Основная информация

Дата опубликования: 12 апреля 2006г.
Номер документа: В200601735
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0601735

В200601735

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.09.2006, N 9, СТР. 1, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12.04.2006 N 248-ПВ05

ВЫВОД СУДА О ПРАВОМЕРНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В ЗАКОНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСЛОВИЙ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И СОДЕРЖАНИЮ ТОТАЛИЗАТОРОВ И ИГОРНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЗНАН НЕЗАКОННЫМ

(Извлечение)

Законом Белгородской области от 28 октября 2004 г. N 147 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории области" определен порядок размещения объектов игорного бизнеса.

В силу ч. 1 ст. 2 указанного Закона хозяйствующие субъекты обязаны согласовывать размещение объектов игорного бизнеса на территории муниципальных образований с органами местного самоуправления этих образований, в соответствии с действующим законодательством. Частью 2 данной статьи запрещено размещение игорных заведений в жилых домах, на рынках, в зданиях вокзалов, в учреждениях культуры, в зданиях действующих общеобразовательных и медицинских учреждений, в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность, а также в зонах, определенных п. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9801832 (в зонах, определенных п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9801832 - в ред. Закона области от 4 мая 2005 г. N 190).

Исполняющий обязанности прокурора Белгородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений ст. 3, ч. 2 ст. 2 Закона Белгородской области от 28 октября 2004 г. в части запрета размещения игорных заведений на рынках, в зданиях вокзалов, в учреждениях культуры, а также зонах, определенных п. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9801832. ООО "Шпиль", также обратившееся в суд с заявлением, просило признать недействующим данный Закон в полном объеме. Заявители ссылались на то, что Белгородская областная Дума приняла этот нормативный акт с превышением своих полномочий.

Решением Белгородского областного суда от 22 декабря 2004 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2005 г., в удовлетворении заявлений отказано.

В связи с подачей ООО "Шпиль" надзорной жалобы на указанные судебные постановления и сомнениями в их законности дело было истребовано и после изучения передано определением судьи Верховного Суда РФ от 3 февраля 2006 г. в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.

Президиум Верховного Суда РФ 12 апреля 2006 г. судебные постановления отменил по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Отказывая в удовлетворении заявлений, суд первой инстанции исходил из того, что защита прав и свобод человека и гражданина в силу п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в этих целях (что следует из нормы ст. 1 оспариваемого Закона) законодатель Белгородской области при отсутствии федерального закона, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, был вправе определить порядок размещения его объектов и ограничить места их размещения на территории области.

Данный вывод суда не согласуется с федеральным законодательством.

Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 гарантируются единство экономического пространства и свобода экономической деятельности (ст. 8); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ст. 34).

Эти права могут быть ограничены, однако как и сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться на основе Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, устанавливающей в ч. 3 ст. 55, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из материалов дела видно, что ООО "Шпиль" осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (содержание игровых автоматов) с целью получения прибыли (п. 2.2 ст. 2 Устава общества). Этот вид деятельности в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525; НГР:Р0203661 на основании ст. 5 названного Федерального закона утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, в подп. "б" п. 4 которого установлены лицензионные требования и условия для осуществления такого вида деятельности: тотализаторы и игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.

Анализ приведенных норм, а также положений ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, реализуя свои полномочия, отнес этот вид деятельности к лицензируемой и с целью предотвращения нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан ввел ограничительные меры при осуществлении данного вида деятельности путем запрета размещения объектов игорного бизнеса в определенных местах.

Не учитывая при вынесении судебного решения приведенные нормы Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, федерального законодательства, суд отверг доводы заявителей о незаконности расширения перечня ограничений при осуществлении деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, установленного федеральным законодательством о лицензировании, и признал их неубедительными. При этом, в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ; НГР:Р0205496, не указал закон, которым он руководствовался, и ограничился лишь выводом об иной правовой природе оспариваемого Закона.

В нарушение требований ст. 173 ГПК РФ; НГР:Р0205496 судом не рассмотрено заявление прокурора об отказе от части своих требований.

Без уточнения позиции прокурора, поддержавшего требования в этом же судебном заседании уже в полном объеме, как следует из решения областного суда, его заявление рассмотрено лишь в части признания незаконной ч. 2 ст. 2 Закона Белгородской области.

Заявление в суд о признании нормативного правового акта недействующим подписано директором ООО "Шпиль", полномочия которого, в нарушение требований ч. 2 ст. 48 ГПК РФ; НГР:Р0205496, не подтверждены документами, удостоверяющими его служебное положение.

Судебная коллегия допущенные нарушения не устранила, выводы суда первой инстанции признала правильными и без ссылки на закон, не приводя мотивов, указала, что нормы оспариваемого Закона касаются административных и градостроительных отношений, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда РФ решение Белгородского областного суда и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено:27.10.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 02.11.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2006 Стр. 1
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.050.000 Градостроительство и архитектура, 090.050.050 Градостроительные нормативы. Градостроительная документация. Экспертиза, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать