Основная информация

Дата опубликования: 20 марта 2015г.
Номер документа: RU30000201500358
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20.03.2015               № 6-П

О внесении изменений в постановление министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 07.09.2011 №24-П

В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 07.09.2011 №24-П «О порядке работы и составе постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и урегулированию конфликта интересов» следующие изменения:

1.1. В наименовании, пунктах 1 и 2 постановления слова «министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области» заменить словами «Астраханской области, замещающих должности государственной гражданской службы Астраханской области в министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области».

1.2. Порядок работы постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденный постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению №1 к настоящему постановлению.

1.3. Состав постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и урегулированию конфликта интересов изложить в новой редакции согласно приложению №2 к настоящему постановлению.

2. Отделу правового обеспечения (Попова О.В.) направить настоящее постановление в прокуратуру Астраханской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области, в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области, поставщикам справочно-правовых систем «Консультант Плюс» ЗАО «ТЕЛЕКОМ-СКИФ» и «ГАРАНТ» ЗАОНПП «Астрахань-Гарант-Сервис».

3. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Заместитель председателя Правительства

Астраханской области – министр

С.Н. Кржановский

Приложение №1

к постановлению

министерства промышленности,

транспорта и природных ресурсов

Астраханской области

от 20.03.2015 №6-П

Порядок работы постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Астраханской области, замещающих должности государственной гражданской службы Астраханской области в министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и урегулированию конфликта интересов

1. Настоящий Порядок работы постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Астраханской области, замещающих должности государственной гражданской службы Астраханской области в министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и урегулированию конфликта интересов (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и Постановлением Губернатора Астраханской области от 23.07.2010 №296 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Астраханской области и урегулированию конфликта интересов».

2. Постоянно действующая комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Астраханской области, замещающих должности государственной гражданской службы Астраханской области в министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Астраханской области, законами Астраханской области, постановлениями Губернатора и Правительства Астраханской области, настоящим Порядком.

3. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных гражданских служащих Астраханской области, замещающих должности государственной гражданской службы Астраханской области в министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее – государственные служащие).

4. Основанием для проведения заседания комиссии является:

а) представление заместителем председателя Правительства Астраханской области – министром промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее – министр) в соответствии с пунктом 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство), государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы в министерстве, и соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению, утвержденного Постановлением Губернатора Астраханской области т 28.10.2009 №535 (далее – Положение о проверке достоверности и полноты сведений), материалов проверки, свидетельствующих: о представлении государственными служащими недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом а) пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений; онесоблюдениигосударственнымслужащимтребованийкслужебномупо-ведениюи (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

б) поступившее должностному лицу отдела кадрового и документационного обеспечения министерства о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего министерства к совершению коррупционных правонарушений: обращение гражданина, замещавшего в министерстве должность государственной службы, включенную в перечень должностей государственной гражданской службы в министерстве, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной гражданской службы; заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

в) представление министра или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в министерстве мер по предупреждению коррупции;

г) представление министром материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 14.2 Закона Астраханской области от 28.05.2008 №23/2008-ОЗ «О противодействии коррупции в Астраханской области»;

д) поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального законаот25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в министерство уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещающим должности государственной службы в министерстве, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с указанной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.

5. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

6. Обращение, указанное в абзаце втором подпункта б) пункта 4 настоящего Порядка, подается гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы в министерстве, должностному лицу отдела кадрового и документационного обеспечения министерства, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В обращении указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы, наименование, место нахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной службы, функции по государственному управлению в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). Должностным лицом отдела кадрового и документационного обеспечения министерства, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Обращение, заключение и другие материалы в течение двух рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

7. Обращение, указанное в абзаце втором подпункта б) пункта 4 настоящего Порядка, может быть подано государственным служащим, планирующим свое увольнение с государственной службы, и подлежит рассмотрению комиссией в соответствии с настоящим Порядком.

8. Уведомление, указанное в подпункте д) пункта 4 настоящего Порядка, рассматривается должностным лицом отдела кадрового и документационного обеспечения министерства, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в министерстве, требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Уведомление, заключение и другие материалы в течение десяти рабочих дней со дня поступления уведомления представляются председателю комиссии.

9. Председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящего Порядка;

б) поручает отделу кадрового и документационного обеспечения министерства ознакомить государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с поступив-шей информацией и результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте б) пункта 12 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Астраханской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Постановлением Губернатора Астраханской области от 23.07.2010 №296, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) входе заседания комиссии дополнительных материалов.

10. Заседание комиссии по рассмотрению заявления, указанного в абзаце третьем подпункта б) пункта 4 настоящего Порядка, проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

11. Уведомление, указанное в подпункте д) пункта 4 настоящего Порядка рассматривается на очередном (плановом) заседании комиссии.

12. Заседание комиссии проводится в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы в министерстве. При наличии письменной просьбы государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы в министерстве, о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае не явки на заседание комиссии государственного служащего (его представителя) или гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы в министерстве (его представителя), при отсутствии письменной просьбы государственного служащего или указанного гражданина о рассмотрении данного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае повторной не явки указанных лиц без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении данного вопроса в отсутствие государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы в министерстве.

13. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

14. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

15. На заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы в министерстве (с их согласия), и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.

16. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными входе работы комиссии.

17. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта а) пункта 4 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом а) пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом а) пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, являются не достоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

18. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта а) пункта 4 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, чтогосударственныйслужащийсоблюдалтребованиякслу-жебномуповедениюи (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что государственный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует министру указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

19. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта б) пункта 4 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

20. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта б) пункта 4 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что причина не представления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;

б) признать, что причина не представления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует государственному служащему принять меры по представлению указанных сведений;

в) признать, что причина не представления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не объективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае комиссия рекомендует применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

21. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте г) пункта 4 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 14.2 Закона Астраханской области от 28.05.2008 №23/2008-ОЗ «О противодействии коррупции в Астраханской области», являются достоверными и полными;

б) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 14.2 Закона Астраханской области от 28.05.2008 №23/2008-ОЗ «О противодействии коррупции в Астраханской области», являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует министру применить к государственному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

22. По итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктами а) и б) и г) пункта 4 настоящего Порядка, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное, чем предусмотрено пунктами 17 - 20 настоящего Порядка, решение. Основанияимотивыпринятиятакогорешениядолжныбытьотраженывпротоколезаседаниякомиссии.

23. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте д) пункта 4 настоящего Порядка, комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы в министерстве, одно из следующих решений:

а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если от-дельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В этом случае комиссия рекомендует министру проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.

24. По итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного подпунктом в) пункта 4 настоящего Порядка, комиссия принимает соответствующее решение.

25. Для исполнения решений комиссии должны быть подготовлены проекты правовых актов министерства, решений или поручений министра, которые в установленном порядке представляются министру на рассмотрение.

26. Решения комиссий по вопросам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

27. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта б) пункта 4 настоящего Порядка, для министра носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта б) пункта 4 настоящего Порядка, носит обязательный характер.

28. В протоколе заседания комиссии указываются:

а) дата заседания комиссии, фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

б) формулировка каждого из рассматриваемых на заседании комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

в) предъявляемые к государственному служащему претензии, материалы, на которых они основываются;

г) содержание пояснений государственного служащего и других лиц по существу предъявляемых претензий;

д) фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений;

е) источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, дата поступления информации в исполнительный орган;

ж) другие сведения;

з) результаты голосования;

и) решение и обоснование его принятия.

29. Член комиссии, не согласный с ее решением, вправе в письменной форме изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии и с которым должен быть ознакомлен государственный служащий.

30. Копии протокола заседания комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются министру, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению комиссии – иным заинтересованным лицам.

31. Решение министра, принятое по результатам рассмотрения протокола заседания комиссии, оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

32. В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется министру для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

33. В случае установления комиссией факта совершения государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в государственные органы в соответствии с их компетенцией в 3-дневный срок, а при необходимости - немедленно.

34. Копия протокола заседания комиссии или выписка из  него приобщается к личному делу государственного служащего, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

35. Выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью министерства, вручается гражданину, замещавшему должность государственной гражданской службы в министерстве, в отношении которого рассматривается вопрос, указанный в абзаце втором подпункта б) пункта 4 настоящего Порядка, под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу непозднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

36. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии, а также информирование членов комиссии о вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания, ознакомление членов комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения на заседании комиссии, осуществляются должностными лицами министерства, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Приложение №2

к постановлению

министерства промышленности,

транспорта и природных ресурсов

Астраханской области

от 20.03.2015 №6-П

Состав постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Астраханской области, замещающих должности гражданской службы Астраханской области в министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и урегулированию конфликта интересов

Зайкова С.Н. – заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, председатель комиссии

Попова О.В. – начальник отдела правового обеспечения, заместитель председателя комиссии

Магжанова И.А. – начальник отдела кадрового и документационного обеспечения, секретарь комиссии

Члены комиссии: 

Болонина Т.Ф. – начальник отдела правового обеспечения управления государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора Астраханской области (по согласованию)

Киселева О.М. – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета ФГБОУВПО «Астраханский государственный университет» (по согласованию)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.09.2019
Рубрики правового классификатора: 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации, 060.020.120 Трудовая дисциплина, 060.020.170 Трудовые споры, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать