Основная информация

Дата опубликования: 25 февраля 2004г.
Номер документа: В200402470
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0402470

В200402470

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2004, N 10, СТР. 15, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25.02.2004 N 57ПВ03

ВЫВОД СУДА О ТОМ, ЧТО НА СОЗДАНИЕ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАДЕЛЕННОГО ФУНКЦИЯМИ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ,

ТРЕБОВАЛОСЬ СОГЛАСИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ,

ПРИЗНАН ОШИБОЧНЫМ

(Извлечение)

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления губернатора Приморского края от 18 октября 2002 г. N 545 "О создании департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края", поскольку оно, по мнению прокурора, противоречит Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и федеральному законодательству. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждается в заявлении, должна соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом, и составлять единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оспариваемым постановлением губернатора Приморского края создан департамент образования, науки и социальной защиты на базе двух самостоятельных структур исполнительной власти администрации Приморского края: департамента образования и науки и управления социальной защиты населения администрации Приморского края путем их слияния, причем управление социальной защиты населения администрации Приморского края включено в состав департамента на правах структурного подразделения, руководитель которого будет находиться в непосредственном подчинении руководителя вновь образованного департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края.

Решением Приморского краевого суда от 5 января 2003 г. заявление прокурора было удовлетворено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 28 февраля 2003 г. решение оставила без изменения.

В надзорной жалобе администрация Приморского края просила об отмене судебных постановлений, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

Президиум Верховного Суда РФ 25 февраля 2004 г. жалобу удовлетворил по следующим основаниям.

По мнению судебных инстанций, губернатором края нарушена норма ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, устанавливающая, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Аналогичное положение воспроизведено в ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Отсюда сделан вывод, что постановление губернатора края о создании объединенного департамента образования, науки и социальной защиты населения издано с нарушением пределов его компетенции.

С доводами судебных инстанций нельзя согласиться.

Употребление в названной статье Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и Федеральном законе понятия "образуют" не означает, что субъект Российской Федерации при создании системы органов исполнительной власти должен копировать структуру федеральных органов исполнительной власти.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867; НГР:Р0002272 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (с последующими изменениями и дополнениями). В названном нормативном правовом акте Президента Российской Федерации не содержится указаний субъектам Российской Федерации о приведении структуры исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствие со структурой федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480; НГР:Р9701675 утверждено Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. В нем также не содержится норм, обязывающих субъекты Российской Федерации согласовывать или совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации принимать правовые акты об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих аналогичные функции.

В полномочия Министра труда и социального развития Российской Федерации (перечислены в п. 11 Положения) не входит согласование структуры либо штатной численности, либо назначение на должность руководителя органа субъекта Российской Федерации, исполняющего аналогичные функции.

В Перечень территориальных органов, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации, органы субъектов Российской Федерации, исполняющие функции по социальной защите и социальному обеспечению, не включены.

Анализ вышеназванных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации позволяет утверждать, что создание органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенного функциями социальной защиты и социального обеспечения населения, не относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Поэтому ошибочным является утверждение в решении суда первой инстанции о том, что на создание департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края требовалось согласие федеральных органов власти.

Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации основываются на Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и регулируются федеральными законами, уставом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Данное положение отражено в преамбуле названного Федерального закона.

В силу п. "м" ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации утверждается схема управления субъектом Российской Федерации, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления).

В п. 4 ст. 47 Устава Приморского края предусмотрено, что к ведению Законодательного Собрания Приморского края относится утверждение по представлению губернатора Приморского края схемы управления краем и структуры администрации Приморского края, а согласно п. "з" ч. 2 ст. 56 того же Устава губернатор Приморского края формирует администрацию Приморского края в соответствии со структурой и в порядке, определенном законом Приморского края.

Таким образом, судом не исследованы существенные для дела вопросы о том, что следует понимать под схемой управления краем и структурой администрации края по смыслу п. 4 ст. 47 Устава края, входит ли указанный департамент в структуру администрации Приморского края, вправе ли был губернатор края своим постановлением утвердить создание этого департамента или такое утверждение должно было быть оформлено законом субъекта Российской Федерации.

Это свидетельствует о существенном нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела.

Президиум Верховного Суда РФ отменил решение Приморского краевого суда и определение Судебной коллегии но гражданским делам Верховного Суда РФ, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено: 01.11.2004 оператор НЦПИ - Угрюмова И.О.]

[проверено: 04.11.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2004 Стр. 15
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.070.000 Федеративное устройство Российской Федерации, 010.070.020 Субъекты Российской Федерации, 010.070.030 Договоры (соглашения) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.120.000 Исполнительная власть (см. 020.010.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать