Загрузка страницы

Основная информация

Дата опубликования: 13 сентября 2011г.
Номер документа: В201105849
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201105849

В201105849

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 28.11.2011, N 12, СТР. 301

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13.09.2011 N 4922/11

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление Государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановлений Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2011 по делу N А21-2952/2010 Арбитражного суда Калининградской области.

Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., Президиум установил следующее.

Государственным учреждением - Калининградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) проведена документальная выездная проверка федерального государственного унитарного предприятия "Калининградский морской рыбный порт" (далее - предприятие) по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за 2009 год, по результатам которой составлен акт от 15.03.2010 N 210 н/с, принято решение от 08.04.2010 N 168 (далее - решение) о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выставлено требование от 26.04.2010 N 168 (далее - требование) об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Названными ненормативными правовыми актами предприятию, в частности, предложено уплатить 17 224 рубля 23 копейки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующую сумму пеней и 3 444 рубля 85 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы.

Основанием для принятия оспариваемых решения и требования в указанной части явился вывод фонда о занижении предприятием облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму 1 913 803 рубля 17 копеек в результате невключения в нее выплат, производимых предприятием своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.

Не согласившись с решением и требованием фонда, предприятие обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о признании их недействительными.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2010 дела объединены в одно производство.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2010 в удовлетворении заявления предприятию отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в признании недействительными решения и требования фонда в отношении уплаты 17 224 рублей 23 копеек взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующей суммы пеней и 3 444 рублей 85 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, и в указанной части заявление удовлетворено. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 20.01.2011 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора фонд просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм права, и принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на заявление предприятие просит оставить упомянутые судебные акты без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзыве на него, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.

Отказывая в удовлетворении заявления в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующих сумм пеней и штрафа в связи с занижением облагаемой базы для начисления страховых взносов в результате невключения в нее выплат, производимых предприятием своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, суд первой инстанции сделал вывод о том, что поскольку названные выплаты не предусмотрены Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень), то эти выплаты подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление предприятия по данному эпизоду, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорные выплаты не входят в систему оплаты труда работников-доноров, а производятся работодателем в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха, не могут считаться выплатами, включаемыми в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции относительно правовой природы спорных выплат, а также сослался на положения статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а также на позицию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенную соответственно в письмах от 19.05.2010 N 1239-19 и от 29.09.2010 N 30-21/10260.

При этом судом кассационной инстанции не учтено следующее.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 1 Закона N 212-ФЗ следует, что предметом правового регулирования данного Закона не являются отношения по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В письмах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации содержится позиция относительно уплаты страховых взносов, предусмотренных Законом N 212-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.

Следует иметь в виду, что в соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Исходя из пункта 2 названной статьи страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.

В силу пункта 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.

В Перечень не включаются выплаты, производимые работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.

Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.

Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.

Данные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые в соответствии с Перечнем не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что от размера выплат, с которых исчисляются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зависит и размер пособия, подлежащего выплате работнику в результате наступления страхового случая (пункт 2 статьи 12 Закона N 125-ФЗ).

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2011 по делу N А21-2952/2010 Арбитражного суда Калининградской области отменить.

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2010 по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А. Иванов

[введено: 10.01.2012 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]

[проверено: 17.01.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 12 от 28.11.2011 Стр. 301
Рубрики правового классификатора: 060.020.110 Гарантии и компенсации, 060.020.140 Охрана труда, 070.010.000 Общие положения, 070.100.000 Ответственность за нарушение законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать