иконостаса трёхсоставная резная объёмная скульптурная композиция «Распятие»: в центре восьмиконечный крест с распятым Иисусом Христом, слева от него Богородица, справа – Иоанн Богослов;

архитектурно-художественное оформление второго яруса храма: широкий подоконный пояс с уступом в верхней части, выделенным профилированной тягой; профилированные архивольты окон с рядом мелких заострённых зубцов; симметричные орнаментальные композиции над архивольтами окон, состоящие из опрокинутого углового вазона-«зонтика», расположенного в верхнем наружном от архивольта углу, отходящего от него центрального (осевого) симметричного стилизованного акантового побега, завершённого симметричными небольшими одинарными завитками акантовых листьев, с симметрично отходящими от него крупными одинарными завитками акантовых листьев, развитыми боковыми завитками, обрамляющими боковые стороны архивольта: спускающегося вниз крупного раздвоенного завитка и развивающихся по горизонтали уменьшающихся завитков со стилизованным соцветием на конце; прямоугольные накладные доски в простенках окон с помещёнными на них лепными крупными квадратными профилированными рамами, оформленными лепными орнаментами из коротких округлых акантовых листьев и ряда бус, с крупным лепным венком из лавровых ветвей в центре и четырьмя лепными восьмилепестковыми цветочными розетками с выпуклой серединой по углам; уступчатый мелкопрофилированный карниз, отделяющий купол; вертикальное восьмичастное членение купола, выполненное вертикальными «лентами» орнаментов из сильно закрученных завитков тонких акантовых листьев с небольшими стилизованными цветами на концах, ограниченных тонкими тягами с рядом бус; параллельные лентам орнамента, расположенные близко к ним тонкие тяги, выделяющие боковые «ленты», оформленные рядом бус с внутренней стороны и рядом упрощённых мелких акантовых листьев-зубцов с внешней, выделяющим сегменты купола, усечённые кольцом в центре, и соединяющимся с соседним по дуге кольцом расположенные по кругу в нижней части купола объёмные лепные фигуры серафимов (парные симметричные на боковых «лентах») и херувимов (на осях сегментов купола, выделенных «лентами»), соединенные крупными провисающими лепными гирляндами из виноградных листьев с цветами; широкое гладкое кольцо с профилированным внутренним краем в основании светового барабана в центре купола; роспись в центре светового барабана с изображением Саваофа;

композиция и архитектурно-художественное оформление интерьера трапезной, включая сохранившиеся фрагменты первоначального западного портика летнего храма, монументальную живопись: стеновые и потолочные, сюжетные и орнаментальные росписи; местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление северного и южного иконостасов: двухъярусные иконостасы столярного исполнения Г-образные в плане со скошенным углом, соединённые архивольтом; осевое расположение, габариты и оформление проёмов, в том числе крупных прямоугольных вертикальных проёмов первого яруса, помещённых в рамы с линейными резными орнаментами в форме ряда зубцов, ов, упрощённых заострённых листьев, и высоких проёмов Царских врат; оформление прямоугольных с выкружкой в верхней части створок Царских врат: верхняя часть оформлена богатым прорезным орнаментом из завитков развитых акантовых листьев, обрамляющим овальные вертикальные рамы медальонов (по два на каждой створке: «Благовещение» и «Евангелисты»), и резными вставками из прорезных розеток-рокайлей с завитками под выкружкой, нижняя часть оформлена накладными розетками: овальные вертикальные рамы медальонов, оформленные завитками сверху и снизу, обрамлены орнаментом из сильно вырезанных и выгнутых развитых акантовых листьев; нижняя кромка ворот прикрыта одноступенчатым плинтусом; нащельник оформлен линейным орнаментом из лавровых листьев с шариками на оси; над выкружкой Царских врат помещена резная скульптурная композиция в форме радиально расходящихся лучей, образующих круг, в центре которого расположено горельефное изображение голубя (на северных вратах – вид сверху, на южных – вид снизу); осевое расположение, габариты и оформление небольших прямоугольных горизонтальных проёмов второго яруса; рельефно выделенные, раскрепованные на вертикалях простенков плинтус и высокий цоколь, оформленный на осях резными орнаментами в форме провисающих драпировок на скошенных углах, на раскреповках – удлинёнными вертикальными звездчатыми розетками, на лицевых западных сторонах – крупными округлых очертаний восьмилепестковыми розетками из развитых расширяющихся к концам акантовых листьев и центральной цветочной розетки, на боковых сторонах, формирующих проход в летний храм, – венками из стилизованных листьев (утраченные элементы необходимо восстановить при проведении научной реставрации) с четырьмя перехватами и помещёнными в них мальтийскими крестами: небольшой крест на фоне восьмиконечной «орденской» звезды, укрупнённый крест с короткими промежуточными «лучами» с трёхгранными квадрами призматического руста на основных лучах и выпуклым средокрестием, а также провисающая драпировка; тонкие резные колонны с базами, упрощёнными капителями и фигурным эхином, высотой в два яруса в простенках; резные линейные орнаментальные мотивы растительного рисунка, расположенные на осях над вторым ярусом, и расположенные между ними (над простенками) небольшие резные цветочные розетки; мелкопрофилированный выносной карниз с линейным орнаментом в форме стилизованных вертикально расположенных, направленных вниз незначительно изогнутых листьев-зубцов в нижней части; прямоугольный горизонтального расположения фронтон на оси Царских врат с прямоугольным горизонтальным проёмом, оформленным простой гладкой рамой, с резными модульонами по бокам, наружная грань которых украшена упрощёнными акантовыми листьями, в центре нижнего завитка модульона – цветочная розетка с вынесенным горизонтально вперёд удлинённым стилизованным цветком лилии, небольшим карнизом в завершении, над которым размещена резная композиция из полукольца с помещённой в него цветочной полурозеткой из ажурных и сплошных лепестков, увенчанного мальтийским крестом, фланкированного стилизованными бутонами; овальные вертикальные медальоны на подставках, размещённые на осях, с резным обрамлением растительного (травяного) орнамента со стилизованной фронтально размещённой «розой» у основания и тремя аналогичными «розами» в верхней части, увенчанными лучами-листьями; резные композиции над скошенными углами, состоящие из радиальных лучей, образующих полукруг, полуциркульной фестончатой фигуры – возвышения, на фоне которых изображены новозаветные символы: крест, потир и Евангелие; треугольные фронтоны на боковых сторонах, обращённых к проходу в летний храм с орнаментальной вензелеобразной розеткой в тимпане, состоящей из тонких стилизованных акантовых листьев с двумя симметричными завитками в центре розетки;

печь, облицованная гладкими белыми изразцами, в северо-западном углу первого яруса колокольни-притвора;

элементы декоративно-прикладного искусства, станковая живопись: церковная утварь и другие движимые предметы культа, в том числе оформление напольных киотов летнего храма, в том числе лицевой (западный) фасад северного киота и лицевой (западный) фасад правой части сдвоенного южного киота: рельефно выделенный плинтус, отделённый линейным орнаментом в форме трёхлепестковых бутонов, чередующегося с овами (основной мотив); раскреповка на боковинах фасада; высокий рельефно выделенный цоколь, на северном киоте: с крупной прямоугольной выделенной уменьшенным орнаментом аналогичного рисунка филёнкой, в центре которой находится резная розетка из стилизованных упрощённых выгнутых волной акантовых листьев в форме вертикального ромба с «пуговкой» в центре, вертикальные прямоугольные узкие филёнки на боковинах, выделенные аналогичным орнаментом, с линейной резной композицией в форме букета, состоящего из банта со сдвоенными петлями, наложенного на стебли, и расположенных последовательно над ним упрощённых стилизованных акантовых листьев с объёмной четырёхлепестковой «розой» (на нижних четырёх листьях), направленной вверх виноградной упрощённой кистью (на следующих четырёх листьях), двух асимметрично расположенных желудей (на следующей паре листьев), небольшой объёмной трёхлепестковой «розой» с «пуговкой» в центре (на верхних четырёх листьях); на южном киоте: вертикальные прямоугольные узкие филёнки на боковинах, выделенные аналогичным орнаментом, с линейной резной композицией в форме букета, состоящего из банта с отходящими короткими боковыми побегами, наложенного на стебли, и расположенных последовательно над ним упрощённых стилизованных акантовых листьев с объёмной четырёхлепестковой «розой» (на нижних четырёх листьях), уплощённой пятилепестковой цветочной розеткой с выпуклым центром (на следующих четырёх листьях), двух асимметрично расположенных желудей (на следующей паре листьев), небольшим объёмным бутоном (на верхних четырёх листьях); профилированный карниз между цоколем и основной частью; прямоугольный проём в профилированной раме в центре основной части; прямоугольные горизонтальные плашки под рамой, на южном киоте – с дарственной надписью: «Отъ 6 петербургскихъ жителей стараниемъ Ивана Михайловича Глебычева 1907 г»; небольшие колонны на вертикалях боковин с прямоугольным пьедесталом, завершённым плинтом, профилированной базой из двух валиков с выкружкой между ними, ромбовидный вертикальный призматический руст в нижней трети ствола колонны, спиралевидный орнамент в форме виноградной лозы с гроздьями в верхней части ствола колонны, профилированный пояс, отделяющий ствол колонны от капители, коринфская капитель с рядом акантовых листьев, волютами и фигурной абакой, короткая прямоугольная в плане «архитравная» опора завершения киота с накладным мальтийским крестом на лицевой грани; профилированный карниз в завершении киота, отделённый упрощённым орнаментом, сходным с основным мотивом; треугольный щипец над основной частью киота с помещённой в него резной композицией («Святой Дух»), вписанной в треугольник: горельефное анфасное изображение голубя с раскинутыми крыльями в центре на фоне возвышения – «облака» из плотных плоских завитков на радиально расходящихся лучах; стилизованные объёмные чаши-бутоны над боковинами северного киота и четырёхконечный латинский крест с мелкозубчатыми краями на шаре-«яблоке», фланкированном тонкими завитками развёрнутых в профиль акантовых листьев над «коньком» киота; шарообразные стилизованные чаши над боковинами южного киота и каннелированный восьмиконечный крест, оформленный аналогично кресту северного киота;

лицевой (западный) фасад левой части сдвоенного южного киота: раскреповка фасада на боковинах; рельефно выделенный плинтус, отделённый четвертьваликом; высокий рельефно выделенный цоколь с крупной прямоугольной выделенной четвертьваликом филёнкой, в центре которой находится резная розетка из равноконечного каннелированного креста с трилистными скруглёнными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделённой лучами креста, вписанного в кольцо с развитыми, повёрнутыми в профиль тонкими акантовыми листьями, отходящими от кольца по бокам и образующими на промежуточных осях креста завитки, симметричные, отображённые по вертикали с перехватами на боковых частях, смыкающиеся на вертикальной оси креста; вертикальные прямоугольные узкие филёнки на боковинах, выделенные четвертьваликом, с линейной резной композицией, симметричной, отображённой по горизонтали, из центральной скруглённой розетки со звёздчатой серединой с отходящими уплощёнными развёрнутыми в профиль акантовыми листьями, пересекающимися и образующими розетки, сходные по форме с французской лилией, более крупные с развитым мотивом промежуточные и упрощённые крайние; профилированный карниз между цоколем и основной частью и узкая промежуточная тяга под карнизом; прямоугольный проём в профилированной с рядом мелких квадров «бриллиантового» руста раме в центре основной части; небольшие колонны-балясины на вертикалях боковин: пьедесталы с наложенной на лицевую грань плоской резной звёздчатой четырёхконечной розеткой, гладкая база, над которой расположен валик с незначительным выступом, выделенный крупными выкружками, сужающаяся кверху каннелированная нижняя часть балясины, центральный укрупнённый валик с выкружкой и меньшим валом с небольшими выступами, прямая каннелированная верхняя часть балясины, тонкие «ремешки», валик и выкружка в верхней части, прямоугольный верхний плинт с резным орнаментом в форме вытянутой вверх омеги с лиственным орнаментом со скруглёнными концами; фриз с арочным щипцом и резной композицией из S-образных боковых завитков акантовых листьев, развёрнутых в профиль, центральных омегообразных развитых завитков, образующих возвышение с расположенным над ним четырёхконечным каннелированным латинским крестом с трилистными скруглёнными завершениями основных лучей, резные розетки лекальных очертаний, сходных со стилизованным плоским картушем, с отверстием в центре на боковинах фриза; профилированный карниз с рядом мелких квадров «бриллиантового» руста, завершённый резными каплевидными розетками над боковинами с помещёнными в них стилизованными французскими лилиями, и центральной резной композицией из симметричных развитых разнонаправленных (Т-образных крупных центральных и S-образных мелких боковых) акантовых листьев, увенчанной четырёхконечным латинским крестом со стреловидными окончаниями лучей;

оформление напольных (северного и южного) киотов трапезной: раскреповка фасада на боковинах; рельефно выделенный плинтус, отделённый четвертьваликом; высокий рельефно выделенный цоколь с крупной прямоугольной выделенной четвертьваликом филёнкой, в центре которой находится резная розетка из равноконечного каннелированного креста с трилистными скруглёнными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделённой лучами креста, вписанного в кольцо с развитыми, повёрнутыми в профиль тонкими акантовыми листьями, отходящими от кольца по бокам и образующих на промежуточных осях креста завитки, симметричные, отображённые по вертикали с перехватами на боковых частях; вертикальные прямоугольные узкие филёнки на боковинах, выделенные четвертьваликом, с линейной резной композицией, симметричной, отображённой по горизонтали, из центральной скруглённой розетки со звёздчатой серединой с отходящими уплощёнными развёрнутыми в профиль акантовыми листьями, пересекающимися и образующими розетки, сходные по форме с французской лилией, более крупные с развитым мотивом промежуточные и упрощённые крайние; профилированный карниз между цоколем и основной частью и узкая промежуточная тяга под карнизом; прямоугольный проём в профилированной с рядом мелких квадров «бриллиантового» руста раме в центре основной части; небольшие колонны-балясины на вертикалях боковин: пьедесталы с наложенной на лицевую грань плоской резной звёздчатой четырёхконечной розеткой, гладкая база, завершённая валиком, цилиндр ствола балясины, выделенный с обеих сторон валиками с выкружками, небольшой короткий энтазис с орнаментом из вертикально расположенных скруглённых развитых акантовых листьев, укрупнённый вал с пояском в центре, отделённый в обеих сторон выкружками с валиками, каннелированный ствол балясины, отделённый от верхних коротких цилиндров ствола с промежуточными меньшими валиками более крупным валиком, прямоугольный верхний плинт с резным орнаментом в форме вытянутой вверх омеги с лиственным орнаментом со скруглёнными концами; фриз с арочным щипцом и резной композицией из равноконечного каннелированного креста с трилистными лилиеобразными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделённой лучами креста, вписанного в кольцо, от верхней дуги которого отходят вниз и вбок симметричные упрощённые акантовые листья, и нижней линии орнамента с акантовым мотивом, повторяющим кривизну нижней дуги кольца, плоские резные звёздчатые четырёхконечные розетки на боковинах фриза, профилированный карниз с рядом мелких квадров «бриллиантового» руста, завершённый резными каплевидной формы фестончатыми розетками с боковыми завитками-волютами над боковинами с помещёнными в них стилизованными лилиеобразными розетками, и центральной резной композицией из симметричных развитых разнонаправленных (Т-образных крупных центральных, S-образных мелких боковых и разогнутых нижних) каннелированных акантовых листьев, увенчанной четырёхконечным латинским крестом со стреловидными окончаниями лучей;

другие подлинные элементы внешнего и внутреннего убранства здания.

1

УТВЕРЖДЁН

приказом

департамента культуры Ярославской области

от 06.12.2013 № 52

Предмет охраны

объекта культурного наследия регионального значения

«Ансамбль церкви во имя преподобного Сергия Радонежского: церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, 1779–1787 гг., 1906 г.; ограда со Святыми воротами, угловыми башнями и южными воротами, последняя треть XIX в.»

(Ярославская обл., Ростовский район, с. Мосейцево, ул. Труда, д. 45)

Предметом охраны объекта культурного наследия «Ансамбль церкви во имя преподобного Сергия Радонежского: церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, 1779–1787 гг., 1906 г.; ограда со Святыми воротами, угловыми башнями и южными воротами, последняя треть XIX в.» являются:

градостроительная роль ансамбля, участвующего в формировании разреженной линии застройки улицы Труда, являющегося композиционным центром и высотной доминантой застройки села;

территория ансамбля, исторически сложившаяся как свободное пространство вокруг построек ансамбля, включающая в себя пространство в границах ограды ансамбля, а также территорию за пределами ограды, ограниченную с севера трассой улицы Труда, с востока – трассой пешеходной дорожки, с запада – территорией соседнего (№ 47) строения, с юга – трассой пешеходной дорожки;

визуальный коридор вдоль улицы Труда;

центрическая планировка ансамбля и его объёмно-пространственная композиция, центром которой является здание храма, периметр которой образует ограда с угловыми башнями и южными воротами, лицевую (западную) сторону которой формируют Святые ворота; силуэтные характеристики здания церкви, Святых ворот и угловых башен ограды;

общее художественное решение ансамбля и архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы) памятников, входящих в его состав:

церковь во имя Сергия Радонежского Чудотворца, 1779–1787 гг., 1906 г.;

ограда, в составе которой находятся южные ворота, а также четыре угловых башни: северо-западная, юго-западная, северо-восточная, юго-восточная, 1870-е – 1880-е гг.;

Святые ворота, 1870-е – 1880-е гг.

1

УТВЕРЖДЁН

приказом

департамента культуры Ярославской области

от 06.12.2013 № 52

Предмет охраны

объекта культурного наследия местного (муниципального) значения

«Церковь во имя Сергия Радонежского Чудотворца,

1783–1789 гг., 1834 г., 1906–1907 гг.»

(Ярославская обл., Ростовский район, с. Деболовское, д. 104а)

Предметом охраны объекта культурного наследия «Церковь во имя Сергия Радонежского Чудотворца, 1783–1789 гг., 1834 г., 1906–1907 гг.» являются:

композиционные особенности здания, представляющего собой высотную доминанту и композиционный центр села Деболовское;

линейная, ориентированная по оси восток-запад асимметричная объёмно-пространственная композиция сложного объёма храма трапезного типа, состоящего из основного храма и южного придела:

основной храм – крупный объём двухсветного пятиглавого четверика с примыкающей с востока пониженной пятигранной алтарной апсидой; одноярусная прямоугольная в плане трапезная, примыкающая к четверику с запада с незначительным отступом по линии северного фасада; четырёхъярусная прямоугольная в плане колокольня, расположенная с большим отступом по линии северного фасада трапезной, с примыкающей с запада небольшой прямоугольной в плане папертью с пониженной прямоугольной в плане кладовой в одну ось шириной, расположенной с юга; четырёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши четверика; размеры, форма круглых в плане барабанов под главами четверика: глухих боковых и светового центрального; луковичная, повышенного профиля форма глав, увенчанных восьмиконечными крестами с «яблоком» в основании; пятискатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой шатровой крыши апсиды; двухскатная форма, габариты, угол наклона скатов первоначальной прямой крыши трапезной; четырёхгранная форма, габариты купола колокольни, увенчанной шпилем с конусовидным широким основанием на квадратном в плане световом барабане, габариты, первоначальная форма шпиля, завершённого восьмиконечным крестом; габариты, скатная форма, угол наклона скатов первоначальной крыши паперти и кладовой;

южный придел – одноярусный, прямоугольный в плане, одноглавый, вытянутый по оси восток-запад, меньший по длине объём, примыкающий к основному храму с юга, с полукруглой апсидой, перекрытой конхой, со слабым ризалитом южного (бокового) фасада; скатная форма, габариты, угол наклона скатов первоначальной крыши придела; размеры, форма барабана под главкой придела, расположенного на квадратном в плане основании; первоначальная форма главки, увенчанной восьмиконечным крестом;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проёмов на фасадах основного храма: размеры, осевое расположение прямоугольных с арочными перемычками окон четверика; размеры, осевое расположение прямоугольных с лучковыми перемычками окон трапезной, в том числе на южной (внутренней) стене, и на боковых (северном и южном) фасадах апсиды; размеры, осевое расположение прямоугольных с арочными перемычками крупных проёмов первого, третьего и четвёртого ярусов колокольни;  размеры, осевое расположение прямоугольных с лучковыми перемычками небольших проёмов второго яруса колокольни; размеры, осевое расположение первоначального прямоугольного входного проёма на северном фасаде паперти (в настоящее время заложен до оконного – целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); размеры, осевое расположение первоначального прямоугольного с арочной перемычкой входного проёма на западном фасаде паперти (в настоящее время заложен – целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); размеры, осевое расположение прямоугольного с арочной перемычкой небольшого оконного проёма в южной стене кладовой и первоначально входного проёма в западной стене кладовой;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проёмов на фасадах южного придела: размеры, осевое расположение прямоугольных с арочными перемычками оконных проёмов; размеры, осевое расположение арочного проёма в тимпане фронтона на южном фасаде;

материал капитальных стен объёмов – красный глиняный кирпич размером 29–31Ч15–16Ч8–9 см, сложенный способом старорусской кладки (чередование тычков и ложков); материал кровли – металл;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов четверика основного храма, в том числе рельефно выделенный цоколь; угловые огибающие пилястры, горизонтально рустованные с широкими швами на уровне первого яруса, с крупными прямоугольными вертикальными филёнками на уровне второго яруса на северном фасаде; фигурные наличники простого профиля окон первого этажа, расположенные с небольшим отступом от проёмов, с профилированными арочными сандриками, соединёнными с наличниками прямыми боковинами-«ушками» с небольшими «серьгами», с трёхлепестковыми замковыми камнями с повышенной скруглённой средней частью, с небольшими угловыми элементами на нижних углах, продолжающими боковины; фигурные наличники простого профиля окон второго этажа, расположенные с небольшим отступом от проёмов, с клинчатыми замковыми камнями с повышенной серединой, небольшими «ушками» с фигурными «серьгами», с небольшими прямоугольными досками на нижних углах, продолжающими боковины и нижние части наличников, и небольшими полочками-импостами с уступом на боковых поверхностях проёмов в основании архивольтов; гладкий фриз по периметру, отделённый от стеновой поверхности тягой из двух полок, раскрепованный пилястрами; уступчатый развитой карниз с рядом «городков», раскрепованный пилястрами; простые пояски-валики в верхних и нижних частях барабанов;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов апсиды и трапезной основного храма, в том числе рельефно выделенный цоколь; угловые горизонтально рустованные с широкими швами пилястры на северной, восточной и южной гранях апсиды, на северо-западном углу трапезной; фигурные наличники окон (в том числе ложных окон апсиды) с трёхчастными замковыми камнями с повышенной средней частью, «ушками» с «серьгами» и небольшими прямоугольными вертикальными досками на нижних углах; гладкий фриз по периметру, отделённый от стеновой поверхности тягой из двух полок, раскрепованный пилястрами; многоуступчатый развитой карниз с рядом «городков», раскрепованный пилястрами;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов  колокольни, в том числе оформление первого яруса: рельефно выделенный цоколь; угловые горизонтально рустованные с широкими швами пилястры; клинчатый замковый камень над архивольтом северного проёма; профилированные тяги-импосты в основании архивольта на лицевой и внутренней поверхностях арки северного проёма; угловые с выпущенным углом горизонтально рустованные пилястры; гладкий фриз по периметру, отделённый от стеновой поверхности тягой из двух полок, раскрепованный пилястрами; многоуступчатый развитой карниз с рядом «городков», раскрепованный пилястрами; оформление второго яруса: угловые пилястры без баз с выпущенными углами, с крупными прямоугольными вертикальными филёнками; крупные плоские фигурные оконные ниши с арочным завершением и небольшим перехватом-импостом на внутренней грани в основании архивольта; рамочные, расположенные с отступом от проёма, наличники простого профиля с лучковой перемычкой и незначительными «плечиками»; многоуступчатый карниз, раскрепованный пилястрами; оформление третьего яруса: угловые пилястры с выпущенным углом, с гладкими пьедесталами и фигурными накладными досками горизонтального расположения на них; с обрамлением проёмов простого профиля с трёхлепестковым замковым камнем с повышенным центральным лепестком и профилированными тягами-импостами в основании архивольта на лицевой и внутренней поверхностях проёмов; профилированный карниз, раскрепованный пилястрами; оформление четвёртого яруса: прямоугольные квадратные в плане тумбы на углах; угловые колонны композитного ордена, близкого к тосканскому; слабые ризалиты на всех гранях, оформленные короткими пилястрами-импостами и небольшими плоскими вертикальными нишками в форме ромба на вертикалях пилястр; гладкий рельефно выделенный фриз и профилированный карниз, раскрепованные на вертикалях ризалитов; гладкий пояс под четырёхгранным куполом; небольшие ложные люкарны с круглой плоской нишей в центре и треугольными фронтонами в основании купола; прямоугольная, квадратная в плане тумба-основание шпиля с выступающим поясом в основании, плоскими прямоугольными с лучковыми перемычками-нишками на гранях, карнизом из валика с небольшими круглыми «подвесками» на осях и ряда зубцов;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов паперти с кладовой, в том числе рельефно выделенный цоколь; угловые пилястры, огибающие на западном фасаде, с крупными вертикальными восьмигранными (прямоугольными со скошенными углами) филёнками, смещёнными от центра книзу, и широким рустовым швом, отделяющим единичные нижние квадры; промежуточная тяга простого профиля на западном фасаде, раскрепованная на пилястрах (сохранилась на пилястрах, на поверхности стен необходимо восстановить при проведении научной реставрации); крупная плоская арочная ниша на северном фасаде (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); прямоугольные с арочными завершениями ниши (глубину и конфигурацию необходимо уточнить при проведении научной реставрации), симметричные относительно центрального проёма западного фасада, оформленные рамочным наличником простого профиля с простыми лучковыми сандриками-валиками, акцентирующими архивольты; оформление западного проёма: обработанный выкружкой архивольт, фигурный с повышенной незначительно заострённой средней частью замковый камень над архивольтом; уступчатая архитравная тяга; гладкий фриз, раскрепованный на вертикалях пилястр, на западном фасаде – на вертикалях пилонов фронтона; простой карниз-полка; прямоугольные квадратные в плане тумбы парапета на углах над западным фасадом с простой тягой-полочкой в средней части и уступчатым карнизом, завершённые пирамидально; арочный перспективный (необходимо восстановить при проведении научной реставрации) фронтон: два крупных пилона, завершённые уступчатыми карнизами, с расположенными на лицевых гранях плоскими прямоугольными вертикальными нишками, поддерживающие архивольт, обработанный валиком (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); в оформлении фасадов кладовой: рельефно выделенный цоколь, угловые огибающие пилястры; карниз, раскрепованный пилястрами; прямоугольная с арочным завершением ниша на западном фасаде (глубину и конфигурацию необходимо уточнить при проведении научной реставрации), оформленная рамочным наличником простого профиля с простым лучковым сандриком-валиком, акцентирующим архивольт; оформление уступом и простой подоконной полкой небольшого оконного проёма на южной стене;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов южного придела, в том числе рельефно выделенный цоколь; оконные проёмы, обработанные уступом; плоские оконные арочные ниши на южном и восточном (апсида) фасадах, обработанные валиком / рамкой (необходимо уточнить и восстановить при проведении научной реставрации), на боковых осях южного фасада – укрупнённые с помещёнными в них крупными клинчатыми замковыми камнями и клинчатыми «каменьями», расположенными веерно с промежутками, оформляющими архивольты проёмов; подоконные полки простого профиля шириной в оконную нишу на южном и восточном фасадах; рамочные наличники простого профиля окон западного фасада придела с простыми тягами-импостами в основании архивольта; тяга простого профиля на фасадах на уровне оснований архивольтов, продолжающаяся в оконных нишах как импосты архивольтов (на поверхности стен необходимо восстановить при проведении научной реставрации); уступчатый карниз придела и апсиды; оформление уступом арочного окна в тимпане с клинчатым замковым камнем;

характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен;

художественный металл: крупная металлическая сетка из прута круглого сечения с перехватами в местах пересечения, с ячейками в форме ромба в ограждении третьего яруса колокольни;

пространственно-планировочная структура интерьера: историческая линейная планировка основного храма и придела в капительных стенах;

внутристенная кирпичная лестница на первый ярус колокольни;

материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий: сомкнутые своды четверика, апсиды и первого яруса колокольни основного храма; коробовый свод трапезной со щековыми распалубками над дверным и оконными проёмами;

архитектурно-художественное оформление интерьера, в том числе профилированные тяги-импосты по периметру столбов нижнего яруса колокольни в основании архивольтов; оформление трапезной основного храма: обрамление оконных проёмов профилированными штукатурными тягами (необходимо восстановить по существующим фрагментам при проведении научной реставрации) и мелкопрофилированный с рядом зубцов пояс в основании свода по периметру (необходимо восстановить по существующим фрагментам при проведении научной реставрации); фрагментарно сохранившиеся росписи в алтарях, в четверике и трапезной; прямоугольная с лучковой перемычкой кованая дверная решётка в проёме, соединяющем трапезную и первый ярус колокольни, из вертикально расположенных волнообразно изогнутых прутьев круглого сечения с перехватами в местах смыкания верхушек волн друг с другом, образующими ромбообразный с лекальными сторонами рисунок;

другие подлинные элементы внешнего и внутреннего убранства храма.

1

УТВЕРЖДЁН

приказом

департамента культуры Ярославской области

от 06.12.2013 № 52

Предмет охраны

объекта культурного наследия местного (муниципального) значения

«Дом специалистов» – первый кооперативный жилой

многоквартирный дом в Ярославле, 1928–1932 гг.»

(г. Ярославль, Народный пер., д. 6)

Предметом охраны объекта культурного наследия «Дом специалистов» – первый кооперативный жилой многоквартирный дом в Ярославле, 1928–1932 гг.» являются:

композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки Народного переулка, улицы Волкова, замыкающего композицию Советской площади;

объёмно-пространственная композиция четырёхэтажного с подвалом сложного в плане с ломаной линией дворового фасада здания, состоящего из шести одноподъездных секций: расположенный вдоль оси Народного переулка основной блок из пяти секций, размещённых в одну линию, отличающихся по ширине (первая (юго-западная) и четвёртая – в пять осей; вторая, третья и пятая по лицевому (юго-восточному) фасаду – в семь осей), чётные секции расположены с незначительным смещением по оси, образующим отступ по линии лицевого (юго-восточного) фасада и выступ по линии дворового (северо-западного) фасада; шестая секция (северо-восточная) в пять осей по лицевому (северо-восточному) фасаду, в две оси по боковому (южному) фасаду, с прямоугольным сквозным проездом на северной оси лицевого (восточного) фасада расположена вдоль оси улицы Волкова, примыкает южным углом к северному углу блока; скатная форма, габариты, существующий угол наклона скатов и высотные отметки по коньку прямых крыш с вальмами и слуховыми окнами на скатах; местоположение, конфигурация, конструкция, габариты и оформление консольных прямых (основного блока) и огибающих (на восточном углу северо-восточной секции) балконов на втором – четвёртом этажах лицевых фасадов, в том числе симметричное относительно центральной оси расположение балконов на секциях, оформление ограждений балконов: металлическая решётка простого рисунка из прута круглого сечения с угловыми стойками из прута квадратного профиля с перехватами на уровне горизонтальных тяг; 

местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов на фасадах: осевое расположение, прямоугольная форма, в том числе горизонтальных узких проёмов подвала, вертикальных ленточных проёмов лестничных клеток; характер первоначальных столярных заполнений оконных и дверных проёмов;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе рельефно выделенный цоколь по периметру основного блока и северо-восточной секции; прямоугольные консольные козырьки над входными проёмами; двухуступчатый венчающий карниз;

характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен лицевых фасадов;

колористическое решение фасадов: серый цоколь; выделенные цветом горизонтали оконных проёмов: на первом этаже – от цоколя до верхней кромки оконных проёмов, на последнем этаже – простенки оконных проёмов; простенки, включая внешние, трёх центральных оконных проёмов второго и третьего этажей широких секций основного блока: второй с юго-запада, третьей, пятой;

пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах;

другие подлинные элементы внешнего и внутреннего убранства здания: железобетонные лестницы в подъездах с деревянными перилами; сохранившиеся на ряде дверных полотен квартир с наружной стороны металлические таблички с именами их первых владельцев; механические звонки с поворотным механизмом.

2

УТВЕРЖДЁН

приказом

департамента культуры Ярославской области

от 06.12.2013 № 52

Предмет охраны

объекта культурного наследия местного (муниципального) значения

«Дом доходный с трактиром Праутиных – Виноградова – Работновых,

рубеж XVIII–XIX вв., 1863 г., 1890-е годы»

(г. Ярославль, ул. Свободы, д. 21/67)

Предметом охраны объекта культурного наследия «Дом доходный с трактиром Праутиных – Виноградова – Работновых, рубеж XVIII–XIX вв., 1863 г., 1890-е годы» (г. Ярославль, ул. Свободы, д. 21/67) являются:

композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии исторической застройки улиц Свободы и Республиканской, закрепляющего угол квартала;

объёмно-пространственная композиция прямоугольного в плане двухэтажного с антресолью с южной стороны и подвалом с северной стороны, с заглублённым юго-восточным углом (необходимо восстановить при проведении комплексной научной реставрации) западного (углового) объёма с двумя лицевыми фасадами: северным по ул. Свободы – в шесть оконных осей, западным по Республиканской ул. – в семь оконных осей; четырёхскатная форма, габариты, существующий угол наклона скатов и высотные отметки по коньку прямой вальмовой крыши; форма и размеры круглых слуховых окон с треугольными фронтончиками на южном и восточном скатах крыши;

конструкции уплощённых коробовых сводов подвала западного объёма со щековыми распалубками над дверными проёмами; опорная арка над средней площадкой лестницы в восточной части западного объёма;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проёмов: осевое расположение, прямоугольная форма оконных проёмов западного объёма: осевое расположение, прямоугольная форма оконных проёмов первого и второго этажей на северном, западном, южном фасадах, второго этажа восточного фасада; осевое расположение, прямоугольная, близкая к квадрату форма меньших по размеру оконных проёмов антресольного этажа на южном, западном и восточном фасадах; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных дверных проёмов на северном фасаде: осевое расположение, прямоугольная форма; характер столярных заполнений оконных проёмов;

материал капитальных стен – красный полнотелый глиняный кирпич;

композиция и архитектурно-художественное оформление северного, западного и южного фасадов западного (углового) объёма, включая рельефно выделенный цоколь; заглублённые перспективные трёхсторонние наличники окон первого этажа (необходимо восстановить при проведении комплексной научной реставрации) на лицевых (северном и западном) фасадах – с крупными клинчатыми замковыми камнями; мелкопрофилированные междуэтажную, подоконную второго этажа тяги, мелкопрофилированную архитравную тягу по периметру объёма, в южной части восточного и западного фасадов и на южном фасаде прерываемую окнами антресольного этажа; трёхсторонние профилированные наличники окон второго этажа с повышенной перемычкой, завершённой прямыми профилированными сандриками, в которых на лицевых (северном и западном) фасадах размещены лепные композиции растительного орнамента с центральной розеткой из укороченных акантовых листьев в форме ромба, от которой в стороны отходят симметричные, отображённые по вертикали завитки; гладкий фриз и подшивной карниз большого выноса по периметру объёма;

характер обработки фасадной поверхности западного объёма: неоштукатуренные поверхности наружных стен, облицовка цоколя белым камнем (необходимо восстановить при проведении комплексной научной реставрации), оштукатуренный фриз, штукатурные декоративные элементы на фасадах;

пространственно-планировочная структура интерьера западного объёма: историческая планировка в капитальных стенах: поперечная стена основных этажей разделяет объём на меньшую северную и большую южную части, в северной части выделен объём лестницы, южная часть разделена на две неравные части по линии отступа фасада: меньшую восточную и большую западную, которые соединяются внутренним дверным проёмом;

архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов центрального и восточного объёмов, включая рельефно выделенный кирпичный цоколь, клинчатые замки над прямоугольными окнами, обрамлёнными заглублёнными трёхсторонними перспективными штукатурными наличниками, архитравную профилированную штукатурную тягу центрального объёма, переходящую в междуэтажную тягу восточного объёма, профилированную штукатурную тягу под окнами второго этажа восточного объёма, многоступенчатый карниз с поясом прямоугольных зубчиков восточного объёма, дополненного элементами кирпичного стиля под карнизом в виде уступчатых кирпичных и оштукатуренных «висячих полотенец» по сторонам фасада;

характер обработки поверхности лицевых фасадов центрального и восточного объёмов: оштукатуренные поверхности наружных стен, штукатурные и кирпичные элементы на лицевых фасадах.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 22.04.2019
Рубрики правового классификатора: 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать