Основная информация
Дата опубликования: | 18 мая 1989г. |
Номер документа: | С8900429 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Положения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
&C8900429
&C8900429
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президиума Верховного
Совета СССР
от 18 мая 1989 года N
10439-XI
П+O+Л+O+Ж+E+H+И+E
O PAБOЧEM KOHTPOЛE
ПPOФCOЮЗOB
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Рабочий контроль
профсоюзов устанавливается за деятельностью государственных, кооперативных и
общественных предприятий и организаций (об’ектов) торговли, в том числе
аптечных учреждений, общественного питания, бытового и коммунального
обслуживания, пассажирского транспорта /в дальнейшем - организации сферы
услуг/, независимо от их ведомственной подчиненности, с целью улучшения их
работы, справедливого удовлетворения потребностей населения в товарах и
услугах, обеспечения установленного порядка их реализации и оплаты, защиты прав
и интересов граждан.
2. Рабочий контроль
осуществляется инспекциями советов профсоюзов, комиссиями рабочего контроля
профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций.
3. В своей
деятельности рабочие контролеры руководствуются законами Союза CCP и союзных
республик, настоящим Положением, другими нормативными актами, Уставом
профессиональных союзов CCCP.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И
НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО
КОНТРОЛЯ
4. Рабочий контроль
профсоюзов призван предупреждать нарушения в сфере услуг, вести решительную
борьбу с фактами обмана потребителей, укрытия товаров и продуктов, спекуляции
ими,хищений, порчи и потерь материальных ценностей и других посягательств на
социалистическую собственность, наносящих ущерб интересам трудящихся.
5. Рабочий контроль в
пределах своей компетенции:
добивается искоренения
нарушений в сфере услуг и устранения причин, их порождающих, совершенствования
работы соответствующих организаций;
осуществляет контроль
за выполнением планов поставки в торговую сеть товаров для населения, в
особенности важнейших групп реализуемых по социально низким ценам товаров для
детей и лиц старшего возраста, за соблюдением розничных цен на материалы,
товары народного потребления и цен (тарифов) на услуги, оказываемые населению;
проверяет правильность
распределения товарных ресурсов и выборки фондов, соблюдение установленного
исполкомами местных Советов народных депутатов перечня и порядка реализации
товаров достаточного ассортимента, которые могут быть поставлены (отпущены)
кооперативам;
контролирует
соблюдение режима работы, правил торговли обслуживания населения, обеспечение
сохранности товарно-материальных ценностей, состояние и развитие
материально-технической базы организаций сферы услуг.
6. Рабочий контроль
строит свою работу на основе широкой гласности, в тесном взаимодействии с
комиссиями Советов народных депутатов, органами народного контроля,
комсомольскими организациями, органами ценообразования, правоохранительными,
другими государственными и общественными контролирующими органами, а также
советами ветеранов войны и труда, женсоветами, обществами потребителей,
населением.
7. О своей
деятельности и принятых по их проверкам мерах органы рабочего контроля
регулярно отчитываются перед советами и комитетами профсоюзов, при которых они
созданы, перед трудовыми коллективами, а также информируют население на
собраниях, через печать и другие средства массовой информации.
III. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК
ОБРАЗОВАНИЯ И
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ
РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
8. Инспекция рабочего
контроля BЦCПC, инспекции рабочего контроля республиканских, краевых, областных
советов профсоюзов, районные, городские, районные в городах инспекции рабочего
контроля, комиссии рабочего контроля профсоюзных комитетов и цеховых комитетов
профсоюзов (профбюро) образуют единую структуру рабочего контроля профсоюзов.
9. Инспекции рабочего
контроля BЦCПC, республиканских, краевых, областных советов профсоюзов
образуются решением соответствующего профсоюзного органа на срок его
полномочий.
Cтруктура и
численность инспекций рабочего контроля определяются решением соответствующего
профсоюзного органа.
10. Районные,
городские, районные в городах инспекции рабочего контроля избираются открытым
голосованием общим собранием председателей или уполномоченных комиссий рабочего
контроля профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций района,
города, района в городе в составе председателя, заместителя председателя и
членов инспекции сроком на 2,5 года. Численный состав инспекции определяется
указанным собранием, инициатива в его проведении принадлежит комиссии рабочего
контроля наиболее многочисленного трудового коллектива или группе комиссий
рабочего контроля.
Председатель районной,
городской, районной в городе инспекции рабочего контроля, представляя интересы
рабочего контроля профсоюзов, входит в состав районного, городского, районного
в городе комитета народного контроля на правах заместителя председателя этого
комитета.
11. Комиссия рабочего
контроля профсоюзного комитета, цехового комитета профсоюза (профбюро)
избирается открытым голосованием на собрании (конференции) соответствующей
профсоюзной организации в составе председателя, заместителя (заместителей)
председателя и членов комиссии. Численный состав и срок полномочий комиссии
рабочего контроля определяются общим собранием (конференцией) профсоюзной
организации.
12. При формировании
инспекций и комиссий рабочего контроля должен соблюдаться принцип
периодического обновления их состава.
13. Инспекция рабочего
контроля BЦCПC осуществляет методическое руководство, обобщает и распространяет
положительный опыт работы инспекций и комиссий рабочего контроля,принимает меры
по обеспечению взаимодействия органов рабочего контроля с государственными и
общественными контролирующими органами, а также непосредственно участвует в
контроле за работой организаций сферы услуг.
14. Инспекции рабочего
контроля республиканских, краевых и областных советов профсоюзов, районные,
городские, районные в городах инспекции оказывают помощь комиссиям рабочего
контроля профсоюзных комитетов, цеховых комитетов профсоюзов (профбюро),
обеспечивают взаимодействие комиссий рабочего контроля с государственными и
общественными контролирующими органами, непосредственно участвуют в контроле за
работой организаций сферы услуг.
15. Комиссии рабочего
контроля профсоюзных комитетов, цеховых комитетов профсоюзов (профбюро)
осуществляют контроль за деятельностью организаций сферы услуг, перечень
которых определяется соответствующим районным, городским, районным в городе
Советом народных депутатов по предложению совета профсоюзов или уполномоченного
им органа.
B организациях сферы
услуг на видном месте вывешивается об’явление с указанием профсоюзной
организации, образовавшей комиссию рабочего контроля, и ее номер телефона.
16. Инспекции и
комиссии рабочего контроля рассматривают поступающие предложения, заявления и
жалобы трудящихся по вопросам деятельности организаций сферы услуг и принимают
по ним необходимые меры.
17. Советы профсоюзов
и профсоюзные комитеты выдают членам инспекций и комиссий рабочего контроля
удостоверения по установленной BЦCПC форме. Привлекаемым к разовым проверкам
активистам выдается временное удостоверение.
18. Проверки
организаций сферы услуг осуществляются, как правило, группами рабочих
контролеров, состоящими не менее чем из двух человек, с привлечением, в случае
необходимости, покупателей, заказчиков, посетителей, клиентов, пассажиров и
других граждан.
При выявлении
нарушений и злоупотреблений рабочие контролеры составляют протокол по
установленной форме. Один экземпляр протокола и материалы проверки передаются
соответствующему профсоюзному органу, а другой - руководителю проверяемой
организации для устранения выявленных нарушений.
B необходимых случаях
копия протокола направляется вышестоящей организации сферы услуг и
соответствующей инспекции рабочего контроля. Pабочие контролеры одновременно
делают записи в контрольных журналах проверяемых организаций сферы услуг о
времени и результатах проверок с указанием своих предложений и сроков
устранения выявленных нарушений.
19. Член инспекции или
комиссии рабочего контроля, не оправдавший оказанного ему доверия, выводится из
ее состава решением соответствующего профсоюзного органа, собрания
(конференции), а в установленных законодательством случаях привлекается к
ответственности.
IV. ПРАВА ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО
КОНТРОЛЯ
20. Инспекции рабочего
контроля в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей
компетенции имеют право:
знакомиться при
проверках с документами, материалами, инструкциями и приказами, получать другую
необходимую информацию в проверяемых организациях сферы услуг, а также в их
вышестоящих органах;
запрашивать в связи с
проверками у руководителей организаций сферы услуг и их вышестоящих органов
необходимые документы и материалы, требовать письменные об’яснения по поводу
выявленных нарушений и недостатков, заслушивать отчеты о мерах, принятых ими по
результатам проверок;
давать обязательные
для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, передавать
материалы на обсуждение трудовых коллективов сферы услуг, рассмотрение
вышестоящих хозяйственных или соответствующих профсоюзных органов и других
общественных организаций для принятия мер и привлечения к ответственности
виновных лиц;
в случае необходимости
вносить предложения соответствующим хозяйственным органам или должностным лицам
о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности проверяемых
предприятий и организаций, давать предписания о проведении
производственно-технических экспертиз, лабораторных анализов;
ставить перед
руководителями организаций сферы услуг или вышестоящими органами вопросы о
пересмотре принятых ими актов, нарушающих права и интересы трудящихся,
приостановлении их действия и информировать об этом вышестоящие органы для
принятия необходимых мер;
вносить в
исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов предложения о
ликвидации кооперативов, неоднократно или грубо нарушающих законодательство;
применять к
руководителям организаций сферы услуг, виновным в допущенных нарушениях, фактах
бесхозяйственности и бесконтрольности, меры общественного воздействия в виде
предупреждения или порицания;
ставить перед
администрацией организаций сферы услуг вопрос об увольнении в установленном
порядке работников, виновных в нарушениях правил торговли и обслуживания, а в
необходимых случаях - перед профсоюзным органом не ниже районного о расторжении
трудового договора с руководящим работником или смещении его с занимаемой
должности по требованию профсоюзного органа.
21. Материалы на
работников, должностных лиц организаций сферы услуг, виновных в обмеривании,
обвешивании, обсчете, завышении розничных цен на материалы и товары, цен
(тарифов) на услуги, оказываемые населению, в нарушении порядка продажи
товаров, реализации их со склада, из подсобных помещений, сокрытии их от
покупателей, в неправильном распределении товарных ресурсов, необеспечении
сохранности товарно-материальных ценностей или допущении иных нарушений, если
эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством
уголовной ответственности, инспекции рабочего контроля направляют в административные
комиссии при исполкомах районных, городских, районных в городах Советов
народных депутатов.
Mатериалы проверок в
отношении должностных лиц организаций сферы услуг, виновных в указанных выше
нарушениях и не принимающих мер по их устранению, могут также направляться в
соответствующие комитеты народного контроля для привлечения их к
ответственности.
Представители рабочего
контроля, осуществляющие проверки, имеют право участвовать в заседаниях
комитетов народного контроля и административных комиссий при исполкомах Советов
народных депутатов.
22. Материалы о
злоупотреблениях и других противоправных действиях работников организаций сферы
услуг, выявленных проверками и влекущих за собой привлечение виновных к
уголовной ответственности, инспекции рабочего контроля направляют в органы
внутренних дел или прокуратуры, которые информируют их о принятых решениях.
V. ПРАВА КОМИССИЙ РАБОЧЕГО
КОНТРОЛЯ
23. Комиссии рабочего
контроля в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их
компетенции имеют право:
знакомиться с
документами и материалами, получать другую необходимую информацию, связанную с
проверкой в организациях сферы услуг;
запрашивать об’яснения
(включая письменные) у руководителей проверяемых организаций по выявленным
нарушениям и мерам по их устранению;
беспрепятственно
осматривать торговые, складские (подсобные) и иные помещения закрепленных для
осуществления рабочего контроля организаций сферы услуг;
проводить контрольные
закупки товаров и проверки выполненных заказов, изымать образцы изделий
(товаров) и блюд для экспертизы и лабораторного анализа (с отнесением расходов
на контролируемую организацию);
требовать, в случае
выявленных нарушений, продажи населению товаров, имеющихся на складах и базах,
снятия с реализации некачественных товаров (пищевых продуктов, медикаментов), а
также через инспекции рабочего контроля проведения инвентаризаций и
документальных ревизий контролируемых организаций сферы услуг их вышестоящими
органами с участием рабочих контролеров;
давать предписания об
из’ятии или сдаче на проверку (клеймение, в ремонт) неисправных весов и других
контрольно-измерительных приборов без установленных клейм либо с истекшим
сроком проверки;
вносить на
рассмотрение профсоюзных комитетов, хозяйственных руководителей предложения по
улучшению деятельности организаций сферы услуг и привлечению виновных к
ответственности за допущенные нарушения;
в необходимых случаях
передавать в профсоюзные комитеты или инспекции рабочего контроля материалы о
выявленных злоупотреблениях и других противоправных действиях должностных лиц
для направления их в органы внутренних дел или прокуратуры;
вносить на
рассмотрение инспекций рабочего контроля предложения о привлечении виновных лиц
к ответственности в соответствии со статьями 20, 21 и 22 настоящего Положения;
обязывать
руководителей организаций сферы услуг выступать перед трудовыми коллективами с
сообщениями о мерах, принимаемых по устранению выявленных нарушений и
злоупотреблений.
24. Разногласия,
возникающие между рабочими контролерами и руководителями организаций сферы
услуг, рассматриваются совместно вышестоящими профсоюзными и хозяйственными
органами. Pазногласия между рабочими контролерами и кооперативами
рассматриваются совместно вышестоящими профсоюзными органами и исполкомами
местных Советов народных депутатов.
Жалобы на решения
инспекций рабочего контроля о привлечении к ответственности рассматриваются
вышестоящей инспекцией или профсоюзным органом, которым инспекция образована, в
порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
VI. ОБЯЗАННОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖ-
НОСТНЫХ ЛИЦ СОДЕЙСТВОВАТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГА-
НОВ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ И
УСТРАНЯТЬ ВСКРЫТЫЕ
ИМИ НАРУШЕНИЯ
25. Советские органы,
органы народного контроля, прокуратуры, внутренних дел, юстиции,
государственного арбитража и суды всемерно содействуют деятельности рабочего
контроля.
Pуководители
проверяемых организаций сферы услуг обязаны безотлагательно рассматривать
предложения органов рабочего контроля, принимать соответствующие меры и о
результатах рассмотрения сообщать им в установленные законом сроки.
VII. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЛЕНОВ
ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
(СЛУЖЕБНЫХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ
26. Члены инспекций
рабочего контроля в необходимых случаях с согласия администрации, профсоюзных
комитетов и советов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций
могут освобождаться от выполнения производственных (служебных) обязанностей на
срок до семи дней в течение года по месту работы с сохранением за ними среднего
заработка и возмещением затрат по командировкам, связанным с выполнением
поручений органов рабочего контроля.
VIII. ОХРАНА ПРАВ РАБОЧИХ
КОНТРОЛЕРОВ
27. Противодействие
рабочим контролерам в выполнении возложенных на них обязанностей, их
преследование в связи с деятельностью по осуществлению контроля влекут за собой
привлечение виновных в этом лиц к ответственности, предусмотренной действующим
законодательством.
IX. ПООЩРЕНИЕ
РАБОЧИХ КОНТРОЛЕРОВ
28. Советы и комитеты
профсоюзов, руководители предприятий, учреждений, организаций поощряют наиболее
отличившихся рабочих контролеров, используя для этого меры морального и
материального стимулирования, предусмотренные законодательством и Уставом
профессиональных союзов CCCP.
&C8900429
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президиума Верховного
Совета СССР
от 18 мая 1989 года N
10439-XI
П+O+Л+O+Ж+E+H+И+E
O PAБOЧEM KOHTPOЛE
ПPOФCOЮЗOB
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Рабочий контроль
профсоюзов устанавливается за деятельностью государственных, кооперативных и
общественных предприятий и организаций (об’ектов) торговли, в том числе
аптечных учреждений, общественного питания, бытового и коммунального
обслуживания, пассажирского транспорта /в дальнейшем - организации сферы
услуг/, независимо от их ведомственной подчиненности, с целью улучшения их
работы, справедливого удовлетворения потребностей населения в товарах и
услугах, обеспечения установленного порядка их реализации и оплаты, защиты прав
и интересов граждан.
2. Рабочий контроль
осуществляется инспекциями советов профсоюзов, комиссиями рабочего контроля
профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций.
3. В своей
деятельности рабочие контролеры руководствуются законами Союза CCP и союзных
республик, настоящим Положением, другими нормативными актами, Уставом
профессиональных союзов CCCP.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И
НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО
КОНТРОЛЯ
4. Рабочий контроль
профсоюзов призван предупреждать нарушения в сфере услуг, вести решительную
борьбу с фактами обмана потребителей, укрытия товаров и продуктов, спекуляции
ими,хищений, порчи и потерь материальных ценностей и других посягательств на
социалистическую собственность, наносящих ущерб интересам трудящихся.
5. Рабочий контроль в
пределах своей компетенции:
добивается искоренения
нарушений в сфере услуг и устранения причин, их порождающих, совершенствования
работы соответствующих организаций;
осуществляет контроль
за выполнением планов поставки в торговую сеть товаров для населения, в
особенности важнейших групп реализуемых по социально низким ценам товаров для
детей и лиц старшего возраста, за соблюдением розничных цен на материалы,
товары народного потребления и цен (тарифов) на услуги, оказываемые населению;
проверяет правильность
распределения товарных ресурсов и выборки фондов, соблюдение установленного
исполкомами местных Советов народных депутатов перечня и порядка реализации
товаров достаточного ассортимента, которые могут быть поставлены (отпущены)
кооперативам;
контролирует
соблюдение режима работы, правил торговли обслуживания населения, обеспечение
сохранности товарно-материальных ценностей, состояние и развитие
материально-технической базы организаций сферы услуг.
6. Рабочий контроль
строит свою работу на основе широкой гласности, в тесном взаимодействии с
комиссиями Советов народных депутатов, органами народного контроля,
комсомольскими организациями, органами ценообразования, правоохранительными,
другими государственными и общественными контролирующими органами, а также
советами ветеранов войны и труда, женсоветами, обществами потребителей,
населением.
7. О своей
деятельности и принятых по их проверкам мерах органы рабочего контроля
регулярно отчитываются перед советами и комитетами профсоюзов, при которых они
созданы, перед трудовыми коллективами, а также информируют население на
собраниях, через печать и другие средства массовой информации.
III. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК
ОБРАЗОВАНИЯ И
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ
РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
8. Инспекция рабочего
контроля BЦCПC, инспекции рабочего контроля республиканских, краевых, областных
советов профсоюзов, районные, городские, районные в городах инспекции рабочего
контроля, комиссии рабочего контроля профсоюзных комитетов и цеховых комитетов
профсоюзов (профбюро) образуют единую структуру рабочего контроля профсоюзов.
9. Инспекции рабочего
контроля BЦCПC, республиканских, краевых, областных советов профсоюзов
образуются решением соответствующего профсоюзного органа на срок его
полномочий.
Cтруктура и
численность инспекций рабочего контроля определяются решением соответствующего
профсоюзного органа.
10. Районные,
городские, районные в городах инспекции рабочего контроля избираются открытым
голосованием общим собранием председателей или уполномоченных комиссий рабочего
контроля профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций района,
города, района в городе в составе председателя, заместителя председателя и
членов инспекции сроком на 2,5 года. Численный состав инспекции определяется
указанным собранием, инициатива в его проведении принадлежит комиссии рабочего
контроля наиболее многочисленного трудового коллектива или группе комиссий
рабочего контроля.
Председатель районной,
городской, районной в городе инспекции рабочего контроля, представляя интересы
рабочего контроля профсоюзов, входит в состав районного, городского, районного
в городе комитета народного контроля на правах заместителя председателя этого
комитета.
11. Комиссия рабочего
контроля профсоюзного комитета, цехового комитета профсоюза (профбюро)
избирается открытым голосованием на собрании (конференции) соответствующей
профсоюзной организации в составе председателя, заместителя (заместителей)
председателя и членов комиссии. Численный состав и срок полномочий комиссии
рабочего контроля определяются общим собранием (конференцией) профсоюзной
организации.
12. При формировании
инспекций и комиссий рабочего контроля должен соблюдаться принцип
периодического обновления их состава.
13. Инспекция рабочего
контроля BЦCПC осуществляет методическое руководство, обобщает и распространяет
положительный опыт работы инспекций и комиссий рабочего контроля,принимает меры
по обеспечению взаимодействия органов рабочего контроля с государственными и
общественными контролирующими органами, а также непосредственно участвует в
контроле за работой организаций сферы услуг.
14. Инспекции рабочего
контроля республиканских, краевых и областных советов профсоюзов, районные,
городские, районные в городах инспекции оказывают помощь комиссиям рабочего
контроля профсоюзных комитетов, цеховых комитетов профсоюзов (профбюро),
обеспечивают взаимодействие комиссий рабочего контроля с государственными и
общественными контролирующими органами, непосредственно участвуют в контроле за
работой организаций сферы услуг.
15. Комиссии рабочего
контроля профсоюзных комитетов, цеховых комитетов профсоюзов (профбюро)
осуществляют контроль за деятельностью организаций сферы услуг, перечень
которых определяется соответствующим районным, городским, районным в городе
Советом народных депутатов по предложению совета профсоюзов или уполномоченного
им органа.
B организациях сферы
услуг на видном месте вывешивается об’явление с указанием профсоюзной
организации, образовавшей комиссию рабочего контроля, и ее номер телефона.
16. Инспекции и
комиссии рабочего контроля рассматривают поступающие предложения, заявления и
жалобы трудящихся по вопросам деятельности организаций сферы услуг и принимают
по ним необходимые меры.
17. Советы профсоюзов
и профсоюзные комитеты выдают членам инспекций и комиссий рабочего контроля
удостоверения по установленной BЦCПC форме. Привлекаемым к разовым проверкам
активистам выдается временное удостоверение.
18. Проверки
организаций сферы услуг осуществляются, как правило, группами рабочих
контролеров, состоящими не менее чем из двух человек, с привлечением, в случае
необходимости, покупателей, заказчиков, посетителей, клиентов, пассажиров и
других граждан.
При выявлении
нарушений и злоупотреблений рабочие контролеры составляют протокол по
установленной форме. Один экземпляр протокола и материалы проверки передаются
соответствующему профсоюзному органу, а другой - руководителю проверяемой
организации для устранения выявленных нарушений.
B необходимых случаях
копия протокола направляется вышестоящей организации сферы услуг и
соответствующей инспекции рабочего контроля. Pабочие контролеры одновременно
делают записи в контрольных журналах проверяемых организаций сферы услуг о
времени и результатах проверок с указанием своих предложений и сроков
устранения выявленных нарушений.
19. Член инспекции или
комиссии рабочего контроля, не оправдавший оказанного ему доверия, выводится из
ее состава решением соответствующего профсоюзного органа, собрания
(конференции), а в установленных законодательством случаях привлекается к
ответственности.
IV. ПРАВА ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО
КОНТРОЛЯ
20. Инспекции рабочего
контроля в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей
компетенции имеют право:
знакомиться при
проверках с документами, материалами, инструкциями и приказами, получать другую
необходимую информацию в проверяемых организациях сферы услуг, а также в их
вышестоящих органах;
запрашивать в связи с
проверками у руководителей организаций сферы услуг и их вышестоящих органов
необходимые документы и материалы, требовать письменные об’яснения по поводу
выявленных нарушений и недостатков, заслушивать отчеты о мерах, принятых ими по
результатам проверок;
давать обязательные
для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, передавать
материалы на обсуждение трудовых коллективов сферы услуг, рассмотрение
вышестоящих хозяйственных или соответствующих профсоюзных органов и других
общественных организаций для принятия мер и привлечения к ответственности
виновных лиц;
в случае необходимости
вносить предложения соответствующим хозяйственным органам или должностным лицам
о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности проверяемых
предприятий и организаций, давать предписания о проведении
производственно-технических экспертиз, лабораторных анализов;
ставить перед
руководителями организаций сферы услуг или вышестоящими органами вопросы о
пересмотре принятых ими актов, нарушающих права и интересы трудящихся,
приостановлении их действия и информировать об этом вышестоящие органы для
принятия необходимых мер;
вносить в
исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов предложения о
ликвидации кооперативов, неоднократно или грубо нарушающих законодательство;
применять к
руководителям организаций сферы услуг, виновным в допущенных нарушениях, фактах
бесхозяйственности и бесконтрольности, меры общественного воздействия в виде
предупреждения или порицания;
ставить перед
администрацией организаций сферы услуг вопрос об увольнении в установленном
порядке работников, виновных в нарушениях правил торговли и обслуживания, а в
необходимых случаях - перед профсоюзным органом не ниже районного о расторжении
трудового договора с руководящим работником или смещении его с занимаемой
должности по требованию профсоюзного органа.
21. Материалы на
работников, должностных лиц организаций сферы услуг, виновных в обмеривании,
обвешивании, обсчете, завышении розничных цен на материалы и товары, цен
(тарифов) на услуги, оказываемые населению, в нарушении порядка продажи
товаров, реализации их со склада, из подсобных помещений, сокрытии их от
покупателей, в неправильном распределении товарных ресурсов, необеспечении
сохранности товарно-материальных ценностей или допущении иных нарушений, если
эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством
уголовной ответственности, инспекции рабочего контроля направляют в административные
комиссии при исполкомах районных, городских, районных в городах Советов
народных депутатов.
Mатериалы проверок в
отношении должностных лиц организаций сферы услуг, виновных в указанных выше
нарушениях и не принимающих мер по их устранению, могут также направляться в
соответствующие комитеты народного контроля для привлечения их к
ответственности.
Представители рабочего
контроля, осуществляющие проверки, имеют право участвовать в заседаниях
комитетов народного контроля и административных комиссий при исполкомах Советов
народных депутатов.
22. Материалы о
злоупотреблениях и других противоправных действиях работников организаций сферы
услуг, выявленных проверками и влекущих за собой привлечение виновных к
уголовной ответственности, инспекции рабочего контроля направляют в органы
внутренних дел или прокуратуры, которые информируют их о принятых решениях.
V. ПРАВА КОМИССИЙ РАБОЧЕГО
КОНТРОЛЯ
23. Комиссии рабочего
контроля в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их
компетенции имеют право:
знакомиться с
документами и материалами, получать другую необходимую информацию, связанную с
проверкой в организациях сферы услуг;
запрашивать об’яснения
(включая письменные) у руководителей проверяемых организаций по выявленным
нарушениям и мерам по их устранению;
беспрепятственно
осматривать торговые, складские (подсобные) и иные помещения закрепленных для
осуществления рабочего контроля организаций сферы услуг;
проводить контрольные
закупки товаров и проверки выполненных заказов, изымать образцы изделий
(товаров) и блюд для экспертизы и лабораторного анализа (с отнесением расходов
на контролируемую организацию);
требовать, в случае
выявленных нарушений, продажи населению товаров, имеющихся на складах и базах,
снятия с реализации некачественных товаров (пищевых продуктов, медикаментов), а
также через инспекции рабочего контроля проведения инвентаризаций и
документальных ревизий контролируемых организаций сферы услуг их вышестоящими
органами с участием рабочих контролеров;
давать предписания об
из’ятии или сдаче на проверку (клеймение, в ремонт) неисправных весов и других
контрольно-измерительных приборов без установленных клейм либо с истекшим
сроком проверки;
вносить на
рассмотрение профсоюзных комитетов, хозяйственных руководителей предложения по
улучшению деятельности организаций сферы услуг и привлечению виновных к
ответственности за допущенные нарушения;
в необходимых случаях
передавать в профсоюзные комитеты или инспекции рабочего контроля материалы о
выявленных злоупотреблениях и других противоправных действиях должностных лиц
для направления их в органы внутренних дел или прокуратуры;
вносить на
рассмотрение инспекций рабочего контроля предложения о привлечении виновных лиц
к ответственности в соответствии со статьями 20, 21 и 22 настоящего Положения;
обязывать
руководителей организаций сферы услуг выступать перед трудовыми коллективами с
сообщениями о мерах, принимаемых по устранению выявленных нарушений и
злоупотреблений.
24. Разногласия,
возникающие между рабочими контролерами и руководителями организаций сферы
услуг, рассматриваются совместно вышестоящими профсоюзными и хозяйственными
органами. Pазногласия между рабочими контролерами и кооперативами
рассматриваются совместно вышестоящими профсоюзными органами и исполкомами
местных Советов народных депутатов.
Жалобы на решения
инспекций рабочего контроля о привлечении к ответственности рассматриваются
вышестоящей инспекцией или профсоюзным органом, которым инспекция образована, в
порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
VI. ОБЯЗАННОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖ-
НОСТНЫХ ЛИЦ СОДЕЙСТВОВАТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГА-
НОВ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ И
УСТРАНЯТЬ ВСКРЫТЫЕ
ИМИ НАРУШЕНИЯ
25. Советские органы,
органы народного контроля, прокуратуры, внутренних дел, юстиции,
государственного арбитража и суды всемерно содействуют деятельности рабочего
контроля.
Pуководители
проверяемых организаций сферы услуг обязаны безотлагательно рассматривать
предложения органов рабочего контроля, принимать соответствующие меры и о
результатах рассмотрения сообщать им в установленные законом сроки.
VII. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЛЕНОВ
ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
(СЛУЖЕБНЫХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ
26. Члены инспекций
рабочего контроля в необходимых случаях с согласия администрации, профсоюзных
комитетов и советов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций
могут освобождаться от выполнения производственных (служебных) обязанностей на
срок до семи дней в течение года по месту работы с сохранением за ними среднего
заработка и возмещением затрат по командировкам, связанным с выполнением
поручений органов рабочего контроля.
VIII. ОХРАНА ПРАВ РАБОЧИХ
КОНТРОЛЕРОВ
27. Противодействие
рабочим контролерам в выполнении возложенных на них обязанностей, их
преследование в связи с деятельностью по осуществлению контроля влекут за собой
привлечение виновных в этом лиц к ответственности, предусмотренной действующим
законодательством.
IX. ПООЩРЕНИЕ
РАБОЧИХ КОНТРОЛЕРОВ
28. Советы и комитеты
профсоюзов, руководители предприятий, учреждений, организаций поощряют наиболее
отличившихся рабочих контролеров, используя для этого меры морального и
материального стимулирования, предусмотренные законодательством и Уставом
профессиональных союзов CCCP.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: