Основная информация

Дата опубликования: 19 ноября 2003г.
Номер документа: В200304427
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0304427

В200304427

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.09.2004, N 9, СТР. 4, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19.11.2003 N 48пв03

ДОПЛАТА ЗА РАБОТУ В НОЧНУЮ И ВЕЧЕРНЮЮ СМЕНЫ,

СВЯЗАННАЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ТРУДА,

ПОДЛЕЖИТ ВЫПЛАТЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ В ПОРЯДКЕ,

ПРЕДУСМОТРЕННОМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦК КПСС, СОВЕТА

МИНИСТРОВ СССР И ВЦСПС ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 1987 Г.

N 194; НГР:С8710028 "О ПЕРЕХОДЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ,

ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

НА МНОГОСМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА", КОТОРОЕ

НЕ ПРИЗНАНО УТРАТИВШИМ СИЛУ

(Извлечение)

ОАО "Омолонская золоторудная компания" обратилось в суд с требованием признать незаконным п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194; НГР:С8710028 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства", ссылаясь на несоответствие его трудовому законодательству.

В названном пункте обжалуемого постановления устанавливались доплаты за работу в вечернюю смену в размере 20 процентов, за работу в ночную смену - 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Такая доплата за работу в ночную смену должна производиться в случае, если не менее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра). Кроме того, названным пунктом постановления за работу в многосменном режиме предусматривались дополнительные отпуска, которые вводились сверх других дополнительных отпусков, установленных для соответствующих категорий работников.

Решением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. требование заявителя удовлетворены: п. 9 названного постановления признан незаконным и недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

В надзорной жалобе Ч. (заинтересованное лицо) ставился вопрос об отмене решения Судебной коллегии Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ 19 ноября 2003 г. решение отменил, указав следующее.

Суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что расходы работодателя, связанные с доплатами за работу в многосменном режиме работы, не предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации; НГР:Р0102414, в связи с чем подлежат оплате за счет прибыли предприятия, т. е. за счет имущества, остающегося в его распоряжении, а это нарушает права и законные интересы акционерного общества.

Указанные доводы нельзя признать правильными.

В настоящее время отношения, связанные с налогообложением прибыли, регулируются главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 (НК РФ; НГР:Р9803595).

Пунктом 3 ст. 255 НК РФ; НГР:Р0003621 предусмотрено, что к расходам на оплату труда (уменьшающим налогооблагаемую прибыль) относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время и работу в многосменном режиме, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, нет оснований считать, что права и законные интересы заявителя, а также имущественные интересы акционеров ОАО "Омолонская золоторудная компания" нарушаются при применении п. 9 упомянутого Постановления в части доплат за вечерние и ночные смены, поскольку они должны относиться на затраты организации в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 к действующему законодательству относятся акты, принимаемые органами государственной власти: законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Согласно ст. 423 ТК РФ постановления Правительства бывшего СССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации; НГР:Р0102414.

В силу названной нормы к действующему законодательству относится и постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства".

Статьей 154 ТК РФ регулируется оплата труда в ночное время. То есть, как указано в ст. 96 ТК РФ, с 22 час. до 6 час.

Исходя только из этих норм суд первой инстанции сделал вывод, что размеры оплаты труда в ночные и вечерние смены в статьях Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 не определены, поэтому доплаты за многосменный режим работы не должны производиться.

Между тем ст. 103 ТК РФ устанавливает режим работы в две, три и четыре смены, следовательно, предусматривает вечерние и ночные смены.

Доплаты за работу в ночную и в вечернюю смены, связанные с особенностями режима и условий труда, относятся к выплатам компенсирующего характера и соответствии с Кодексом. В силу ст. 149 ТК РФ условия работы в вечерние и ночные смены являются отклонением от нормальных условий труда, в связи с чем требуют повышенной оплаты.

Ссылка суда первой инстанции на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 154 ТК РФ конкретные размеры повышения оплаты в настоящее время определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором, сделана без учета положения ч. 1 той же статьи Кодекса о том, что указанные размеры повышения должны быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Названное Постановление относится к таким нормативным правовым актам, в п. 9 его предусмотрены конкретные размеры повышения доплат за работу в многосменном режиме.

В надзорной жалобе заявителя Ч. (не принимавшего участия в деле) указывается, что с признанием судом недействующим данного пункта Постановления вопросы повышения доплат за работу в вечернюю и ночную смены нормативно неурегулированы, а решаются по усмотрению работодателей. Таким образом, нарушаются интересы лиц, работающих в многосменном режиме, в том числе и его интересы, поскольку в ОАО "Саратовинтерьерстекло" он работает по трехсменному графику (с 8 час. до 16 час., с 16 час. до 24 час., с 0 час. до 8 час.).

Эти доводы в соответствии с ч. 1 ст. 376 ГПК РФ; НГР:Р0205496 послужили основанием для принятия надзорной жалобы к рассмотрению по существу.

Президиум Верховного Суда РФ решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. о признании незаконным и недействующим п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194; НГР:С8710028 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" в части установления доплаты в размере 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночной смене и 20 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в вечерней смене отменил и вынес новое решение об отказе ОАО "Омолонская золоторудная компания" в удовлетворении требования о признании незаконным и недействующим п. 9 названного Постановления в указанной части.

[введено: 30.09.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 01.10.2004 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2004 Стр. 4
Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.070 Рабочее время, 060.020.090 Оплата труда, 060.020.110 Гарантии и компенсации, 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать